г. Пермь |
|
05 августа 2019 г. |
Дело N А50-5441/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Гладких Е.О., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - муниципального унитарного предприятия "Теплосеть" Нытвенского городского поселения: Иванова Е.В., паспорт, доверенность от 09.01.2019;
от заинтересованного лица - Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Катаев Н.Г., паспорт, доверенность от 26.07.2019; Власова Е.Г., удостоверение, доверенность от 18.09.2018;
от третьего лица - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" - "Пермэнерго": не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, муниципального унитарного предприятия "Теплосеть" Нытвенского городского поселения,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 28 мая 2019 года по делу N А50-5441/2019,
вынесенное судьей С.В. Торопициным,
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Теплосеть" Нытвенского городского поселения (ОГРН 1105916000893, ИНН 5916024143)
к Западно-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1025900533229, ИНН 5902290459)
третье лицо - открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" - "Пермэнерго" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Теплосеть" Нытвенского городского поселения (далее - заявитель, предприятие, МУП "Теплосеть") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Западно-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, Ростехнадзор, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 15.02.2019 N 48/08/04 о назначении административного наказания по части 2 статьи 9.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 25.02.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" - "Пермэнерго" (далее - третье лицо, ОАО "МРСК Урала").
Определением от 22.04.2019 суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилами административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.05.2019 (резолютивная часть решения объявлена 23.05.2019) заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с судебным актом, МУП "Теплосеть" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, обжалуемое постановление признать незаконным и отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о недоказанности наличия в действиях предприятия состава вмененного административного правонарушения, указывает, что административный орган, квалифицируя дело по ч. 2 ст. 9.7 КоАП РФ, при изучении материалов административного дела не убедился в том, что поврежденная кабельная линия действительно являлась электрической сетью напряжением свыше 1000 вольт, фактически административным органом решение о квалификации дела по ч. 2 ст. 9.7 КоАП РФ принято на основании голословного заявления должностного лица ОАО "МРСК Урала", вопрос о предоставлении МУП "Теплосеть" плана (схемы), разработанной в соответствии с пунктом 2.4.24 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, не исследовался.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя выразил несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представители заинтересованного лица ссылались на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо - ОАО "МРСК Урала" отзыв на апелляционную жалобу не представило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, из Отдела МВД России по Нытвенскому району в Ростехнадзор поступили материалы проверки и определение для принятия решения по подведомственности по факту повреждения кабельной линии 10 кВ Центр ПС 110кВ в г. Нытва.
Из указанных материалов следует, что при производстве земляных работ 26.11.2018 в 13-50 часов МУП "Теплосеть" без оформления согласования земляных работ в г. Нытва, ул. К. Маркса, 66 повредило кабельную линию 10 кВ Центр ПС 110кВ Заречье.
По данному факту административным органом в отношении МУП "Теплосеть" составлен протокол об административном правонарушении от 21.01.2019 N 48/08/04 и вынесено постановление от 15.02.2019 N 48/08/04 о привлечении предприятия к административной ответственности по части 2 статьи 9.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании указанного постановления незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу, что оспариваемое постановление соответствует закону, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не установил.
Согласно части 2 статьи 9.7 КоАП РФ повреждение электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Порядок раскопки кабельных трасс и проведения вблизи них земляных работ определен пунктами 2.4.23 - 2.4.27 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила).
Согласно пункту 2.4.23 Правил раскопки кабельных трасс или земляные работы вблизи них должны производиться только после получения соответствующего разрешения руководства организации, по территории которой проходит кабельная линия (КЛ), и организации, эксплуатирующей КЛ. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием размещения и глубины заложения КЛ. Местонахождение КЛ должно быть обозначено соответствующими знаками или надписями как на плане (схеме), так и на месте выполнения работ. При этом исполнитель должен обеспечить надзор за сохранностью кабелей на весь период работ, а вскрытые кабели укрепить для предотвращения их провисания и защиты от механических повреждений. На месте работы должны быть установлены сигнальные огни и предупреждающие плакаты.
В силу пункта 2.4.24 Правил перед началом раскопок должно быть произведено шурфление (контрольное вскрытие) кабельной линии под надзором электротехнического персонала потребителя, эксплуатирующего КЛ, для уточнения расположения кабелей и глубины их залегания. При обнаружении во время разрытия земляной траншеи трубопроводов, неизвестных кабелей или других коммуникаций, не указанных на схеме, необходимо приостановить работы и поставить об этом в известность ответственного за электрохозяйство. Рыть траншеи и котлованы в местах нахождения кабелей и подземных сооружений следует с особой осторожностью, а на глубине 0,4 м и более - только лопатами.
В соответствии с пунктом 5.8.18 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 229, раскопки кабельных трасс или земляные работы вблизи них должны производиться с письменного разрешения эксплуатирующей организации. Перед началом раскопок должно быть произведено контрольное вскрытие кабельной трассы под надзором персонала эксплуатирующей организации. Аналогичное требование содержит и пункт 37.3 главы XXXVII Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.06.2013 N 328н.
Факт повреждения заявителем 26.11.2018 в 13-50 часов кабельной линии 10 кВ Центр ПС 110кВ Заречье, принадлежащей ОАО "МРСК Урала", установлен административным органом и подтверждается материалами дела.
Представленные в материалы дела доказательства в их совокупности позволяют сделать вывод, что поврежденная кабельная линия действительно являлась электрической сетью напряжением свыше 1000 вольт. Иного заявителем не доказано. По указанным основаниям соответствующие доводы жалобы отклоняются апелляционным судом как опровергаемые материалами дела. Кроме того, судом апелляционной инстанции учитывается, что при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, а также на стадии рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции предприятием соответствующих доводов не заявлялось, то обстоятельство, что поврежденная кабельная линия являлась электрической сетью напряжением свыше 1000 вольт, не оспаривалось.
На основании изложенного коллегия апелляционного суда поддерживает вывод суда первой инстанции о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.7 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о принятии им всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований закона, не имеется.
Из материалов дела следует, что повреждение кабельной линии не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля заявителя, и, следовательно, предприятие в силу произведенных работ и осуществляемого вида деятельности не могло не знать о необходимости оформления согласования земляных работ и проведения шурфования (контрольного вскрытия) кабельной линии под надзором электротехнического персонала потребителя, эксплуатирующего кабельную линию. Более того, материалами дела, в частности письменными объяснениями главного инженера Нытвенского РЭС ЦЭС ОАО "МРСК Урала" - филиала "Пермский" Рябова А.Ю. от 11.12.2018 подтверждается, что работники МУП "Теплосеть" были предупреждены о необходимости проведения шурфования лопатами вручную для определения точного места нахождения кабеля.
Таким образом, предприятие имело объективную возможность соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях предотвращения повреждения кабельной линии при производстве земляных работ, однако данные меры заявителем не приняты.
В апелляционной жалобе предприятие ссылается на то, что ему не был предоставлен план (схема), разработанный в соответствии с п. 2.4.23 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6.
Исходя из буквального толкования п. 2.4.23 названных Правил, следует, что план (схема) с указанием размещения и глубины заложения кабельной линии выдается одновременно с разрешением на производство земляных работ.
Вместе с тем, из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что разрешение на производство земляных работ на участке по адресу: г. Нытва, ул. К. Маркса, 66 выдано МУП "Теплосеть" 27.11.2018, тогда как повреждение кабельной линии допущено 26.11.2018, т.е. ранее оформления разрешения на производство земляных работ и, соответственно, получения плана (схемы) с указанием размещения и глубины заложения кабельной линии.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины заявителя в совершении вмененного административного правонарушения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал, что действия (бездействие) предприятия образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.7 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Оспариваемое постановление принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции части 2 статьи 9.7 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оспариваемое заявителем постановление правомерно признано судом соответствующим закону.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 мая 2019 года по делу N А50-5441/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5441/2019
Истец: "Пермскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору ("Ростехнадзор"), МУП "ТЕПЛОСЕТЬ" НЫТВЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Ответчик: ЗАПАДНО-УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: ОАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ УРАЛА"