г. Владивосток |
|
06 августа 2019 г. |
Дело N А51-2290/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Лосева Игоря Анатольевича, Владивостокской таможни,
апелляционное производство N 05АП-4824/2019, 05АП-4924/2019
на решение от 28.05.2019
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-2290/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Владивостокской таможни (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
к индивидуальному предпринимателю Лосеву Игорю Анатольевичу (ИНН 251100279605, ОГРН 305251117100031)
о взыскании в суммы утилизационного сбора в размере 6 003 000,00 руб.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Лосева Игоря Анатольевича: Серенко Е.С., доверенность от 25.01.2018, сроком на 3 года, паспорт, от Владивостокской таможни: Путилова А.И., доверенность от 18.10.2018, сроком до 17.10.2019 года, служебное удостоверение; Бодрова М.А., доверенность от 14.11.2018, сроком до 13.11.2019 года, служебное удостоверение, Сердюкова Т.Ю., доверенность от 26.09.2018, сроком до 25.09.2019 года, служебное удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
Владивостокская таможня (далее - таможенный орган, таможня) обратилась в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Лосеву Игорю Анатольевичу (далее - декларант, предприниматель, ИП Лосев И.А.) о взыскании суммы утилизационного сбора в размере 6 003 000,00 руб.
Решением от 28.05.2019 суд удовлетворил исковые требования частично, взыскав с предпринимателя в пользу таможни 4 620 000 руб. утилизационного сбора, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказал. Кроме того, суд взыскал с предпринимателя в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 40 800 руб.
Таможня, не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит его отменить в части отказа в удовлетворении требования о взыскании оставшейся суммы утилизационного сбора в размере 1 383 000, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В доводах жалобы таможня указывает на то, что предпринимателю верно предъявлен расчет утилизационного сбора по ставке, действующей после 13.06.2018 года. Расчет утилизационного сбора соответствует законодательству об утилизационном сборе.
Как отмечено в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 305-КГ17-12383 и Определении Верховного Суда РФ от 08.05.2019 N303-ЭС19-6355, все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Определение данных элементов и соответствующих им обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной деятельности таможенных органов, равно как и восполнение пробелов в порядке исчисления сбора по аналогии, не может быть признано правомерным.
В данном случае при исчислении утилизационного сбора необходимо руководствоваться Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) и постановлением Правительства от 06.02.2016 N81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 81).
В соответствии с пунктом 11 постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81, плательщики утилизационного сбора представляют в течение 15 дней со дня выпуска либо фактического пересечения самоходных машин в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины, необходимые документы (расчет суммы утилизационного сбора, копии сертификатов соответствия и т.д.). После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов. При этом, пункт 11(1) постановления Правительства N 81 вступил в силу 13.06.2018 г. и не распространялся на правоотношения, возникшие при ввозе транспортных средств до 13.06.2018.
Следовательно, исходя из пунктов 11, 13 постановления Правительства N 81, расчет размера утилизационного сбора и применение коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора осуществляются на момент предоставления всех необходимых документов, проверки правильности исчисления утилизационного сбора и оформления ТПО таможенным органом.
В соответствии с пунктом 4.3.23 приказа ФТС России от 09.06.2014 N 1331 "Об утверждении типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах Российской Федерации" датой поступления (предоставления) документа в таможенный орган является дата, проставленная в отметке о поступлении документа, т.е. дата входящего документа. Таким образом, при уплате утилизационного сбора должны применяться коэффициенты, действующие на день предоставления заявления с пакетом документов, предусмотренных пунктом 11 постановления Правительства N 81.
Таможня указывает на то, что документы, предусмотренные пунктом 11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства N 81, в таможенный орган не предоставлялись, ИП Лосевым И.А. не уплачивались. Задолженность по спорным машинам выявлена таможенным органом.
Для исчисления утилизационного сбора значение базовой ставки и коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора определялись на момент идентификации транспортных средств в качестве самоходных машин. Поскольку проверку правильности исчисленного и уплаченного утилизационного сбора таможенный орган осуществляет именно на дату подачи соответствующего заявления о выдаче паспорта самоходной машины, то и применение базовой ставки осуществляется на дату представления расчета утилизационного сбора с заявлением о выдаче ПСМ.
В связи с тем, что ИП Лосев И.А. не предоставил расчет утилизационного сбора, а также иные документы, установленные Постановлением Правительства N 81, таможенный орган самостоятельно произвел расчет подлежащего уплате утилизационного сбора. При этом применив базовую ставку и коэффициент на дату осуществления данного расчета на основании последней редакции постановления Правительства N81 от 31.05.2018, вступившей в силу 13.06.2018. Данная позиция таможенного органа подтверждается выводами Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенными в постановлении от 29.11.2017 NФОЗ-4410/2017, а также судебной практикой Арбитражного суда Приморского края по делам: NN А51-17408/2018, А51-24982/2018, А51-25128/2018, А51-29618/2018; постановлениями Пятого арбитражного апелляционного суда по судебным делам NNА51-10435/2017, NА51-1094/2018; определениями Верховного Суда Российской Федерации по судебным делам NN А56-34173/2017, А56-31558/2017, А21-4241/2017, А50-29529/2016, постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2017 по судебному делу N А75-3951/2017.
ИП Лосев И.А. также не согласился с принятым решением и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы приводит довод о том, что он не является надлежащим плательщиком утилизационного сбора. Лосевым И.А. представлены доказательства, что после выпуска транспортных средств, указанных таможенным органом, они были реализованы покупателям по договорам поставки.
При этом покупателям техники было известно об отсутствии ПСМ (пункт 1.3. договора поставки), а цена техники не включала в себя размер подлежащего оплате утилизационного сбора, с учетом перехода данной обязанности в порядке ст. 24.1. Закона N 89-ФЗ. Таким образом, исходя из буквального толкования положений ст.24.1 Закона N 89-ФЗ, обязанность по уплате утилизационного сбора перешла к покупателям техники. Иное означало бы получение покупателем техники неосновательного обогащения, выразившегося в приобретении техники по низкой цене без необходимости несения расходов на оплату утилизационного сбора.
На этом основании предприниматель считает, что судом неправильно истолкованы положения статьи 24.1. Закона "Об отходах производства и потребления", что привело к необоснованному возложению на него обязанности по возмещению утилизационного сбора.
Представители таможенного органа и предпринимателя поддержали доводы своих апелляционных жалоб, в то же время, не согласившись с доводами жалобы оппонента.
Из материалов дела следует, что предпринимателем на основании внешнеторгового контракта N JH2 от 25.02.2014 на таможенную территорию Таможенного союза на условиях поставки CFR Владивосток ввезены транспортные средства, которые были помещены под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10702020/270218/0000833, N 10702020/300518/0002794, N 10702020/300616/0035504, N 10702030/120816/0046127 (далее -спорные ДТ).
В графе 31 указанных деклараций были задекларированы:
- в ДТ N 10702020/270218/0000833 товар - каток дорожный на колесном ходу бывший в употреблении, марки Hitachi, модель сс 150с, масса 2530 кг, двигатель 28,7 л.с., скорость 12 км/ч;
- в ДТ N 10702020/300518/0002794 товар - каток вибрационный дорожный на колесном ходу бывший в употреблении, марка - Caterpillar, масса 3340 кг, мощность двигателя 32 л.с;
- в ДТ N 10702020/300616/0035504 товар - каток дорожный, бывший в употреблении, марка Dynapac, мощность двигателя 28 л.с., масса 3500 кг.; погрузчик, одноковшовый фронтальный на колесном ходу бывший в употреблении, марка Bobcat, масса 1240 кг, мощность двигателя 20 л.с.; погрузчик, одноковшовый фронтальный на колесном ходу бывший в употреблении, марка ТСМ, масса 1765 кг, мощность двигателя 39 л.с.
- в ДТ N 10702030/120816/0046127 - каток дорожный, бывший в употреблении, марка Dynapac., масса 3500 кг.; погрузчик вилочный SUMITOMO FG25 рама: G2H-00501, масса 2570 кг, Мощность двигателя 30 л.с. (22,07 кВт * 1,35962л.с.)
В целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, предъявленных при таможенном декларировании товаров, и определения правильности исчисления и своевременности уплаты утилизационного сбора, в отношении индивидуального предпринимателя была проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров.
В ходе контрольных мероприятий, было установлено, что Декларантом уплата утилизационного сбора за ввезенные транспортные средства не осуществлялась.
Письмом от 21.12.2018 N 25-35/64532 ИП Лосеву И.А. направлено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора от 19.12.2018.
В связи с неоплатой ИП Лосевым И.А. в добровольном порядке утилизационного сбора, таможенный орган обратился в суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения в связи со следующим.
В пункте 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) сказано, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 указанной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, в числе которых названы лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 1291 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Таким образом, Перечень служит целям исчисления размера утилизационного сбора, подлежащего уплате за колесное транспортное средство (шасси), в том числе, применения соответствующего коэффициента расчета суммы утилизационного сбора.
В пункте 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ указано, что при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Из содержания названной правовой нормы следует, что законодатель не определил исчерпывающий перечень физических характеристик, оказывающих влияние на затраты при исчислении размера утилизационного сбора.
Перечень физических характеристик является открытым, т.к. утилизационный сбор не отвечает понятию сбора, определенному Налоговым кодексом Российской Федерации, не обладает обязательными элементами налогообложения.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 28.02.2013 N АПЛ13-15 указал, что такие критерии, как вид и категория колесных транспортных средств, а также объем двигателя относятся к физическим характеристикам колесного транспортного средства, т.е. к факторам, оказывающим влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, что соответствует пункту 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в том числе и расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
Как было указано выше, пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, к которым отнесены и лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию, следовательно, обязанность уплаты утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность не зависит от наличия либо отсутствия факта дальнейшей эксплуатации ввезенного транспортного средства, на что указывает в жалобе предприниматель.
Судом установлено, что спорные транспортные средства ввезены на таможенную территорию РФ и помещены под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по спорным ДТ. В декларациях указана отметка "выпуск разрешен".
Таким образом, проанализировав вышеприведенные нормативные акты, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что под "ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию" (статья 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ) следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленному таможенному режиму (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений, в данном случае, в свободное обращение). Таким образом, вопреки доводу жалобы предпринимателя и таможни обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у него как у декларанта в момент выпуска транспортных средств таможней в свободное обращение, и именно с этой даты надлежит исчислять соответствующий коэффициент.
Разделом II Постановления N 81 определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
В целях выбора коэффициента для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в перечне указаны наименования (виды) самоходной техники и их коды по ТН ВЭД ЕАЭС.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении катков дорожных (классифицируемых по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0), с даты выпуска которых прошло более 3 лет установлены разделом V Перечня
- E01 Легкие (массой менее 4 тонн) - 3,2;
- E02 Средние (массой не менее 4 тонн и не более 10 тонн) -7,3;
-E03 Тяжелые (массой более 10 тонн) - 9,7;
- погрузчиков, классифицируемых в соответствии с кодом 8429 51 ТН ВЭД ЕАЭС, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, установлены разделом VI Перечня в зависимости от максимально технически допустимой массы, а именно:
- F01 погрузчики массой не более 4 тонн - 6;
- F02 погрузчики массой свыше 4 тонн, но не более 8 тонн- 10;
- F03 погрузчики массой свыше 8 тонн, но не более 13,5 тонны -17;
- F04 Погрузчики массой свыше 13,5 тонны, но не более 16,5 тонны-20.
В соответствии с примечанием 4 Перечня размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 руб.
Проверив контррасчет предпринимателя и расчет утилизационного сбора таможни, суд первой инстанции с учетом примечания 4 Перечня пришел к выводу о том, что общая сумма неуплаченного предпринимателем утилизационного сбора по спорным ДТ составляет 4 620 000 руб.
Факт отсутствия у спорных самоходных машин ПСМ не является основанием для освобождения лица, осуществившего ввоз такого транспортного средства на территорию РФ, от уплаты утилизационного сбора. В связи с чем, довод жалобы предпринимателя со ссылкой на данное обстоятельство отклоняется.
Поскольку предприниматель свою обязанность по уплате утилизационного сбора не выполнил, таможенный орган обоснованно обратился в суд с рассматриваемым заявлением в установленный законом пресекательный срок.
Доводы таможни со ссылкой на иную судебную практику, апелляционной коллегией не принимаются во внимание, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
Таким образом, заявленные таможней и предпринимателем в апелляционных жалобах доводы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку являлись обоснованием позиции апеллянтов по делу, не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Иные доводы апелляционных жалоб выражают лишь несогласие с установленным по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств, что не является основанием для отмены принятого судебного акта.
При этом иное толкование заявителями апелляционных жалоб положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом итогов рассмотрения настоящего спора, отнесение на предпринимателя обязанности по уплате государственной пошлины по иску от уплаты которой таможенный орган освобожден, соответствует части 1 статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.05.2019 по делу N А51-2290/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2290/2019
Истец: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ИП Лосев Игорь Анатольевич