г. Пермь |
|
06 августа 2019 г. |
Дело N А71-7729/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Гладких Е.О., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, Муниципального казенного учреждения города Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 мая 2019 года по делу N А71-7729/2018,
вынесенное судьей М.С. Сидоровой,
по заявлению Муниципального казенного учреждения города Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" (ИНН 1826001553, ОГРН 1021801151877)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ИНН 1831038485, ОГРН 1031800554610)
третьи лица: Государственное казенное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики", общество с ограниченной ответственностью "Новострой", акционерное общество "Удмуртавтодор", акционерное общество "Дорожное предприятие "Ижевское"
о признании недействительным решения,
установил:
Муниципальное казенное учреждение города Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" (далее - заявитель, МКУ г. Ижевска "СБиДХ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо, УФАС по УР, антимонопольный орган) от 20.03.2018 по делу N ОП 07-06/2018-59 З.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, МКУ г.Ижевска "СБиДХ" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что при формировании документации об аукционе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям; считает, что установленные заказчиком в документации об аукционе требования к характеристикам товара не противоречат нормам законодательства в сфере закупок, установлены в соответствии с техническими регламентами и документации в области стандартизации; отмечает, что требования заказчика к товарам, указанным в документации об электронном аукционе, являются общедоступными и участники закупки не ограничены в способе получения информации об указанных характеристиках товара; ссылается на то, что ни у кого из участников закупки не возникло затруднений при указании конкретных показателях товара по позициям технического задания; также заявитель приводит довод об отсутствии кворума комиссии антимонопольного органа при принятии оспариваемого решения.
Заинтересованное лицо - Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо - Государственное казенное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, поддержало в полном объеме, просило жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Третьими лицами - ООО "Новострой", АО "Удмуртавтодор" и АО "Дорожное предприятие "Ижевское" письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.03.2018 в УФАС по УР поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Новострой" (далее - ООО "Новострой") на положения аукционной документации заказчика - МКУ г. Ижевска "СБиДХ" (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения муниципального образования "Город Ижевск" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000118000349 (далее - аукцион).
Согласно жалобе ООО "Новострой"" документация об электронном аукционе содержит требования к показателям товара, подлежащего применению при выполнении работ (щебень - "содержание зерен пластичной (лещадной) и игловатой формы - (до 10% по массе включ.) или (св. 10 до 15% по массе включ.)", асфальтобетонная смесь - "потеря массы при испытании щебня - (до 25% включ.) или (св. 25 до 35%)", песок для строительных работ - "полный остаток на сите N 063 - св. 30 до 45% по массе)"), значения которых становятся известны по итогам проведения технологических испытаний, и предоставление сведений о которых в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе не представляется возможным, чем нарушаются требования статей 33, 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N 44-ФЗ).
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Новострой" антимонопольным органом установлено следующее.
26.02.2018 заказчик в лице МКУ г. Ижевска "СБиДХ" разместил в Единой информационной системе в сфере закупок извещение и документацию о проведении указанного аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 294372920 руб.
14.03.2018 в 9-00 - дата и время окончания подачи заявок.
16.03.2018 - дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок.
19.03.2018 - дата проведения аукциона в электронной форме.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки на основании статей 99, 106 Закона о контрактной системе антимонопольным органом установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе:
- описание объекта закупки, указанное в разделе 4 документации об аукционе, Приложении N 2 к документации об аукционе "Техническое задание", сформулировано Заказчиком не в соответствии с терминологией, предусмотренной действующим стандартом ГОСТ 8267-93, не позволяет установить показатели товара (в отношении группы щебня из плотных горных пород для строительных работ), позволяющие определить соответствие закупаемых товаров требованиям Заказчика, что противоречит требованиям п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона и является нарушением требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе;
- в таблице N 3 Приложения N 2 к документации об аукционе "Техническое задание" (пункты 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10, 11) в отношении ряда товаров установлено требование о предоставлении информации в отношении конкретных показателей результатов, способов (видов) испытаний, а также компонентного состава товаров, что не предусмотрено ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
20.03.2018 УФАС по УР принято решение по делу N ОП 07-06/2019-59 З, в соответствии с которым жалоба ООО "Новострой" признана обоснованной. Заказчик - МКУ г. Ижевска "СБиДХ" признан нарушившим требования п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом положений ч. 4 ст. 3, ст. 99, ст. 105 Закона о контрактной системе положения аукционной документации могут быть обжалованы в установленный срок любым потенциальным участником такой закупки до окончания установленного срока подачи заявок.
В соответствии с п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 данного Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - ч. 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 данного Федерального закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона); б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Судом первой инстанции установлено, что в п. 4.3 раздела 4 документации об аукционе указано, что требования к качеству, результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика приведены в приложении N 2 к документации об аукционе "Техническое задание" и Проекте контракта (Раздел 5).
В п. 15 приложения N 2 к документации об аукционе "Техническое задание" установлен перечень товаров, с применением которых должны быть выполнены работы, являющиеся объектом закупки:
N п/п |
Наименование товаров |
Характеристика (показатель) и значение показателя |
1. |
Щебень из плотных горных пород для строительных работ |
фракция - св. 10 до 20 мм; марка по морозостойкости - > F200; марка по дробимости - > 1200; группа - не хуже 2; марка по истираемости - И1; удельная эффективная активность - (до 370 Бк/кг) или (свыше 370 Бк/кг до 740 Бк/кг); содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы - (до 10 % по массе включ.) или (св. 10 до 15 % по массе включ.); число циклов замораживания и оттаивания - < 400; класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов (по ГОСТ 30108-94)- I или II |
2. |
Щебень из плотных горных пород для строительных работ |
фракция - св. 20 до 40 мм; марка по морозостойкости - > F200; марка по дробимости - > 1200; группа - не хуже 2; марка по истираемости - И1; удельная эффективная активность - (св. 370 до 740 Бк/кг) или (до 370 Бк/кг); содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы - (до 10 % по массе включ.) или (св. 10 до 15 % по массе включ.); число циклов замораживания и оттаивания - < 400; класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов (по ГОСТ 30108-94)- I или II |
3. |
Камень бортовой |
марки-БР 100.30.18, БР 100.20.8; класс прочности бетона на сжатие - не ниже В22,5; класс бетона по прочности на растяжение при изгибе - не ниже Вtb3,2; марка щебня по прочности на сжатие - не ниже 1000; марка щебня по морозостойкости - > F200; марка бетона по морозостойкости - > F200; длина - 1000 мм.; высота -> 199 мм, но < 300 мм |
4. |
Плитка тротуарная |
материал- бетон; длина - 200 мм, ширина - 100 мм |
5. |
Бетон тяжелый |
класс прочности на сжатие - > В15; марка по морозостойкости по первому базовому методу - > F1200; марка по водонепроницаемости - > W2; удельная эффективная активность - (до 370 Бк/кг) или (св. 370 до 740 Бк/кг); наибольшая крупность заполнителя - > 10 мм; класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов (по ГОСТ 30108-94) -1 или II |
6. |
Битум |
марка - БНД 60/90 |
7. |
Асфальтобетонная смесь |
вид в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен - мелкозернистая; наибольший размер минеральных зерен - до 20 мм.; вид в зависимости от температуры при укладке - горячая; марка - II; тип - Б; марка по дробимости щебня - не ниже 1000; потеря массы при испытании щебня - (до 25 % включ.) или (св. 25 до 35 %); марка по морозостойкости щебня, применяемого для смесей - > F50; класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов (по ГОСТ 30108-94)-II |
8. |
Асфальтобетонная смесь |
вид в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен - песчаная; класс песка -1 или II; вид в зависимости от температуры при укладке - горячая; марка - I; тип - Г; класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов (по ГОСТ 30108-94) - II |
9. |
Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь |
вид - ЩМА-15; смесь фракций щебня - от 5 мм до 15 мм; марка по дробимости щебня - > 1200; марка щебня по истираемости - И1; марка щебня по морозостойкости - > F50; класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов (по ГОСТ 30108-94) класс 11 |
10. |
Песок для строительных работ |
класс - 1 или 11; группа по крупности - средний; модуль крупности - Св. 2,0 до 2,5; полный остаток на сите N 063 - Св. 30 до 45 % по массе; удельная эффективная активность - (до 370 Бк/кг) или (св. 370 до 740 Бк/кг); класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов (по ГОСТ 30108-94) - 1 или 11 |
11. |
Песчано-гравийная смесь для строительных работ |
тип - обогащенная, фракция песка- от 1,25 до 2,5 мм; фракция гравия от 10 до 20 мм; группа в зависимости от содержания зерен гравия - > 4 группы, наибольшая крупность зерен гравия - 10 мм или 20 мм, группа песка по крупности -средний |
12. |
Люк смотрового колодца |
материал - серый чугун; марка чугуна (по ГОСТ 1412-85) - не ниже СЧ20; тип - Т; нагрузка номинальная - не ниже 250 кН |
13. |
Кольцо опорное |
марка - КО; диаметр наружный - 840 мм; диаметр внутренний - 700 мм; высота - 40-50 мм; класс бетона -В15 |
14. |
Плита перекрытия |
марка - ПП; диаметр наружный - 1 160 мм: диаметр внутренний - 700 мм; высота - 150 мм; класс бетона - В15 |
15. |
Стеновое цилиндрическое кольцо |
марка - КС; диаметр наружный - 1 160-1200 мм; диаметр внутренний - 1000 мм; высота - 290-1190 мм; класс бетона - В15 |
16. |
Дождеприемник |
материал - серый чугун; марка чугуна (по ГОСТ 1412-85) - не ниже СЧ20; тип - ДМ 1; нагрузка номинальная - не ниже 250 кН |
В соответствии с пунктом 14 приложения N 2 к документации об аукционе "Техническое задание" при выполнении работ, являющихся объектом закупки, подрядчик должен применять нормативные документы, указанные в таблице 2, в том числе ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 18105-2010, ГОСТ 8735-88, ГОСТ 9128-2013.
В документации об аукционе заказчиком установлены требования к показателям товара, устанавливаемым в результате испытаний товара, требования к виду (способу) испытаний товара, а также к компонентам товара, таким, как: щебень из плотных горных пород для строительных работ, камень бортовой, бетон тяжелый, асфальтобетонная смесь, щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь, песчано-гравийная смесь для строительных работ.
Так, в отношении щебня горных пород применяется ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1-4)".
Данный ГОСТ 8267-93 содержит технические требования в том числе, к классу, группе щебня и его марке.
Пункты 1, 2 таблицы 3 приложения N 2 к документации об аукционе "Техническое задание" содержит, в том числе, требование к щебню: "число циклов замораживания и оттаивания - < 400".
Число циклов замораживания и оттаивания является требованием к способу периодических испытаний товара, проводимых с целью установления такой качественной характеристики товара как морозостойкость, определяемой марками F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400.
В соответствии с требованиями ГОСТ 8267-93 марки щебня по морозостойкости определяются двумя способами: числом циклов замораживания и оттаивания, при котором потери в процентах по массе щебня и гравия не превышают установленных значений, а также по числу циклов насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивания.
Таким образом, заказчик в качестве показателей товара, в отношении которых участники закупки должны подавать сведения о товаре (конкретные показатели), установил избыточные требования, связанные с видом (способом) испытаний товара, а также результатами испытания, что не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Заказчиком установлены требования к показателям товара - щебня, как удельная эффективная активность - (до 370 Бк/кг) или (св. 370 до 740 Бк/кг); содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы - (до 10 % по массе включ.) или (св. 10 до 15 % по массе включ.).
Требования к "удельной эффективной активности" и "содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы" являются показателями, определяемыми в результате проведения периодических испытаний (пункт 5.3 ГОСТа 8267-93). В результате проведения данных испытаний определятся такие качественные, технические характеристики товара как класс и группа щебня. Показатель класса и группы щебня определяет качество товара.
Значения, определяемые в результате испытаний, проводимых в целях определения качества и технических характеристик товара, не могут быть использованы в качестве показателя товара.
Таким образом, именно класс и группа щебня будут являться показателями, в отношении которых заказчик вправе установить требования в документации об аукционе.
Между тем в рассматриваемом случае заказчик в качестве показателей товара, в отношении которых участники закупки должны подавать сведения о товаре (конкретные показатели), установил требования, связанные с видом (способом) испытаний товара, а также результатами испытания, что не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В п. 3 таблицы N 3 приложения N 2 к документации об аукционе "Техническое задание" установлено требование к показателям товара - камня бортового: марки - БР 100.30.18, БР 100.20.8; класс прочности бетона на сжатие - не ниже В22,5; класс бетона по прочности на растяжение при изгибе - не ниже Btb3,2; марка щебня по прочности на сжатие - не ниже 1000; марка щебня по морозостойкости - >F200; марка бетона по морозостойкости -> F200; длина - 1000 мм; высота - > 199 мм, но < 300 мм.
На камни бортовые распространяется ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия". Данный ГОСТ распространяется на бетонные и железобетонные бортовые камни (далее камни), изготовляемые из мелкозернистого (песчаного) и тяжелого бетонов по ГОСТ 26633 в климатическом исполнении УХЛ по ГОСТ 15150, предназначенные для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок и т.п.
Марки, форма и класс бетона по прочности на сжатие камней должны соответствовать указанным в таблице 1, а размеры и показатели материалоемкости камней - в приложении 1.
Из таблицы 1 следует, что бетон камней марки 100.30.18 должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В30, бетон марки камней БР 100.20.8 - не менее чем В22,5. Также согласно п. 1.3.2. бетон камней марки БР 100.20.8 должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В22,5, а бетон остальных марок камней - не менее чем В30. Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе принимают не менее чем Вtb 3,2 для камней марки БР100.20.8 и не менее чем Вtb 4,0 - для остальных марок.
Между тем, заказчик установил как для камней марки БР 100.20.8, так и марки БР100.30.18 класс бетона по прочности - не менее В22,5 и класс бетона по прочности на растяжение при изгибе - не ниже Вtb3,2, что не соответствует требованиям ГОСТ 6665-91 и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 закона о контрактной системе.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно заключил, что описание подобным образом объекта закупки не является объективным, так как не позволяет участнику в полной мере определить требования к товару (материалу), используемому при выполнении работ и составить заявку надлежащим образом, а также четко и безошибочно определить требования к параметрам, указанным в техническом задании.
Судом также установлено, что пункт 5 таблицы 3 приложения N 2 к документации об аукционе "Техническое задание" содержит следующие требования к бетону тяжелому: удельная эффективная активность - (до 370 Бк/кг) или (св. 370 до 740 Бк/кг).
Для бетона тяжелого применяется ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
Согласно п. 4.5.2 ГОСТа 26633-2015 удельная эффективная активность естественных радионуклидов Aэфф в материалах, применяемых для приготовления бетонных смесей, не должна превышать предельных значений, установленных ГОСТ 30108.
В соответствии с ГОСТ 30108-94 по значению удельной эффективной активности, установленной в результате периодических испытаний, определяется класс материала. Так, удельной эффективной активности (А ), Бк/кг - до 370 соответствует класс материала I, область применения - все виды строительства; свыше 370 до 74 Бк/кг - класс материала II, для дорожного строительства в пределах населенных пунктов и зон перспективной застройки, строительства производственных сооружений.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, значение удельной эффективной активности устанавливается в результате периодических испытаний; установление показателя "удельная эффективная активность - (до 370 Бк/кг) или (св. 370 до 740 Бк/кг)" является требованием к результатам периодических испытаний товара, проводимых с целью подтверждения такой качественной, характеристики товара как класс бетона по удельной эффективной активности естественных радионуклидов.
Кроме того, антимонопольным органом установлено, что:
- пункт 3 таблицы 3 приложения N 2 к документации об аукционе "Техническое задание" содержит требование к камню бортовому: класс прочности бетона на сжатие - не ниже В22,5; класс бетона по прочности на растяжение при изгибе - не ниже Вtb3,2; марка бетона по морозостойкости - > F200, марка щебня по прочности на сжатие - не ниже 1000; марка щебня по морозостойкости - > F200";
- пункт 5 таблицы 3 приложения N 2 к документации об аукционе "Техническое задание" содержит требование к бетону тяжелому: наибольшая крупность заполнителя - > 10 мм;
- пункт 7 таблицы 3 приложения N 2 к документации об аукционе "Техническое задание" содержит следующие требования к асфальтобетонной смеси: наибольший размер минеральных зерен - (до 20 мм), потеря массы при испытании щебня - (до 25 % включ.);
- пункт 9 таблицы 3 приложения N 2 к документации об аукционе содержит требования к щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси: смесь фракций щебня - от 5 мм до 15 мм, марка по дробимости щебня - > 1200; марка щебня по истираемости - И1; марка щебня по морозостойкости - > F50;
- пункт 11 таблицы 3 приложения N 2 к документации об аукционе содержит требования к песчано-гравийно смеси для строительных работ: фракция гравия от 10 до 20 мм; наибольшая крупность зерен гравия - 10 мм или 20 мм, группа песка по крупности - средний.
Пунктом 3.1.10 ГОСТа 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" предусмотрено, что в качестве заполнителя для бетона следует применять щебень из естественного камня, гравия и доменного шлака по ГОСТ 8267, ГОСТ 3344, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633. Следовательно, бетон и щебень - являются компонентами камня бортового и не являются самостоятельными объектами гражданских прав, т.е товаром в рамках данной закупки.
Соответственно, такие показатели как "класс прочности бетона на сжатие - не ниже В22,5; класс бетона по прочности на растяжение при изгибе - не ниже Вtb3,2; марка бетона по морозостойкости - > F200, марка щебня по прочности на сжатие - не ниже 1000; марка щебня по морозостойкости - > F200"", являются требованиями к составляющим компонентам товара.
Согласно ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" асфальтобетонная смесь - это рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него) с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.
Исходя из определения асфальтобетонной смеси, минеральные зерна и щебень являются компонентами асфальтобетонной смеси, тогда как показатели "наибольший размер минеральных зерен - (до 20 мм)" и "потеря массы при испытании щебня - (до 25 % включ.)" являются требованиями к компонентам состава.
На щебеночно-мастичную асфальтобетонную смесь распространяется ГОСТ 31015-2002 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия", в соответствии с которым щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС) - рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.
Аналогичным образом заказчик установил требования к компоненту товара - щебню, входящего в состав щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси.
Пунктом 3.2 ГОСТа 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" определено, что бетон тяжелый - это бетон плотной структуры средней плотностью более 2000 до 2500 кг/м3 включительно на цементном вяжущем и плотных крупном и мелком заполнителях. Из данного определения следует, что заполнитель является компонентом бетона тяжелого, и требования установлены не к самому бетону, а к его компоненту.
На песчано-гравийную смесь распространяется ГОСТ "23735-2014 Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия", в соответствии с п. 3.1 которого песчано-гравийная смесь - это строительный материал, представляющий собой смесь песка и гравия. Вместе с тем, требования, предъявляемые непосредственно к гравию и песку, относятся к компонентам товара, а не к самой песчано-гравийной смеси.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, в пунктах 3, 5, 7, 9, 11 таблицы 3 приложения N 2 к документации об аукционе заказчик установил требования, относящиеся к компонентам товара.
Между тем положения Закона о контрактной системе позволяют заказчику устанавливать в документации об аукционе в качестве показателей товара требования к техническим, качественным характеристикам самого товара, а не к его составляющим. Доказательств, подтверждающих необходимость установления требований к компонентам товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, заказчиком не представлено.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2017 N 307-КГ16-18338.
Также антимонопольным органом установлено, что в пунктах 1, 2 таблицы 3 Приложения N 2 к документации об аукционе "Техническое задание" установлено, что при описании объекта закупки в части указания показателей товара, используемого при выполнении работ, заказчиком установлено требование к показателю товара - группа щебня из плотных горных пород для строительных работ, щебня, указанному в значении "не хуже 2".
Согласно ГОСТ 8267-93 щебень из плотных горных пород для строительных работ в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы подразделяют на пять групп - 1, 2, 3, 4, 5.
Установив, что ГОСТ 8267-93 не содержит положений, раскрывающих значение термина "хуже" в отношении определения характеристик той или иной группы щебня, равно как не содержит информации в отношении указанного значения группы щебня, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что описание объекта закупки сформулировано заказчиком не в соответствии с терминологией, предусмотренной действующим стандартом ГОСТ 8267-93, что не позволяет однозначно установить показатели товара (в отношении группы щебня из плотных горных пород для строительных работ).
Доводы заявителя судом первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены, поскольку по смыслу положений Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при описании объекта закупки вправе установить требования к приобретаемой продукции, максимально удовлетворяющей их потребности. Однако при этом недопустимо установление требований, которые носят не объективный характер и влекут за собой ограничение количества участников проводимых конкурсных процедур.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что ни у кого из участников закупки не возникло затруднений при указании конкретных показателях товара по позициям технического задания, вышеуказанные выводы суда не опровергает и не свидетельствует о том, что приведенное в аукционной документации описание объекта закупки носит объективный характер.
В данном случае заказчик в качестве показателей товара, в отношении которых участники закупки должны подавать сведения о товаре (конкретные показатели), установил избыточные требования, связанные с видом (способом) испытаний товара, результатами испытания, а также к компонентам товара; кроме того, описание объекта закупки, сформулировано не в соответствии с терминологией, предусмотренной действующим стандартом, что не может свидетельствовать об объективном описании предмета аукциона, не позволяет установить показатели товара и определить соответствие закупаемых товаров требованиям заказчика, что в целом противоречит требованиям пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя, оснований для признания решения недействительным у суда не имеется.
Довод учреждения о том, что выводы судов противоречат правовому подходу, закрепленному в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, отклоняется судом апелляционной инстанции как противоречащий материалам дела.
Довод апеллянта об отсутствии кворума комиссии антимонопольного органа при принятии оспариваемого решения опровергается представленной в материалы дела выпиской из приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 10.01.2018 N 2 "О создании Комиссии по контролю в сфере закупок", из которой следует, что комиссия создана в составе 5 человек, что прямо указано в пункте 1 приказа. На состоявшемся 20.03.2018 рассмотрении жалобы ООО "Новострой" по делу NОП 07-06/2018-59 З присутствовало 3 члена комиссии, что составляет более половины членов комиссии антимонопольного органа.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами ст. 71 АПК РФ
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Муниципальное казенное учреждение города Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 мая 2019 года по делу N А71-7729/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Н.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.