г. Пермь |
|
05 августа 2019 г. |
Дело N А60-3014/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2019года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Гладких Е.О., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
от истца заявлению Екатеринбургской таможни (ИНН 7730176610, ОГРН 1047730023703): Глухова К.В. по доверенности от 28.12.2018;
от ответчика общества с ограниченной ответственности ТПК "Промышленные колеса и ролики" (ИНН6678002493, ОГРН 1116678002638): не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственности ТПК "Промышленные колеса и ролики"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 апреля 2019 года по делу N А60-3014/2019,
принятое судьей Хачевым И.В.,
по заявлению Екатеринбургской таможни
к обществу с ограниченной ответственности ТПК "Промышленные колеса и ролики"
о взыскании утилизационного сбора,
установил:
Екатеринбургская таможня (далее истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области к заявлением к обществу с ограниченной ответственностью ТПК "Промышленные колеса и ролики" (далее ответчик, ООО ТПК "Промышленные колеса и ролики") о взыскании утилизационного сбора в сумме 517500 руб., а также пени в сумме 3609 руб. 56 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.04.2019 заявленные требования удовлетворены: с ООО ТПК "Промышленные колеса и ролики" в пользу Екатеринбургской Таможни взыскано 517500 руб. утилизационного сбора, 3609 руб. 56 коп. пени, также с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 13422 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик ООО "Промышленные колеса и ролики" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что ввезенная техника не является самоходными машинами, ни фронтальными погрузчиками, соответственно не является объектом, в отношении которого требуется уплата утилизационного сбора; в дополнении к апелляционной жалобе указывает, что Постановлением Правительства РФ от 11.07.2019 N 884 внесены изменения в Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в результате чего объектом начисления утилизационного сбора являются погрузчики мощностью силовой установки не менее 5,5 л.с., тогда как ввезенная обществом техника мощностью 1,3 КВТ (1,7 л.с.).
Екатеринбургская таможня с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласна по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа. Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации, приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора; и Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
В соответствии с абзацем вторым примечания <4> Перечня основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
В соответствии с примечанием <2> Перечня учитывается номинальная мощность силовой установки. В случае если в поле "Мощность двигателя (двигателей), кВт (л.с)" единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники это значение указано только в киловаттах, для исчисления и уплаты утилизационного сбора при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с.
Из материалов дела следует, 16.10.2018 ООО "Промышленные колеса и ролики" с целью таможенного декларирования товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, на основании контракта от 10.05.2017 N 01/2017, заключенного с Noblelift Equipment Joint Stock Co., Ltd (Китай), на Октябрьский таможенный пост Екатеринбургской таможни подана декларация на товары N 10502090/161018/0001571 с заявлением сведений о товарах:
Товар N 1 "Прочие погрузчики самоходные с приводом от электрического двигателя: самоходная гидравлическая тележка с приводом электродвигателя мощностью 1,3 КВТ, 24В, предназначенная для погрузочно-разгрузочных работ, транспортирования грузов: самоходная тележка РТ 20, для перемещения палетт по территории склада, грузоподъемностью 2000 кг, максимальная высота подъема вил 120 мм, размеры 540X1150, тип привода электрический...", код ТН ВЭД ЕАЭС 8427109000.
Товар N 2 "Прочие погрузчики самоходные с приводом от электрического двигателя: самоходный штабелер с приводом от электродвигателя мощностью 1,3 КВТ, предназначен для погрузо-разгрузочных работ, транспортирования груза на поддонах, электроштабелер PS 1546, для перемещения и штабелирования в ряды грузов на территории склада грузоподъемностью 1500 кг, максимальная высота подъема вил 4515 мм, размеры 570X1150мм, тип привода - электрический, вид конструкции вилочный, тип подъемного устройства - гидравлический в комплекте...", код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000.
Екатеринбургская таможня, ссылаясь на то, что в соответствии с разделом VI Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в отношении товаров, классифицированных кодами ТН ВЭД ЕАЭС 8427109000 и 8427101000 предусмотрена уплата утилизационного сбора; письмом от 26.11.2018 таможенный орган направил ООО "Промышленные колеса и ролики" уведомление об уплате утилизационного сбора в сумме 517500 руб. и пени в сумме 3609 руб. 56 коп., данное письмо было получено ООО "Промышленные колеса и ролики" 05.12.2018, между тем уплата утилизационного сбора в отношении спорного товара не произведена, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что таможенным органом правомерно заявлено требование о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в отношении ввезенного товара; расчет суммы утилизационного сбора и пени, произведенный таможенным органом, судом проверен и признан правильным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (в редакции от 31.05.2018) предусматривал виды и категории самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеры утилизационного сбора в отношении объектов указанных в Разделе VI. Погрузчики фронтальные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51) <6> мощностью силовой установки менее 50 л.с.
Между тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2019 N 884 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вступившего в действие с 23.07.2019) внесены изменения в указанный Перечень, которым виды и категории самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, в разделе VI. Перечня Погрузчики фронтальные и вилочные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51) <6> определены с учетом мощности силовой установки не менее 5,5 л.с. и менее 50 л.с.
При этом в Постановлении Правительства РФ от 11.07.2019 N 884 прямо указано, что данные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 13.06.2018.
Как следует из материалов дела, спорная техника ввезена ООО "Промышленные колеса и ролики" на таможенную территорию Евразийского экономического союза 16.10.2018. Исходя из описания спорного товара, указанного в декларации на товары N 10502090/161018/0001571 мощность электродвигателя составляет 1,3 КВТ, то есть с учетом примечания <2> Перечня мощность электродвигателя в лошадиных силах составит: 1,3 КВт х 1,35962 = 1,767506 л.с.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-п, от 14.05.2009N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П) в регулировании обязательных публичных индивидуально возмездных платежей компенсационного фискального характера (фискальных сборов) праве участвовать Правительство Российской Федерации - в той мере, в какой эти платежи допускаются по смыслу Федерального закона, возлагающего на Правительство Российской Федерации определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления. При этом обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия ст. 57 Конституции Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 305-КГ17-12383).
Согласно пунктам 3, 4, 5 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Исследовав представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями вышеназванных норм права, принимая во внимание, что у спорной техники, ввезенной ООО "Промышленные колеса и ролики" на территорию ЕАЭС 16.10.2018, мощности электродвигателя в лошадиных силах составляют исходя из расчета таможенного органа 1,767506 л.с., тогда как виды и категории самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор предусматривают в качестве таковых - погрузчики фронтальные и вилочные мощностью силовой установки не менее 5,5 л.с. (в редакции Постановления Правительства РФ от 11.07.2019 N 884, распространившего действие изменений на правоотношения, возникшие с 13.06.2018), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что правовые основания для взыскания с ответчика утилизационного сбора в рассматриваемом случае отсутствуют.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции полагает, что в удовлетворении заявленных Екатеринбургской таможней требований о взыскании с ООО ТПК "Промышленные колеса и ролики" утилизационного сбора следует отказать. В связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы ответчика ООО ТПК "Промышленные колеса и ролики" по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3000 рублей подлежат взысканию с истца Екатеринбургской таможни в пользу ответчика ООО ТПК "Промышленные колеса и ролики".
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 апреля 2019 года по делу N А60-3014/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Екатеринбургской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью ТПК "Промышленные колеса и ролики" расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-3014/2019
Истец: ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО ТОРГОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ "ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОЛЕСА И РОЛИКИ"