г. Саратов |
|
05 августа 2019 г. |
Дело N А12-9115/2019 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МегаМикс" (400123, г. Волгоград, ул. Хрустальная, д. 107, оф. 1, ОГРН 1073459007830, ИНН 3442093695)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 мая 2019 года по делу N А12-9115/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Бритвин Д.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МегаМикс" (400123, г. Волгоград, ул. Хрустальная, д. 107, оф. 1, ОГРН 1073459007830, ИНН 3442093695)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (344037, г. Ростов-на-Дону, ул. 20-я линия, д. 43, ОГРН 1056163009957, ИНН 6163072891)
об оспаривании постановления от 07 марта 2019 года N 03/2-07-09/2019/05/03/2/10000,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "МегаМикс" (далее - ООО "МегаМикс", заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - административный орган) от 07 марта 2019 года по делу об административном правонарушении N 03/2-07-09/2019/05/03/2/10000 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "МегаМикс" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Административный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 18 июня 2019 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 14 февраля 2019 года в 10 час. 30 мин. ООО "МегаМикс" подготовило к отправке в ЧП "МЕGA PREMIX" (100105, Республика Узбекистан, г. Ташкент, Яшнабадский район, ул. Фаргона Йули, 23/35) автотранспортом 01N 849BB, п/п 018244АА, подконтрольный государственному ветеринарному надзору груз "Витаминно-минеральная кормовая добавка 560-1П1-2 0,1% 29065" в количестве 2000 кг, производителем которой является ООО "МегаМикс".
К документарному контролю ООО "МегаМикс" представлен пакет документов на указанный груз: ветеринарная справка формы N 4ЭБ от 14 февраля 2019 года N 1477352582, удостоверение качества и безопасности от 04 февраля 2019 года N 35780, дезинфекционное удостоверение от 14 февраля 2019 года N В19/23, протокол испытаний от 13 декабря 2018 года N 3529, CMR от 14 февраля 2019 года N MG14007558.
В ходе осуществления документарного контроля при проверке наличия кормовой добавки "Витаминно-минеральная кормовая добавка 560-1П1-2 0,1% 29065" в государственном реестре лекарственных средств для животных и кормовых добавок обнаружено отсутствие её регистрации.
Указанные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении ООО "МегаМикс" пунктов 3, 4 Правил государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утверждённых приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года N 48 (далее - Правила государственной регистрации).
Административный орган квалифицировал допущенные нарушения по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
21 февраля 2019 года в отношении заявителя составлен протокол N 03/2-07-09/2019 об административном правонарушении, которым зафиксированы допущенные нарушения (т.1 л.д.127-128). ООО "МегаМикс" извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (т.1 л.д.124-125).
07 марта 2019 года административным органом вынесено постановление N 03/2-07-09/2019/05/03/2/10000 о привлечении ООО "МегаМикс" к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб. (т.1 л.д.145-148). ООО "МегаМикс" извещено надлежащим образом о времени и месте вынесения постановления (т.1 л.д.139-143).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ООО "МегаМикс" в его совершении, а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
ООО "МегаМикс" по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, не согласилось с решением суда первой инстанции, считает выводы суда необоснованными, не соответствующими действующему законодательству.
Административный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правильными.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных лиц и юридических лиц, не исполняющих требования правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил либо уклоняющихся от их исполнения.
Субъектом правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность карантинирования животных и соблюдения других ветеринарно-санитарных правил.
Отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, регулируются ветеринарным законодательством, в том числе Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии)(статья 2 Закона о ветеринарии).
В соответствии со статьёй 13 Закона о ветеринарии ветеринарно-санитарные требования и нормы по безвредности кормов и кормовых добавок утверждаются в установленном порядке и пересматриваются в соответствии с требованиями международных организаций, участником которых является Российская Федерация. Регистрация кормовых добавок для животных осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1.12 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утверждённого решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года N 317, корма и кормовые добавки - продукты растительного, животного, минерального, химического и микробиологического происхождения, включая их смеси, используемые для кормления животных всех видов или как компоненты для производства кормов.
В целях реализации Закона о ветеринарии приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года N 48 утверждены Правила государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок.
Правилами государственной регистрации установлена единая процедура государственной регистрации отечественных и зарубежных лекарственных средств для животных и кормовых добавок, за исключением кормовых добавок, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов (пункт 2 Правил государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 4 Правил государственной регистрации подлежат государственной регистрации:
новые лекарственные средства;
новые добавки;
новые комбинации зарегистрированных ранее лекарственных средств;
новые комбинации зарегистрированных ранее добавок;
лекарственные средства, зарегистрированные ранее, но произведённые в других формах, или с новой дозировкой, или с другим составом вспомогательных веществ;
добавки, зарегистрированные ранее, но произведённые в других формах, или с новой дозировкой, или с другим составом вспомогательных веществ;
воспроизведённые лекарственные средства;
воспроизведённые добавки.
Государственную регистрацию лекарственных средств и добавок проводит Россельхознадзор на основании заключения федерального государственного учреждения "Всероссийский государственный Центр контроля качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" в течение шести месяцев со дня подачи регистрационных документов и данных, предусмотренных Правилами государственной регистрации (пункт 5 Правил государственной регистрации).
На основании пункта 6 Правил государственной регистрации для государственной регистрации добавки заявитель представляет в Россельхознадзор, в том числе, образцы добавки для проведения экспертизы его качества.
Россельхознадзор в течение десяти дней после государственной регистрации лекарственного средства или добавки направляет в Минсельхоз России установленные Правилами государственной регистрации сведения для их внесения в государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок (пункт 14 Правил государственной регистрации).
Минсельхоз России вносит в государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок поступившие сведения не позднее чем через пять дней с момента их получения (пункт 16 Правил государственной регистрации).
Информация, содержащаяся в государственном реестре лекарственных средств для животных и кормовых добавок, является открытой для всеобщего ознакомления на сайте Минсельхоза России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также подлежит опубликованию Минсельхозом России (пункт 17 Правил государственной регистрации).
В силу пункта 3 Правил государственной регистрации установленный указанными Правилами порядок государственной регистрации лекарственных средств и добавок является обязательным для выполнения юридическими и физическими лицами, осуществляющими производство, реализацию, использование, а также ввоз на территорию Российской Федерации лекарственных средств и добавок.
Административным органом заявителю вменены нарушения пунктов 3, 4 Правил государственной регистрации, выразившиеся в том, что ООО "МегаМикс", являясь производителем "Витаминно-минеральной кормовой добавки 560-1111-2 0,1% 29065", то есть лицом, осуществляющим производство кормовых добавок, не произвело его регистрацию в государственном реестре лекарственных средств для животных и кормовых добавок.
Ссылаясь на Правила государственной регистрации, заявитель в апелляционной жалобе отмечает, что при предоставлении Россельхознадзором государственной услуги по регистрации кормовых добавок от заявителя требуется обращение за оказанием платной услуги по экспертизе, что противоречит части 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", согласно которой при предоставлении государственных и муниципальных услуг запрещается требовать от заявителя обращения за оказанием услуг, не включённых в перечни услуг, указанные в части 1 данной статьи, а также предоставления документов, выдаваемых по результатам оказания таких услуг.
Исходя из апелляционной жалобы, ООО "МегаМикс" считает, что установление единой процедуры государственной регистрации лекарственных средств и кормовых добавок не соответствует законодательству Российской Федерации и Правила государственной регистрации должны устанавливать самостоятельные процедуры государственной регистрации лекарственных средств и добавок. Государственная регистрация добавок в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" представляет собой форму оценки их соответствия обязательным требованиям безопасности. В связи с изложенным процедура государственной регистрации кормовых добавок должна осуществляться в соответствии с законодательством о техническом регулировании.
В рассматриваемом случае указанные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь её удовлетворение.
В пункте 7 Правил государственной регистрации предусмотрено, что экспертиза лекарственных средств и добавок осуществляется ФГУ "ВГНКИ" по соглашению сторон. Указанные доводы о необходимости совершенствовать отдельные положения нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых в целях реализации федерального законодательства в указанной сфере, не являются основанием для освобождения юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность по производству кормовых добавок, от обязанности по регистрации соответствующих добавок в государственном реестре лекарственных средств для животных и кормовых добавок. Обратное означало бы возможность применения кормовых добавок в составе, влияние которого на безопасность в ветеринарном отношении продуктов животноводства до внесения перечисленных изменений было бы не исследовано, повлекло бы возникновение угрозы охраняемым правоотношениям.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что довод заявителя о платности предоставления Россельхознадзором государственной услуги по проведению экспертизы кормовых добавок не является основанием к отмене принятого решения. Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, а именно несогласие с условиями предоставления соответствующих услуг по оформлению документов, могут быть устранены или иным образом урегулированы заявителем с использованием предусмотренных законом способов защиты, но не могут служить основанием для освобождения от обязанности по регистрации спорных кормовых добавок.
В обоснование своей позиции ООО "МегаМикс" в апелляционной жалобе также сослалось на проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил государственной регистрации кормовых добавок для животных", согласно которому регистрации подлежат в том числе добавки, за исключением добавок, предназначенных для экспорта. В рассматриваемом случае кормовая добавка, за отсутствие регистрации которой привлекается ООО "МегаМикс", предназначалась для экспорта и зарегистрирована в Республике Узбекистан в соответствии с законодательством этой страны. ООО "МегаМикс" не осуществляло ввоз, перевозку и использование кормовой добавки в соответствии с пунктом 3.13 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утверждённого решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года N 317. ООО "МегаМикс" является изготовителем продукции и согласно пункту 5.2 указанного Положения выполнило обязанность по соблюдению требований ветеринарного законодательства страны-импортёра.
Доводы апелляционной жалобы, обоснованные проектом постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил государственной регистрации кормовых добавок для животных", несостоятельны, поскольку указанный документ не принят в установленном порядке, не подписан, то есть не является нормативным правовым актом и не имеет юридической силы.
Согласно пункту 3.13 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утверждённое решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года N 317, государства-члены взаимно признают результаты регистрации лекарственных средств и кормовых добавок для применения в ветеринарии. Таким образом, требования Указанного положения не регулируют отношения по регистрации кормовых добавок.
В апелляционной жалобе ООО "МегаМикс" отмечает, что безвредность витаминно-минеральной кормовой добавки подтверждена, поскольку каждый отдельный её компонент зарегистрирован на территории Российской Федерации и имеет инструкцию по применению. Таким образом, Россельхознадзор при регистрации кормовых добавок - компонентов, включаемых в состав экспортируемой витаминно-минеральной кормовой добавки, подтвердил не только безопасность каждого из этих компонентов (кормовых добавок), но и также их безопасность при применении путём совмещения между собой в рекомендуемых инструкциями нормах ввода с другими кормовыми добавками для производства экспортируемой витаминно-минеральной кормовой добавки.
Указанные доводы апелляционной жалобы несостоятельны, носят предположительный характер, поскольку фактически не исследовано влияние этих компонентов при одновременном применении в составе одной кормовой добавки на безопасность в ветеринарном отношении продуктов животноводства.
Таким образом, выявленные административным органом нарушения ветеринарного законодательства свидетельствуют о наличии в действиях ООО "МегаМикс" состава вменённого правонарушения.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В материалы дела ООО "МегаМикс" не предоставлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина ООО "МегаМикс" во вменённом правонарушении административным органом доказана.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
У суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки выводов суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, позволяющих применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освободить заявителя от административной ответственности.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией нормы, и соответствует совершённому деянию.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 мая 2019 года по делу N А12-9115/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.