город Ростов-на-Дону |
|
05 августа 2019 г. |
дело N А32-10534/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ильиной М.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Темрюкском районе Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2019 (резолютивная часть) по делу N А32-10534/2019 (судья Лукки А.А.)
по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темрюкском районе Краснодарского края
к индивидуальному предпринимателю Безворотнему Александру Александровичу (ОГРНИП: 304235211400142, ИНН: 235203910601)
о взыскании финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темрюкском районе Краснодарского края (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Безворотнему Александру Александровичу (далее - предприниматель, ИП Безворотний А.А.) о взыскании штрафных санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за апрель 2018 года в сумме 6 500 рублей.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2019, изготовленным в виде резолютивной части, в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темрюкском районе Краснодарского края обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе пенсионный фонд просит отменить решение суда, ссылаясь то, что ИП Безворотним А.А. по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2018 года (тип формы "ИСХД") 8 мая 2018 года, т.е. в установленный срок. Протокол проверки отчетности за апрель 2018 г. с предложением об устранении имеющихся расхождений направлен страхователю по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью 08.05.2018. Однако от страхователя в адрес управления сведения о застрахованных лицах (тип формы "ДОП") по форме СЗВ-М за отчетный месяц - апрель 2018 г. поступили 22 мая 2018 года, т.е. с нарушением срока для исправления ошибок. ИП Безворотний А.А. привлечен к ответственности за предоставление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовой санкции за апрель 2018 года в сумме 6500 рублей (500 руб. х 13 застрах. лиц). В связи с этим оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учтете в системе обязательного пенсионного законодательства, у суда не имелось.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Безворотний А.А. указал на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) ИП Безворотний А.А. является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования и зарегистрирован в качестве страхователя в государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Темрюкском районе Краснодарского края (033-055-011551).
Пенсионным фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального учета, предусмотренных пп. 2 - 22 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
На основании проведенной проверки пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.05.2018 N 725 за непредставление страхователем в установленный срок сведений в отношении 13 застрахованных лиц по форме СЗВ-М за апрель 2018 года (л.д. 14).
По результатам рассмотрения указанного акта управлением вынесено решение от 02.07.2018 N 725 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в сумме 6500 руб. (л.д. 17).
В целях добровольной уплаты штрафа должнику выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.07.2018 N 725 со сроком исполнения до 12.08.2018 (л.д. 20).
22.01.2019 Арбитражным судом Краснодарского края по делу N А32-2789/2019 выдан судебный приказ о взыскании с ИП Безворотнего А.А. в пользу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Темрюкском районе Краснодарского края финансовых санкций в размере 6 5000 рублей.
07.02.2019 судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темрюкском районе Краснодарского края обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке искового производства
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон N 27-ФЗ.
Понятие индивидуального (персонифицированного) учета содержится в статье 1 Закона N 27-ФЗ, под которым понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователи предоставляют в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ на страхователе лежала обязанность по ежемесячному представлению не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, следующих сведений о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы):
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Данной норме корреспондирует обязанность органов пенсионного фонда обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведения, определенные данным Законом и предоставленные работодателями и застрахованными лицами, а также праву требовать своевременного и правильного представления указанной информации и осуществлять контроль за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов, в том числе по их учетным данным (статья 16 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из содержания пункта 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена данной статьей составляет как нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, так и представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, утверждена Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах:
"исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
"доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
"отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С учетом приведенных выше норм установленный срок представления сведений о застрахованных лицах за апрель 2018 года - 15.05.2018.
Как следует из материалов дела, исходная форма за апрель 2018 года предоставлена ИП Безворотним А.А. в отношении 12 застрахованных лиц с соблюдением установленного срока (08.05.2018).
Пенсионный фонд не принял представленную предпринимателем отчетность, направив отрицательный протокол от 08.05.2018.
Т.о., отрицательный протокол свидетельствует о том, что исходная форма за апрель 2018 года пенсионным фондом не была принята.
Как указывает ИП Безворотний А.А., ошибка была допущена только в отсутствии дефисов в страховом номере двух работников, другие сведения, позволяющие идентифицировать застрахованных лиц, указаны предпринимателем верно.
Также подобные ошибки не могут быть квалифицированы как неустранимые ошибки, позволяющие органу ПФР отказывать в приеме отчетности.
Недостоверность сведений предполагает существенные нарушения, влияющие на правильность исчисления страховых взносов, а ошибки, указанные выше, можно отнести к техническим недочетам. Они не приводят к занижению базы для начисления взносов либо к иным негативным последствиям. К тому же остальные данные, указанные в форме, вполне позволяют идентифицировать застрахованное лицо.
Т.о., наличие в представленных предпринимателем сведениях допущенной ошибки не может быть расценено как представление недостоверных сведений.
При предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, технические ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган Пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Дополняющая форма СЗВ-М за апрель 2018 года в отношении 13 застрахованных лиц была представлена ИП Безворотним А.А. 22.05.2018.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, подлежащей применению на момент подачи дополняющей формы отчетности, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании, из указанных положений следует, что состав правонарушения ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, не образуют действия страхователя в случаях:
- представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений;
- самостоятельного выявления ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и представлении уточненных (исправленных) сведений о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, до выявления данной ошибки органом пенсионного фонда.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Самостоятельно выявив ошибку в отношении одного застрахованного лица до ее обнаружения пенсионным фондом, предприниматель реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за спорный период, что позволяет не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц, на что было неоднократно указано Верховным Судом РФ в определениях, в том числе от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769 по делу N А56-73062/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017.
Отсутствие законодательно установленного пресекательного срока, в течение которого страхователь сам может выявить ошибки и неточности в предоставленной им отчетности, не может влечь за собой возникновение за это ответственности.
Выраженная в пункте 39 Инструкции N 766н официальная позиция Минтруда России о том, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм применение финансовых санкций к такому страхователю исключается, направлена на соблюдение принципов назначения юридического наказания (виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности), и направлена на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок и более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Т.о., первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии самостоятельно в отношении одного лица в соответствии с действующим законодательством, не могут расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в полном объеме.
При таких обстоятельствах правовых и законных оснований для удовлетворения требований пенсионного фонда не имелось.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2019 (резолютивная часть) по делу N А32-10534/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10534/2019
Истец: Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда в Темрюкском районе Краснодарского края, ГУ УПФ РФ В Темрюкском районе КК
Ответчик: Безворотний А А