г. Саратов |
|
05 августа 2019 г. |
Дело N А57-7587/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Акчуриной Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" и Администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 июня 2019 года по делу N А57-7587/2019, (судья Напалкова Л.В.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волжская-Саратов" (ОГРН 1116450014361), г. Саратов,
к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246), г. Саратов, Администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 10264025204641), г. Саратов,
третьи лица: Администрация муниципального образования "Город Саратов", г.Саратов, Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов
о взыскании задолженности за коммунальные и жилищные услуги; судебных расходов,
при участии в судебном заседании представителя Администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" - Тупикова В.С. по доверенности от 09.07.2019,
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волжская-Саратов", муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", третьих лиц: Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по управлению имуществом города Саратова - представители не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волжская-Саратов" (далее по тексту - ООО "УК Волжская-Саратов", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", Администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" (далее по тексту - ответчики) о взыскании задолженности за коммунальные услуги по квартире N 50 в жилом доме N 169 по ул. Чернышевского г. Саратова за период с 01 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 4 746,62 руб., пени за период с 01 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 5 084,80 руб.; за жилищные услуги за период с 01 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 9 269,73 руб., пени в размере 334,84 руб.; судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 15 000 руб., судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17 июня 2019 года по делу N А57-7587/2019 с МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ООО "УК Волжская-Саратов" взыскана задолженность за коммунальные услуги по квартире N 50 в жилом доме N 169 по ул. Чернышевского г. Саратова за период с 01 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 4746,62 руб., пени за период с 01 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 5084,80 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб.
С Муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ООО "УК Волжская-Саратов" взыскана задолженность за жилищные услуги за период с 01 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 9269,73 руб., пени в размере 334,84 руб.; судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб. В остальной части судебных расходов - отказано.
Комитет по финансам администрации МО "Город Саратов" и Администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратились в апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
Комитет по финансам считает, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является держателем спорного нежилого помещения.
Администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов" в своей жалобе указывает, что обязанность по несению бремени содержания своего имущества и оплате коммунальных услуг отсутствует у ответчиков, поскольку данные расходы не подтверждены документально, их размер истцом не доказан.
Представитель Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Представитель Администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УК Волжская" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 169, на основании решений общего собрания собственников помещений.
В указанном доме расположена квартира N 50, принадлежащая на праве собственности Муниципальному образованию "Город Саратов". В соответствии со справкой формы N1, по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 169, кв. 50, никто не зарегистрирован.
В связи с внесением изменений в учредительные документы от 13 декабря 2018 года наименование истца было изменено с ООО "Управляющая компания Волжская" на ООО "Управляющая компания Волжская-Саратов".
Как указывает истец, ответчик, будучи собственником квартиры N 50 в доме N 169 по ул. Чернышевского в г. Саратове, свое обязательство по оплате коммунальных и жилищных услуг надлежащим образом не исполнял.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилого помещения в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой по содержанию, ремонту общего имущества жилого дома, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 31 мая 2005 года N 6-П, "право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества. Правило о несении собственником такого бремени закреплено в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника, что само по себе не может нарушать конституционные права заявителя".
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Довод апеллянта о том, что обязанность по несению бремени содержания своего имущества и оплате коммунальных услуг отсутствует у ответчиков, поскольку данные расходы не подтверждены документально, их размер истцом не доказан, суд отклоняет, как несостоятельный, по следующим основаниям.
В пункте 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, дано определение понятия "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. метра общей площади жилого помещения.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Отсутствие соответствующего договора с истцом не свидетельствует, что собственник жилых помещений не обязан участвовать в содержании общего имущества многоквартирного дома, поскольку обязанность несения расходов по содержанию общего имущества возникает в силу закона, а не только из договора.
Расходы на капитальный ремонт, текущий ремонт и содержание имущества, отопление, в том числе нежилых помещений в многоквартирном доме, определяется на общем собрании собственников. Размер платы на капитальный, текущий ремонт и содержание имущества, в том числе общих мест пользования, устанавливается собранием и не превышает общегородских размеров.
Судом установлено, что в исковой период МО "Город Саратов" являлось собственником и единственным владельцем жилого помещения квартира N 50, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, д. N 169, и значится в реестре муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с постановлением мэра города Саратова от 26 октября 1999 года N 855 "О включении объектов жилищного фонда в реестр муниципального жилищного фонда города", что следует из ответа комитета по управлению имуществом города Саратова от 11 апреля 2019 года N 07-06/8345, адресованное Комитету по финансам.
Отсутствие соответствующего договора с истцом не свидетельствует, что собственник жилых помещений не обязан участвовать в содержании общего имущества многоквартирного дома, поскольку обязанность несения расходов по содержанию общего имущества возникает в силу закона, а не только из договора, в связи с чем доводы апеллянта об отсутствии заключенного между сторонами договора на управление многоквартирным домом подлежат апелляционным судом отклонению.
Таким образом, факт принадлежности жилого помещения муниципального образования "Город Саратов" в спорный период подтверждается материалами дела.
Истцом было оказано коммунальных услуг, а также услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Расчет истца судом проверен и признан правильным, что апеллянтом не оспаривается.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ предусматривает, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое и нежилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 3. ст. 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно расчету истца задолженность ответчика за жилищные услуги (за содержание, ремонт, вывоз ТБО, Обращение с ТКО, содержание Совета многоквартирного дома) за период с 01 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года составляет 9 269,73 руб.
Расчет истца произведен в соответствии с протоколом N 9 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул. им. Чернышевского Н.Г., д. 169, от 28 января 2015 года, которым были утверждены следующие тарифы: содержание жилья в размере - 10,73 руб./м2, ремонт жилья - 03,90 руб./м2, вывоз ТБО - 0,83 руб./м2 (стоимость услуги рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ для специализированной организации и изменяется в соответствии с принятыми вышеуказанными органами нормативными актами), содержание Совета многоквартирного дома - 3,00 руб./м2 с ежегодной индексацией в размере, не превышающем 15%. и площади помещения ответчика (кв. 50 дома N 169 по ул. им. Чернышевского Н.Г. г. Саратова) равного 46,00 кв.м.
Расчет за содержание, ремонт производился, исходя из вышеуказанных тарифов и площади помещения ответчика.
Суду представлены доказательства выставления счетов ответчику на оплату за вывоз ТБО, вывоз КГО, за содержание и ремонт общего имущества, за водоснабжение ГВС на содержание общедомового имущества, за электроэнергию на содержание общедомового имущества, за водоотведение на содержание общедомового имущества, за благоустройство, лифт.
Стоимость услуг, предоставляемых специализированными организациями по договорам (вывоз ТБО, обслуживание лифта), рассчитывается в соответствии со стоимостью услуг, установленной соответствующими договорами, и в случае изменения цена договора со специализированной организацией размер ежемесячной платы за содержание жилья подлежит соответствующему изменению управляющей организацией в размере, соответствующему размеру изменения цены соответствующего договора, без дополнительного утверждения размера платы за указанные работы на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома и без составления дополнительного соглашения к договору управления, с предварительным уведомлением Совета многоквартирного дома не менее, чем за 30 дней до даты изменения цены договора, и предоставлением подтверждающей документации.
Вывоз снега (в зимний период), очистка придомовой территории от снега механизированным способом, очистка кровли от снега и наледи, вывоз КГО, стлал деревьев, дератизация и дезинсекция, прочистка наружных канализационных сетей, оплачиваются собственниками (нанимателями) отдельно без дополнительного утверждения размера платы за указанные работы на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома и без составления дополнительного соглашения к данному Договору, исходя из фактически понесенных затрат управляющей организацией. Указанные начисления производятся по результатам проведенных работ в размере фактически понесенных управляющей организацией затрат соразмерно доле Собственника в праве общей собственности на общее имущество на основании актов выполненных работ, подписанных председателем и/или членами Совета многоквартирного дома и выставляются в квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг по строке "благоустройство". Собственники обязаны до истечения календарного года с момента проведения настоящего общего собрания провести общее собрание собственников, на котором утвердить тарифы на следующий год управления, начиная с даты проведения настоящего общего собрания. В случае непроведения собственниками общего собрания и не утверждения тарифов на следующий год, принятые тарифы подлежат ежегодной индексацией с учетом инфляции в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными постановлением Правительства РФ, в размере, не превышающем 15 %, управляющей компанией в одностороннем порядке с предварительным уведомлением собственников за 30 дней до индексации принятых тарифов.
Объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, распределять между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (ст. 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 вышеуказанных правил и статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией осуществляющей управление многоквартирным домом.
В соответствии с ч.1 п.2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) коммунальные услуги.
В соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (обшедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 к вышеуказанным Правилам.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17.06.2016 N 25/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Саратовской области" был утвержден норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в размере - 1,53 за 1 кВт/ч на кв.метр ( N одн) Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.05.2013 N14/1 "Об утверждении норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на обшедомовые нужды на территории Саратовской области" был утвержден норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды в размере 0,057 за 1 м3. (Nодн ).
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 N 25/1 "Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению в целях содержания общего имущества в многоквартирных доме на территории Саратовской области" был утвержден норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды в размере 0,0198 за 1 м3. (N одн).
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.05.2013 N 14/2 "Об утверждении норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Саратовской области" был утвержден норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды в размере 0,026 за 1 м3. (N одн).
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 N 25/1 "Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению в целях содержания общего имущества в многоквартирных доме на территории Саратовской области" был утвержден норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды в размере 0,0198 за 1 м3 (N одн).
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" в постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.06.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила) внесены изменения.
С 1 января 2017 года при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента (абз.3 п.42 Правил).
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 56(2) Правил).
Квартира не оборудована индивидуальными приборами учета на холодное и горячее водоснабжение, следовательно, начисление платежей за данные услуги осуществляется в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг.
Обязанность собственника по содержанию своего имущества установлена законом, обязательства по оплате за оказанные услуги возникают непосредственно из принадлежности ответчику жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме.
В рассматриваемой ситуации, в отсутствие договора между истцом и ответчиком, заявленная истцом сумма основного долга правомерно расценена судом первой инстанции как неосновательное обогащение, сбережение ответчиком денежных средств за счет истца, которое он обязан возвратить в силу положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенных норм права и обстоятельств дела судебная коллегия считает, что требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги за период с 01 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 4746,62 руб., за период с 01 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 9 269,73 руб. согласно уточнениям истца по периоду и размеру задолженности.
В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
ООО "Управляющая компания Волжская" начислены пени на сумму задолженности за период с 01 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 5084,80 руб., пени в размере 334,84 руб.
Судом расчет пени проверен, контррасчета пени ответчиками не представлено.
Представителем Комитета по финансам заявлено устное ходатайство о применении положений статьи 333 ГК РФ при взыскании пени в связи с дефицитом бюджета муниципального образования, в удовлетворении которого судом было отказано, поскольку расчет пени произведен за весь период из расчета 1/300 ставки ЦБ РФ, тогда как согласно положений п. 14 ст. 155 ЖК РФ, начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В жалобах конкретные доводы в части взыскания пеней не приведены, а потому оснований для переоценки указанных выводов нет.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что комитет по финансам администрации МО "Город Саратов" не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняется апелляционной коллегией судей по следующим обстоятельствам.
Судом установлено, что в исковой период МО "Город Саратов" являлось собственником и единственным владельцем жилого помещения, расположенного по адресу: квартира N 50 дома N 169 по ул. им. Чернышевского Н.Г. в г. Саратове.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункт 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
Именно органы местного самоуправления согласно части 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как указано в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 125, пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
Собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, сходящимся в муниципальной собственности поселения (пп. 3 п. 1) и содержания муниципального жилищного фонда (пп. 6 п. 1).
В силу пункта 2 статьи 18 ФЗ-N 131 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание своего муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
Необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 3.1 Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года N 25-246 муниципальную казну составляет имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов" и не закрепленное в порядке, предусмотренном действующим законодательством, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями, в том числе: средства бюджета города (пп. 3.1.1). Аналогичная норма закреплена в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649 финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19 июля 2007 года - комитет по финансам является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы (пункт 1.1).
В рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных учреждений по вопросам бюджетного процесса (пункт 1.2); выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города (пункт 3.44); исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению исполнительных документов (пункт 3.45); осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств (пункт 4.2).
Интересы казны в силу статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации представляют финансовые органы, а в силу статей 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем средств местного бюджета является - комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Комитет пояснил, что полномочия собственника спорного многоквартирного дома переданы администрации Волжского района г. Саратова, которым выделяют бюджетные средства на вышеуказанные жилищно-коммунальные услуги. Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о государственной регистрации права на данный дом за администрацией Волжского района г. Саратова.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на отопление, ремонт и содержание доли в праве общей собственности, на общее имущество многоквартирного жилого дома по адресу: квартира N 50 дома N 169 по ул. им. Чернышевского Н.Г. в г. Саратове, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, основания для отмены обжалуемого в части судебного акта отсутствуют.
Таким образом, апелляционные жалобы комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" и администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 июня 2019 года по делу N А57-7587/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7587/2019
Истец: ООО "УК Волжская"
Ответчик: "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", Администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов", МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации МО "Город Саратов"
Третье лицо: Администрация МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом г.Саратов