г. Москва |
|
06 августа 2019 г. |
Дело N А40-262160/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова
судей: |
Л.А. Москвиной, Е.В. Пронниковой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.М. Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
Федеральной антимонопольной службы
на определение Арбитражного суда города Москвы от 23.04.2019 об исправлении опечатки, вынесенное судьей Вагановой Е.А. (139-2648) по делу N А40-262160/18
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Голованова Т.А. по дов. от 12.12.2018 |
от третьих лиц: |
Ковалева Р.Р. по дов. от 10.01.2019 |
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска" (предприятие, МУП "ПОВВ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе о признании недействительным решения от 13.08.2018 N МО/63046/18 об отказе в удовлетворении требований указанных в заявлении о рассмотрении досудебного спора между Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области и предприятием об установлении для предприятия тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение постановлением от 07.12.2017 N 63/92.
По ходатайству предприятия суд первой инстанции определением от 17.04.2018 назначил по делу судебную экспертизу.
В соответствии с пунктом 3 резолютивной части названного определения перед экспертами были поставлены следующие вопросы: "Определить размера экономически обоснованных расходов, необходимых для осуществления МУП "ПОВВ" деятельности по питьевому водоснабжению в 2018 году по следующим статьям:
расходы на текущий и капитальный ремонт,
расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды,
расходы на приобретение сырья, материалов и их хранение, в том числе химических реагентов, запчастей для автотранспорта, ГСМ
расходы на энергетические ресурсы и холодную воду, в том числе на электрическую энергию,
расходы по контролю качества воды,
расходы на услуги по вневедомственной охране объектов и территорий, расходы на обслуживание бесхозных сетей и сооружений,
расходы по прочим статьям затрат согласно Смете расходов обособленного структурного подразделения "Горводоканал-Копейск" МУП "ПОВВ" (ОСП ГВК МУП "ПОВВ") на водоотведение на 2018 год, представленной в материалах дела N А40- 262160/18-139-2648?".
Определением суда первой инстанции от 23.04.2018 суд исправил опечатку в указанном определении. В соответствии с данным определением вопросы, поставленные перед экспертом в определении от 17.04.2018, следует читать в следующей редакции:
"Соответствуют ли произведенные МУП "ПОВВ" расчеты затрат, включенных в тариф, требованиям тарифного законодательства, а именно: являются ли расходы, учтенные при установлении оспариваемым постановлением тарифа экономически обоснованными?
Определить размер экономически обоснованных расходов, необходимых для осуществления МУП "ПОВВ" деятельности по водоотведению в 2018 году по следующим статьям:
расходы на текущий и капитальный ремонт,
расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды,
расходы на приобретение сырья, материалов и их хранение, в том числе химических реагентов, запчастей для автотранспорта, ГСМ
расходы на энергетические ресурсы и холодную воду, в том числе на электрическую энергию,
расходы по контролю качества воды,
расходы на услуги по вневедомственной охране объектов и территорий, расходы на обслуживание бесхозных сетей и сооружений,
расходы по прочим статьям затрат согласно Смете расходов обособленного структурного подразделения "Горводоканал-Копейск" МУП "ПОВВ" (ОСП ГВК МУП "ПОВВ") на водоотведение на 2018 год, представленной в материалах дела N А40- 262160/18-139-2648?".
Не согласившись с указанным определением антимонопольный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части постановки перед экспертами вопроса: "Соответствуют ли произведенные МУП "ПОВВ" расчеты затрат, включенных в тариф, требованиям тарифного законодательства, а именно: являются ли расходы, учтенные при установлении оспариваемым постановлением тарифа экономически обоснованными?".
В обоснование жалобы, антимонопольный орган указал на то, что изменение круга вопросов, указанных в назначении экспертизы, в порядке статьи 179 АПК РФ является недопустимым.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель антимонопольного органа поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель третьего лица - Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области поддержал позицию антимонопольного органа.
От предприятия до начала судебного заседания поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения.
Законность и обоснованность оспариваемого определения проверены апелляционным судом в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей антимонопольного органа и министерства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд приходит к выводу о том, что определение суда от 23.04.2018 в обжалуемой части подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 82 АПК РФ о назначении экспертизы арбитражный суд выносит определение, в котором указываются, в том числе вопросы, поставленные перед экспертом.
Согласно определению от 17.04.2018 перед экспертами был поставлен вопрос об определении размера экономически обоснованных расходов предприятия для осуществления им деятельности по водоотведению в 2018 году по соответствующим статьям расходов.
Вопрос о соответствии произведенных предприятием расчетов затрат, включенных в тариф, требованиям тарифного законодательства, а именно об экономической обоснованности расходов, которые были учтены при установлении тарифа оспариваемым постановлением министерства перед экспертами судом в указанном определении не ставился.
В соответствии с частью 3 статьи 179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава - исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
По смыслу названной нормы, указанные исправления могут быть внесены в судебный акт только в том случае, если такие исправления вызваны необходимостью устранить допущенные судом при изготовлении судебного акта несоответствия, но, по сути, не приводят к изменению существа принятого судебного акта.
Под описками (опечатками) понимаются искажения, допущенные при написании отдельных слов, выражений, имен, отчеств и фамилий, наименований юридических лиц. Исправление описки (опечатки) допускается только без изменения содержания принятого судебного акта.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции определением от 23.04.2019, вынесенным в порядке статьи 179 АПК РФ, по существу поставил перед экспертами дополнительный вопрос об экономической обоснованности расходов, учтенных министерством при установлении тарифов для предприятия и соответствии их требованиям тарифного законодательства, который в определении от 17.04.2018 не ставился перед ними и постановка которого не выносилась на обсуждение сторон при рассмотрении заявленного предприятием ходатайства о назначении экспертизы.
Между тем, изменение круга и содержания, определенных судом вопросов, указанных в определении о назначении экспертизы, путем внесения в указанное определение исправлений в порядке статьи 179 АПК РФ не является допустимым.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" после приостановления производства по делу в связи с назначением экспертизы суд решает вопросы о замене эксперта, о привлечении к производству экспертизы другого эксперта, об отводе эксперта, о предоставлении эксперту дополнительных материалов, о постановке перед экспертом дополнительных вопросов, об отмене разрешения участвующему в деле лицу присутствовать при производстве экспертизы, о продлении срока проведения экспертизы без возобновления производства по делу. При этом суд назначает судебное заседание, о времени и месте которого извещает лиц, участвующих в деле, и эксперта.
Таким образом, в данном случае для решения вопрос о постановке перед экспертом указанного дополнительного вопроса должно было быть назначено судебное заседание с целью обеспечения процессуальных прав лиц участвующих в деле.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое определение суда подлежит отмене в части постановки перед экспертами указанного дополнительного вопроса.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 23.04.2019 года по делу А40-262160/18 отменить в части постановки перед экспертами ООО "Группа компаний Водоканал Эксперт" следующего вопроса: "Соответствуют ли произведенные МУП "ПОВВ" расчеты затрат, включенных в тариф, требованиям тарифного законодательства, а именно: являются ли расходы, учтенные при установлении оспариваемым постановлением тарифа экономически обоснованными?".
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-262160/2018
Истец: МУП "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ" Г. ЧЕЛЯБИНСКА
Ответчик: ФАС России
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17074/20
06.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-262160/18
21.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-262160/18
06.08.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34459/19