г. Хабаровск |
|
06 августа 2019 г. |
Дело N А73-4992/2019 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Гричановской Е.В.,
без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле,
в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
на решение от 23 мая 2019 г.
по делу N А73-4992/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Медведевой О.В.,
по иску акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686, адрес: г. Москва, ул. Маши Порываевой, 34)
к обществу с ограниченной ответственностью "Трансресторансервис" (ОГРН 1137746260849, ИНН 7701993014; адрес: 105005, г. Москва, пер. Посланников, д.5, стр.9, комн.201-207)
о взыскании неустойки в размере 99 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - АО "ФПК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Трансресторансервис" о взыскании 99 000 руб. штрафной неустойки на основании договора аренды торговых и служебных площадей в вагонах-ресторанах АО "ФПК" от 30.04.2018 N ФПК-18-143.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору в части качества оказываемых услуг, что является основанием для начисления неустойки по пункту 6.10 договора.
Настоящее дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 23 мая 2019 г. иск удовлетворен частично, с ООО "Трансресторансервис" в пользу АО "Федеральная пассажирская компания" взыскана неустойка за несоблюдение ключевых параметров контроля качества на основании пункта 6.10 договора аренды торговых и служебных площадей в вагонах-ресторанах АО "ФПК" от 30.04.2018 N ФПК-18-143 по актам-предписаниям N2018-190 от 14.12.2018 в размере 12 000 руб., N186 от 09.11.2018 в размере 2 000 руб., N 2018-176 от 02.12.2018 в размере 20 000 руб., N2018-178 от 02.12.2018 в размере 10 000 руб., N2018-325 от 11.12.2018 в размере 30 000 руб., всего 74 000 руб., расходы по государственной пошлине в размере 2 960 руб., в остальной части в иске отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт изменить, требования истца удовлетворить в заявленном размере.
В обоснование жалобы ссылается на нарушение арбитражным судом норм процессуального права и на неправильное применение норм материального права. Указывает, что актом предписания от 11.12.2018 N 2018-325 зафиксировано нарушение договорных обязательств со стороны "Трансресторансервис", выявленное в вагоне-ресторане N 41/63907 пассажирского поезда N 75 сообщением "Нерюнгри-Москва" - не соблюдение срока годности/отсутствие огнетушителей, других средств пожаротушения (сломан раструб у огнетушителя).
В отзыве на жалобу ответчик просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, доводы жалобы считает несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Хабаровского края от 23.05.2019 проверена Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 30.04.2018 между АО "ФПК" (компания) и ООО "Трансресторансервис" (предприятие) заключен договор аренды торговых и служебных площадей вагонах-ресторанах АО "ФПК" N ФПК-18- 143 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 2.1 договора компания обязуется передать за плату во временное пользование Предприятию торговые и служебные площади (далее - ТСП) вагонов-ресторанов.
ТСП вагонов-ресторанов используются предприятием исключительно для оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров в поездах (пункт 2.2 договора).
Согласно пункту 4.3.22 договора компания вправе осуществлять проверки, а предприятие обязуется предоставить возможность Компании и его уполномоченным подразделениям, и должностным лицам беспрепятственно производить проверку соблюдения пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенических норм, правил технической эксплуатации, перевозки пассажиров, груза и грузобагажа, а также соблюдения других требований, установленных законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с пунктом 4.3.12 договора предприятие обязуется соблюдать все требования и условия, в том числе лицензионные, в сфере осуществления деятельности по обеспечению питанием пассажиров, установленные законодательными, нормативными правовыми актами РФ, государственными и отраслевыми стандартами, санитарными правилами, локальными актами АО "ФПК".
В ходе проведенных проверок работниками Центра контрольно-ревизионной деятельности АО "ФПК" составов пассажирских поездов, формирования Дальневосточного филиала АО "ФПК" были выявлены нарушения ответчиком обязательств, предусмотренных договором. Указанные истцом нарушения зафиксированы актами-предписаниями:
- N 2018-190 от 14.12.2018 - нарушение пункта 9.9 СТО ФПК 1.21.001-2016 9.9 (использование текстильных изделий с нарушением структуры ткани не допускается), выявленное в вагоне-ресторане N 41/63865 пассажирского поезда N 75 сообщением "Нерюнгри-Москва", а именно: повреждена занавеска в обеденном зале вагона-ресторана.
- N 186 от 09.11.2018 - нарушение пунктом 9.9 СТО ФПК 1.21.001-2016 9.9 (использование текстильных изделий с нарушением структуры ткани не допускается), выявленное в вагоне-ресторане N 41/63279 пассажирского поезда N 76 сообщением "Москва-Нерюнгри", а именно: повреждение занавески в обеденном зале вагона-ресторана. Акты подписаны директором вагона-ресторана без возражений. Перечнем ключевых параметров контроля качества (пункт 23 приложения N 4 к договору) установлена штрафная неустойка за наличие повреждений текстильных изделий (занавески и скатерти) в размере 2 000 руб. за каждый факт данного нарушения. Общая сумма штрафной неустойки за каждый факт нарушения составляет 4 000 руб.
- N 2018-190 от 14.12.2018 - нарушение подп.17) пункта- 6.2 раздела 6 СТО ФПК 1.21.001-2016 (безалкогольные напитки: негазированная вода- не менее 2 наименований, газированная вода - не менее 2 наименований, соки и нектары - не менее 2 наименований, сладкие газированные напитки - не менее 2 наименований, раздел 12- пиво не менее 4 наименований в жестяной и (или) стеклянной таре), выявленное в вагоне-ресторане N 41/63865 пассажирского поезда N 75 сообщением "Нерюнгри-Москва", N 2018-178 от 07.12.2018 - нарушение договорных обязательств, выявленное в вагоне-ресторане N 41/63659 пассажирского поезда N 35 сообщением "Хабаровск-Благовещенск", N 2018-176 от 02.12.2018 - нарушение договорных обязательств, выявленное в вагоне-ресторане N 6/17630 пассажирского поезда N 663 сообщением "Хабаровск-Чегдомын", а именно: ассортимент предлагаемой продукции в вагоне-ресторане (кафе-буфете) не соответствует требованиям СТО ФПК (в наличии для реализации пассажирам одно наименование питьевой газированной и не газированной воды).
Перечнем ключевых параметров контроля качества (пункт 39 приложения N 4 к договору) установлена штрафная неустойка за нарушение, в части, ассортимент предлагаемой продукции в вагоне-ресторане (кафе-буфете) не соответствуют требованиям СТО ФПК 1.21.001 "обслуживание пассажиров в поездах дальнего следования формирования ОАО "ФПК".
Требования к организации питания" 10 000 руб. за каждый факт данного нарушения.
Общая сумма штрафной неустойки за каждый факт нарушения составляет 30 000 руб.
- N 2018-325 от 11.12.2018 - нарушение п. 9.1 СТО ФПК 1.21.001 "Обслуживание пассажиров в поездах дальнего следования формирования ОАО "ФПК" (в информационной папке для потребителей должны содержаться, в том числе, копии документов, подтверждающих качество и безопасность реализуемой продукции (могут находиться в отдельной папке, являясь обязательным дополнением к Информационной папке для потребителей), заверенные оригинальной печатью организации-поставщика (обслуживающего предприятия)), выявленное в вагоне-ресторане N 41/63907 пассажирского поезда N 75 сообщением "Нерюнгри-Москва", а именно: в информационной папке для потребителя отсутствуют документы подтверждающие качество и безопасность реализуемой продукции, заверенные оригинальной печатью обслуживающего предприятия (сметана, горчица, хрен).
Перечнем ключевых параметров контроля качества (п. 31 приложения N 4 к договору) установлена штрафная неустойка за отсутствие в информационной папке для потребителя копий документов, заверенных оригинальной печатью и подписью руководителя организации согласно СТО ФПК 1.21.001 "Обслуживание пассажиров в поездах дальнего следования формирования ОАО "ФПК". Требование к организации питания" в размере 5 000 руб. за каждый факт данного нарушения.
- N 2018-325 от 11.12.2018 - нарушение пункта 4.3.18 договора (соблюдение требований по безопасности эксплуатации движению вагонов-ресторанов в составах пассажирских поездов и правил пожарной безопасности), выявленное в вагоне-ресторане N 41/63907 пассажирского поезда N 75 сообщением "Нерюнгри-Москва", а именно: не соблюдение срока годности/отсутствие огнетушителей, других средств пожаротушения (сломан раструб у огнетушителя).
Перечнем ключевых параметров контроля качества (п. 9 приложение N 4 к Договору N ФПК-18-143 от 30.04.2018) штрафная неустойка за необеспечение соблюдения требований по безопасности эксплуатации и движению вагонов-ресторанов в составах пассажирских поездов и правил пожарной безопасности 25 000 руб.
- N 2018-325 от 11.12.2018 - нарушение пункта 5 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (продажа товара по истечении установленного срока годности, а также, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается), выявленное в вагоне-ресторане N 41/63907 пассажирского поезда N 75 сообщением "Нерюнгри-Москва", а именно: сливки с истекшим сроком годности.
Перечнем ключевых параметров контроля качества (п. 34 приложения N 4 к договору) установлена штрафная неустойка за несоблюдение срока годности реализуемых товаров промышленного производства в размере 25 000 руб. за каждый факт данного нарушения. Директор вагона-ресторана с актами ознакомлен.
- N 2018-176 от 02.12.2018 - нарушение пункта 6 распоряжения N755 р от 06.09.2010 "Об утверждении инструкции о порядке и оформления ведения Книги жалоб и предложений в вагонах-ресторанах, кафе-буфетах пассажирских поездов" (руководство структурного подразделения, либо организации, арендующей вагона-ресторана, кафе-буфета обязано рассмотреть внесенную в книгу жалоб и предложный запись, принять необходимые меры к устранению отмеченных недостатков и нарушений в работе рейсового состава вагона-ресторана, кафе-буфета или к осуществлению приемлемых для внедрения и улучшения работы предложений), выявленное в вагоне-ресторане N 6/17630 пассажирского поезда N 663 сообщением "Хабаровск-Чегдомын", а именно: книга жалоб и предложений ведется ненадлежащим образом (в книге отзывов и предложений N 1 нет принятых мер по обращению от 12.10.2018). Директор вагона-ресторана с актом ознакомлен, возражений не представил.
Перечнем ключевых параметров контроля качества (п. 29 приложения N 4 к Договору) установлена штрафная неустойка за ненадлежащее ведение книги жалоб и предложений в размере 10 000 (десять тысяч) руб. за каждый факт данного нарушения.
Общая сумма штрафных санкций по всем выявленным нарушениям договорных обязательств составила 99 000 руб.
В целях досудебного урегулирования спора, АО "ФПК" в адрес ответчика направлена претензия исх. N 545/ФПКДВОСТ от 18.01.2019. В ответе на претензию, а также в отзыве на иск ответчик указал на частичную в размере 44 000 руб. правомерность требований. Штрафная неустойка в размере 99 000 руб. ответчиком не оплачена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования АО "ФПК" в части, арбитражный суд исходил из того, что обеспечение вагона-ресторана оборудованием является обязанностью компании, в связи с чем, оснований для возложения на ООО "Трансресторансервис" ответственности в виде штрафа в размере 25 000 руб. по акту-предписанию N 2018-325 от 11.12.2018 не установлено.
Между тем, судом не учтено следующее.
В соответствии с положениями статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (статья 331 ГК РФ).
Статьей 431 ГК РФ предусмотрено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В соответствии с пунктами 4.3.15 - 4.3.18 договора предприятие обязуется:
- незамедлительно извещать компанию о повреждении, аварии или ином событии, нанесшем (или грозящем нанести) вагонам-ресторанам, торговым и служебным площадям, торговому оборудованию вагона-ресторана ущерб, и своевременно принимать все возможные меры по предотвращению угрозы дальнейшего разрушения или повреждения вагонов-ресторанов;
- обо всех технических неисправностях оборудования вагона-ресторана в рейсе своевременно осуществлять соответствующую запись в журнал приемки, сдачи и технического состояния оборудования вагона-ресторана по форме ВУ-8;
- в случае нанесения вреда имуществу компании, как умышленно, так и по неосторожности, производить за свой счет ремонт поврежденного имущества, а также возместить все иные причиненные убытки в полном объеме;
- обеспечить соблюдение требований по безопасной эксплуатации и движению вагонов-ресторанов в составах пассажирских поездов и правил пожарной безопасности.
В силу пункта 4.1.4 договора компания обязуется своевременно осуществлять проведение ремонта неисправного оборудования вагона- ресторан с отметкой об устранении выявленных неполадок в журнале приемки, сдачи и технического состояния оборудования вагона-ресторана по форме ВУ-8.
Таким образом, спорный договор четко разграничивает права и обязанности истца и ответчика при его исполнении.
Так, истец обязан обеспечить исправное оборудование вагона-ресторана и устранять выявленные неполадка, а ответчик обязан бережно эксплуатировать оборудование, соблюдать требования пожарной безопасности, в том числе контролировать исправность оборудования и, в случае неисправности оборудования, делать соответствующие отметки в журнале приемки, сдачи и технического состояния оборудования вагона-ресторана по форме ВУ-8.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Трансресторансервис" обязано лишь соблюдать правила пожарной безопасности, противоречит условиям договора. Ответчик не представил в материалы дела доказательства исполнения пункта 4.3.16 договора, материалы дела не содержат документальные подтверждения записи в журнале приемки, сдачи и технического состояния оборудования вагона-ресторана по форме ВУ-8 о неисправности средств пожаротушения. Факт нарушения договорных обязательств зафиксирован письменным доказательством - Актом-предписанием N 2018-325 от 11.12.2018, который составлен в присутствии работника ответчика - директора вагона-ресторана.
При таких обстоятельствах, решение суда в части отказа в удовлетворении требований на сумму 25 000, 00 руб. подлежит изменению, с ответчика в пользу истца следует взыскать неустойку в размере 25 000 руб. за нарушение пункта 4.3.18 договора (соблюдение требований по безопасности эксплуатации движению вагонов-ресторанов в составах пассажирских поездов и правил пожарной безопасности), выявленного в вагоне-ресторане N 41/63907 пассажирского поезда N 75 сообщением "Нерюнгри-Москва".
Судебные расходы подлежат отнесению на ответчика по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 мая 2019 г. по делу N А73-4992/2019 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Трансресторансервис" в пользу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" неустойку в размере 99 000 руб., расходы по уплате государственной пошлине по иску в размере 3 960 руб., по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4992/2019
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "Трансресторансервис"
Третье лицо: АО "Федеральная пассажирская компания", ООО "Трансресторансервис"