Москва |
|
05 августа 2019 г. |
Дело N А40-24734/19 |
Судья С.М. Мухин, рассмотрев апелляционную жалобу ИФНС N 9 по г. Москве, на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.04.2019 по делу N А40-24734/19, принятое судьей М.М. Кузиным в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИФ"
к ИФНС N 9 по г. Москве
об оспаривании постановления,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИФ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений ИФНС России N 9 по г. Москве от 18.01.2019 N 7709-17- 14/2811, N 7709-17-14/2810, N 7709-17-14/2809, N 7709-17-14/2808 о привлечении к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.04.2019 вынесенным в порядке упрощенного производства, признаны незаконными и отменены постановления ИФНС России N 9 по г. Москве от 18.01.2019 N 7709-17-14/2811, N 7709-17-14/2810, N 7709-17-14/2809, N 7709-17-14/2808 о привлечении ООО "ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИФ" к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, ИФНС N 9 по г. Москве подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
В соответствии с п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как следует из заявления, постановлениями ИФНС России N 9 по г. Москве от 18.01.2019 N 7709-17-14/2811, N 7709-17-14/2810, N 7709-17-14/2809, N 7709-17- 14/2808 ООО "ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИФ" привлечено к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. по каждому постановлению.
Согласно материалам административных дел, Обществу вменяется непредставление в срок, установленный законом, в банк ПС справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением. В обосновании своей позиции заявитель указал, что в рассматриваемом случае отсутствует событие административного правонарушения, а также состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств наличия в действиях (бездействии) ООО "ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИФ" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6,2, 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Из части 6.3 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации следует, нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны: 1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; 3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И утвержден Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".
Пунктами 9.1 и 9.1.2 Инструкции N 138-И было установлено, что при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки (далее - ПС), резидент представляет в банк ПС, за исключением случая, указанного в пункте 9.5 настоящей Инструкции, одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) иным способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов (далее - способ, отличный от расчетов), или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору) (далее - подтверждающие документы): в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, статистическую форму учета перемещения товаров, установленную Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2011 N40 (далее - статистическая форма учета перемещения товаров), и (или) иные документы, содержащие сведения о вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, поставке, перемещении) или ввозе товара на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении), оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
В соответствии с пунктом 9.2.2 Инструкции N 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляется резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 настоящей Инструкции.
Датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 и в пункте 9.7 Инструкции N 138-И, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе (пункт 9.3 Инструкция N 138-И).
Как было указано выше, Обществу вменяется непредставление в срок, установленный законом, в банк ПС справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы.
В соответствии с пунктом 9.5 Инструкции N 138-И в случае, если контрактом предусмотрены периодические фиксированные платежи, в частности в связи с передачей недвижимого имущества по договору аренды, финансовой арендой (лизингом), оказанием услуг связи, страхованием, резидент не представляет в обслуживающий банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы.
Согласно пункту 6 Информационного письма Банка России от 28.03.2013 N 42 "Вопросы по применению Инструкции N 138-И" периодичность платежей либо порядок расчета периодичности осуществления платежей определяется в соответствии с условиями контракта.
При этом под периодичностью следует понимать определенные условиями контракта платежи, которые осуществляются (будут осуществляться) более одного раза в рамках исполнения условий контракта.
Под фиксированными платежами для целей применения пункта 9.5 Инструкции N 138-И следует понимать платежи, сумма которых зафиксирована условиями контракта либо является определяемой, то есть в контракте установлен способ расчета платежа и (или) алгоритм исчисления суммы платежа (к таким платежам можно отнести, в том числе, коммунальные платежи, плату за уборку помещения и др.).
Ввиду того что в рассматриваемой ситуации имеет место уплата периодических фиксированных платежей (так как размер платежей и периодичность (оплата за охранные услуги производится более одного раза в рамках исполнения условий договоров от 15.02.2013 N 3-2013, от 15.02.2018 N 2-2013) их уплаты зафиксирована в данном договоре), то российская организация не обязана представлять в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы при исполнении и прекращении обязательств по контракту.
Доводы ИФНС России N 9 по г. Москве об обратном правомерно отклонены судом первой инстанции ввиду их необоснованности.
В частности, нормы валютного законодательства связывают необходимость представления справки по сути с действиями сторон по внешнеторговому контракту, когда административному органу не представляется возможным сопоставить товар (работы, услуги) с конкретными платежами(ом). Между тем, в случае осуществления периодических платежей указанные основания приведены в самом внешнеторговом контракте (по которому открыт паспорт) где указано основание и сумма конкретного платежа. Фактическая необходимость в представлении справки в данном случае отсутствует. Указанный вывод содержится в п. 6 Информационного письма Банка России от 28.03.2013 N 42. Таким образом, пункт 9.5 Инструкции не содержит ограничений, связанных с возможностью его применения. Напротив, перечисленные договоры являются примерами подобных случаев.
Ответчиком в части вопроса толкования п.9.5 Инструкции не приведено правового обоснования необходимости выделения указанных договоров среди прочих и не возможности его применения ко всем остальным сделкам, не перечисленным в нем.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении заявителем и его контрагентом сроков перечислений, установленным внешнеторговым контрактом, ответчиком не представлено. Подобное нарушение ответчиком не вменяется.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях (бездействии) ООО "ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИФ" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6,2, 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 пункта 2 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о наличии оснований для отмены обжалуемых постановлений.
Ссылки заявителя на иные судебные акты отклоняются судом апелляционной инстанции, так как данные судебные акты вынесены по спорам с другими фактическими обстоятельствами и не имеют преюдициального значения для настоящего спора.
Доводы апелляционной жалобы заявителя, по сути, сводятся к несогласию с правовой позицией суда первой инстанции, с которой соглашается суд апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.04.2019 по делу N А40-24734/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-24734/2019
Истец: ООО "ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИФ"
Ответчик: ИФНС N 9 по г. Москве