г. Пермь |
|
05 августа 2019 г. |
Дело N А60-5475/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Яринского С. А.
судей Гладких Д.Ю., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мальцевой Н.А.,
при участии:
от истца ОООЛ "УК "РЭМП Железнодорожного района" Сизинцева В.А., действующего на основании доверенности от 06.12.2018,
от ответчика Регионального фонда капитального ремонта МКД Ямщикова П.Ю., действующего на основании доверенности от 09.01.2019,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 мая 2019 года
по делу N А60-5475/2019, принятому судьей Маловым А.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (ИНН 6678082192, ОГРН 1176658045728)
к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (ИНН 6671994672, ОГРН 1146600000645)
об обязании провести капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (далее - ООО "РЭМП Железнодорожного района", истец) обратилось в суд с иском к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее - Региональный фонд, ответчик), с учетом уточненных в порядке ст. 49 АПК РФ, требований, обязать Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области организовать проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения и отопления в квартирах N N 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 17, 23 по адресу ул. Маневровая, д. 15 "А", и внутридомовых инженерных систем отопления квартирах NN 1, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 34, 36, 42, 43, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 66, 68, 69, 70, 71, 72 по адресу: ул. Челюскинцев, д. 62.
В целях исполнения обязанности по организации надлежащего капитального ремонта обязать Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области обратиться в судебном порядке к собственникам квартир N N 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 17, 23 по адресу ул. Маневровая, д. 15 "А", квартир NN 1, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 34, 36, 42, 43, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 66, 68, 69, 70, 71, 72 с требованием о понуждении к предоставлению доступа к общему имуществу многоквартирного дома.
Решением арбитражного суда Свердловской области от 06.05.2019 (резолютивная часть от 24.04.2019) исковые требования удовлетворены. На Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области возложена обязанность организовать проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем в квартирах N N 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 17, 23 по адресу ул. Маневровая, д.15 "А", квартирах NN 1, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 34, 36, 42, 43, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 66, 68, 69, 70, 71, 72 по адресу: ул. Челюскинцев, д. 62.
В целях исполнения обязанности по организации надлежащего капитального ремонта на Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области возложена обязанность обратиться в судебном порядке к собственникам квартир N N 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 17, 23 по адресу ул. Маневровая, д. 15 "А", квартир NN 1, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 34, 36, 42, 43, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 66, 68, 69, 70, 71, 72 с требованием о понуждении к предоставлению доступа к общему имуществу многоквартирного дома.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указал, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора неправильно применены нормы материального права и не в полном объеме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд, обязав ответчика организовать капитальный ремонт в перечисленных в резолютивной части решения квартирах и МКД не учел того, что капитальный ремонт ответчиком уже организован в полном объеме и в полном соответствии с действующим законодательством.
Заявитель обращает внимание на то, что жилищным законодательством предусмотрена возможность переноса срока проведения капитального ремонта на более поздний период в случае установления факта не допуска собственниками и (или) управляющей организацией представителей подрядной организации для проведения работ. В этом случае, капитальный ремонт по решению уполномоченного органа может не проводиться в первоначально запланированные сроки, если в установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядке были зафиксированы факты воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту. Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2017 N 1041 -ПП утвержден Порядок определения невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ и установления фактов воспрепятствования оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту. Действующее законодательство не уполномочивает и не возлагает на Фонд обязанность требовать допуска к общему имуществу от собственников помещений. Ответчик, надлежащим образом выполнил свои обязательства по организации капитального ремонта, доказательств того, что внутридомовые инженерные системы теплоснабжения в спорных многоквартирных домах нуждаются в капитальном ремонте, не имеется.
Считает, что возложение судом первой инстанции на ответчика обязанности обратиться в судебном порядке к собственникам квартир МКД с требованием о понуждении к предоставлению доступа к общему имуществу МКД противоречит нормам действующего законодательства, поскольку данная обязанность не может осуществляться принудительно, так как является способом защиты нарушенного права и по своей правовой природе может осуществляться пострадавшим субъектом только добровольно по своему усмотрению.
От ООО "УК "РЭМП Железнодорожного района" поступил письменный отзыв, в котором истец опроверг доводы апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. На данный отзыв от ответчика поступили письменные возражения.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель истца в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласился, по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "РЭМП Железнодорожного района" выполняет функции управляющей организации, в обслуживании, которого находится более 450 многоквартирных жилых домов города Екатеринбурга, значительная часть которых требует проведения своевременного капитального ремонта.
В Свердловской области утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Для обеспечения выполнения капитального ремонта имущества многоквартирных домов создан Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП на 2015 - 2044 годы утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области.
В соответствии с указанной региональной программой проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома N 15 "А" по ул. Маневровая, многоквартирного дома N 62 по ул. Челюскинцев было запланировано на 2015 - 2017 гг. В перечень мероприятий по капитальному ремонту данных многоквартирных жилых домов включены: ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт фундамента, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных смещений.
Для проведения всех видов работ по капитальному ремонту необходим доступ в технические помещения многоквартирных домов: в подвальные, чердачные помещения, на лестничную клетку, кровлю многоквартирного дома и т.д., который обеспечивается сотрудниками управляющей организации.
Согласно актам об отказе от производства работ в помещениях, собственники квартир N N 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 17, 23 по адресу ул. Маневровая, д. 15 "А" (приложение N 1), собственники квартир NN 1, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 34, 36, 42, 43, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 66, 68, 69, 70, 71, 72 по адресу: ул. Челюскинцев, д. 62 Приложение N 2) отказались от производства работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем в их жилых помещениях.
Региональный фонд, направил в адрес некоторых собственников, препятствующих проведению капитального ремонта, предписания (уведомления) с требованием прекратить нарушение прав других жителей и обеспечить доступ сотрудникам подрядной организации для проведения работ.
Ненадлежащее проведение капитального ремонта ответчиком по адресам: ул. Маневровая, д. 15 А, ул. Челюскинцев, д. 62 затрагивает права собственников данных многоквартирных жилых домов, и права управляющей организации, ненадлежащее проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных сетей ГВС и отопления ставит под угрозу безопасность жизни и здоровья граждан.
Наличие указанных обстоятельств явилось основанием для обращения истца суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по организации проведения капительного ремонта МКД и нарушения им порядка определения невозможности оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД.
Исследовав и оценив материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, пояснения представителей сторон, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункту 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится осуществление регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Из названных конституционных положений следует, что субъекты Российской Федерации вправе принимать собственные нормативные правовые акты в области жилищных правоотношений, если они не противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения.
Как указано в пункте 11.1 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентированы разделом IX Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
В соответствии с частью 3 статьи 178 ЖК РФ деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Частью 1 статьи 182 ЖК РФ определено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с пунктом 3 частью 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Таким образом, региональный оператор - это специализированная некоммерческая организация, которая создается субъектом РФ и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (часть 1 статьи 20, часть 2 статьи 178 ЖК РФ). Указанная организация исполняет функции технического заказчика работ (пункт 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ).
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации. Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (пункт 4 части 2, часть 6 статьи 182 ЖК РФ).
На территории Свердловской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области".
Статьями 19, 22 вышеприведённого Закона N 127-ОЗ определены функции, обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Из закона следует, что региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом Свердловской области, принимаемым Правительством Свердловской области, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей уполномоченного органа, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, осуществляет функции технического заказчика таких услуг.
Региональный оператор обязан обеспечить установление фактов воспрепятствования проведению работ собственниками помещений в МКД или управляющим домом (п. 4.1 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ), а установление такого факта является основанием для актуализации региональной программы, а именно переноса работ на более поздний срок (п. 4 ч. 4 ст. 168 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2017 N 1041-ПП утвержден Порядок определения невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ и установления фактов воспрепятствования оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту (далее - Порядок N 1041-ПП).
Согласно пунктам 3,4 Порядка N 1041-ПП под воспрепятствованием выполнению работ по капитальному ремонту понимаются действия (бездействие) собственников помещений в многоквартирном доме и (или) лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, и (или) лица, выполняющего работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившиеся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома, создающие условия, при которых оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершение ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) становится невозможным. Подрядная организация обязана письменно уведомить регионального оператора о каждом факте воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту в течение одного рабочего дня.
Установление факта воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту осуществляется комиссией, создаваемой региональным оператором. По результатам работы комиссии в течение пяти рабочих дней составляется акт воспрепятствования оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Установление факта воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту, подтвержденного актом, является основанием для внесения изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период (пункты 5-8 Порядка N 1041-ПП).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П указано, что Фонд является некоммерческой организацией, деятельность которой обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом в пункте 7.2 данного Постановления отмечено, что региональный оператор, как унитарная некоммерческая организация, обладает специальной правоспособностью, в силу чего не вправе осуществлять деятельность, выходящую за ее пределы.
Анализ вышеприведенных норм права в их системной взаимосвязи позволяет суду апелляционной инстанции прийти к выводу, что на Региональный фонд возложена функция технического заказчика работ по капитальному ремонту, деятельность которого направлена на осуществление организационного обеспечения процесса по капитальному ремонту общего имущества МКД (планирование, конкурсный отбор подрядчиков, заключении договоров, контроль их исполнения, приемка результатов выполненных работ, обеспечении исполнения подрядчиком гарантийных обязательств по качеству выполненных работ, формировании источника финансирования работ и их последующей оплате, персональному учету уплаченных сумм).
Однако, суд первой, рассматривая настоящий спор, не выяснил вопросы, касающиеся разграничений возложенных на Региональный фонд вышеприведенным законодательством обязательств его деятельности по процессу осуществления капитального ремонта общего имущества в МКД.
В силу подпункта "б" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
При этом согласно подпункту "о" пункта 31 Правил исполнитель обязан согласовать с потребителем устно время доступа в занимаемое им жилое или нежилое помещение либо направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ, в котором указать: дату и время проведения работ, вид работ и продолжительность их проведения; номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления; должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ.
Потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время (подпункт "е" пункта 34).
По смыслу приведенных правовых норм, управляющая организация, иной исполнитель, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме вправе требовать допуска в жилое помещение, а пользователи обязаны предоставить такой допуск.
Вместе с тем, при этом должна быть соблюдена установленная действующим законодательством, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов процедура уведомления пользователя жилого помещения и согласования даты и времени проведения работ, вида работ и продолжительности их проведения, если это не связано с ликвидацией аварии.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что на ответчика возложена обязанность по обеспечению доступа собственниками квартир в МКД сотрудникам подрядной организации для проведения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем в их жилых помещениях, является не верным, противоречит вышеприведенным нормам права и обстоятельствам дела. В спорных правоотношениях Региональный фонд действует не как хозяйствующий субъект и не в своих интересах, а лишь как лицо, обеспечивающее проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и не вправе осуществлять деятельность, выходящую за её пределы. Тогда как, управляющая организация, обеспечивающая предоставление коммунальных услуг и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме вправе требовать допуска в жилое помещение.
Доказательств того, что в спорных правоотношениях ответчик выступает как лицо, имеющее самостоятельный функции по осуществлению и обеспечению допуска собственниками в жилое помещение, материалы дела не содержат.
Не представлено доказательств и того, что со стороны ответчика имело место ненадлежащее выполнение обязанности по капитальному ремонту инженерных систем в спорных МКД по ул. Маневровая, д.15А и ул. Челюскинцев, д.62.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться и с удовлетворением судом первой инстанции исковых требований о возложении на ответчика обязанности обратиться в судебном порядке к собственникам квартир в спорных МКД о понуждении к предоставлению доступа к общему имуществу многоквартирного дома, исходя из следующего.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов истца (заявителя). Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и (или) законных интересов обратившегося в суд лица.
Права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не предопределяет возможность выбора гражданином или объединением граждан по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2011 N 450-О-О, от 18.07.2006 N 367-О).
Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 данного Кодекса, либо иными способами, установленными законом.
Способ защиты права должен соответствовать характеру его нарушения и обеспечивать возможность восстановления нарушенных прав.
Выбор заявителем способа защиты, не соответствующего характеру имеющегося между сторонами спора, является основанием для отказа в иске.
Как следует из предъявленного иска, истец обратился с требованием о понуждении ответчика обратиться в судебном порядке с иском к собственникам квартир МКД о предоставлении доступа к общему имуществу многоквартирного дома.
Данный способ защиты права предусмотрен абзацем седьмым статьи 12 ГК РФ и предполагает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу связывающего стороны гражданско-правового обязательства.
В соответствии с абзацами 2,3 пункта 22 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" при предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным. Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
Целью указанной меры защиты является восстановление правового положения лица в объеме, существовавшем до нарушения.
Требование о понуждении к исполнению обязанности в натуре может быть удовлетворено только при наличии у ответчика соответствующей обязанности, прямо предусмотренной законом или договором.
Таким образом, суд апелляционной инстанции исходя из того, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность по возложению на Региональный фонд обязанности требовать от собственников помещений допуска к общему имуществу, не усматривает законных оснований для удовлетворения заявленных ООО "УК "РЭМП Железнодорожного района" требований.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанций неправильно применены нормы материального права, изложенные в судебном акте выводы сделаны при неполном исследовании обстоятельств дела, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем, обжалуемый судебный акт на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом результата рассмотрения апелляционной жалобы, признанной обоснованной, в порядке части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с истца пользу ответчика подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 мая 2019 года по делу N А60-5475/2019 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (ИНН 6678082192, ОГРН 1176658045728) в пользу Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (ИНН 6671994672, ОГРН 1146600000645) 3 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.А. Яринский |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-5475/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "РЭМП ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7359/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7359/19
05.08.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8923/19
06.05.2019 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-5475/19