город Омск |
|
05 августа 2019 г. |
Дело N А75-18270/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5604/2019) Окружного фонда развития жилищного строительства "Жилище" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.03.2019 по делу N А75-18270/2018 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению Окружного фонда развития жилищного строительства "Жилище" к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска об оспаривании ненормативного правового акта,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
Окружной фонд развития жилищного строительства "Жилище" (далее - ОФРЖС "Жилище", Фонд, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконными решения и действий (бездействия) администрации города Нефтеюганска об отказе в отмене приказа Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) от 09.07.2018 N 171 "Об отмене внесенных изменений от 04.07.2018 в разрешение на строительство от 26.06.2015 N 86-ru86304000-23-2015", выраженного в письме от 14.09.2018 N 01-01-11-3446, и возложении обязанности отменить приказ от 09.07.2018 N 171 "Об отмене внесенных изменений от 04.07.2018 в разрешение на строительство от 26.06.2015 N 86-ru86304000-23-2015".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба Жилстройнадзора), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росреестра по ХМАО - Югре).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.03.2019 по делу N А75-18270/2018 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, Фонд в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на письмо Службы Жилстройнадзора от 16.11.2018 как на подтверждение законности и обоснованности предъявленных ОФРЖС "Жилище" в настоящем деле требований. По мнению заявителя, судом первой инстанции не обеспечено всестороннее и полное исследование обстоятельств дела, что отразилось на решении по делу.
В письменном отзыве на жалобу заинтересованное лицо просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что между Департаментом и ОФРЖС "Жилище" заключен договор от 02.08.2013 N 6999/С/ХМ/НЮ о развитии застроенной территории.
В соответствии с пунктом 4.1.1 указанного выше договора ОФРЖС "Жилище" взял на себя обязательство в срок не позднее 6 месяцев со дня подписания договора подготовить и представить в Департамент градостроительства проект планировки "Застроенной территории", выполненный в соответствии с градостроительными регламентами, утвержденными в составе Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Нефтеюганск, утвержденных решением Думы города от 01.11.2010 N 812-IV.
Согласно пункту 4.1.4 договора от 02.08.2013 N 6999/С/ХМ/НЮ Фонд, выступая в качестве застройщика, принял на себя обязательство в срок не позднее 6 месяцев со дня подписания договора осуществить строительство "Застроенной территории" в соответствии с утвержденным проектом планировки "Застроенной территории".
На основании постановления администрации города Нефтеюганска от 21.10.2013 N 1161-п "О подготовке документации по планировке застроенной территории микрорайона 4 (зона 1) города Нефтеюганска" и договора от 02.08.2013 N 6999/С/ХМ/НЮ "О развитии застроенной территории" разработан проект планировки и проект межевания застроенной территории микрорайона 4 (зона 1) города Нефтеюганска (далее - проект). Проектом предполагается формирование застройки территории 16-тиэтажными жилыми домами (без учета технических этажей). Указанный проект утвержден постановлением администрации города Нефтеюганска от 15.05.2014 N 560-п.
Фонду выдано разрешение от 26.06.2015 N 86-ru86304000-23-2015 на строительство объекта капитального строительства "Жилой комплекс по ул. Нефтяников в г. Нефтеюганске" Жилой дом N 1. 1 этап строительства" со следующими характеристиками: общая площадь - 13998,46 кв. м, объем - 49400,93 куб. м, количество этажей - 18, площадь застройки - 1028,39 кв. м, площадь участка - 9312 кв. м.
04.07.2018 Департаментом по заявлению ОФРЖС "Жилище" внесены следующие изменения в разрешение на строительство: общая площадь - 6999,2 кв. м, объем - 27393 куб. м, количество этажей - 10, площадь застройки - 1028,39 кв. м, площадь участка - 9312 кв. м.
Приказом Департамента градостроительства от 09.07.2018 N 171 внесенные в разрешение на строительство изменения отменены на основании части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N 44-ФЗ).
Письмом от 20.08.2018 ОФРЖС "Жилище" потребовало отмены приказа от 09.07.2018 N 171.
Письмом от 14.09.2018 N 01-01-11-3446 администрация города Нефтеюганска в отмене приказа отказала.
Заявив о несоответствии приказа от 09.07.2018 N 171 закону, Фонд обратился в суд с настоящими требованиями.
Заявление оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, с чем ОФРЖС "Жилище" не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий и сооружений регламентируются Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Порядок, основания выдачи разрешения на строительство, внесения в него изменений предусмотрены статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 51 ГрК РФ).
Частями 21.5 - 21.7, 21.9 статьи 51 Кодекса регулируется внесение изменений в разрешение на строительство в определенных случаях (при переходе прав на земельный участок, разделе или объединении земельных участков) и в порядке, установленном частями 21.10, 21.14 поименованной статьи.
При этом предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими.
Положениями части 7 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ. Так, причины, повлекшие отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, должны быть объективными, не зависящими от воли застройщика и не находящимися в сфере его усмотрения. Указанная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2015 N 301-ПЭК15.
Вместе с тем из материалов настоящего дела не следует наличие объективных причин, обусловивших изменение параметров объекта капитального строительства (уменьшение этажности многоквартирного дома).
Как указывается заявителем, решение об изменении этажности объекта принято с целью сокращения сроков строительства и исполнения обязательств по договорам долевого участия и муниципальным контрактам. Проект объекта капитального строительства имеет индивидуальные (патентованные) ригели сборно-монолитные с предварительным напряжением арматуры и железобетонные плиты перекрытия. Данная система уникальна и изготавливается на единственном в Российской Федерации предприятии - Миасском заводе ЖБИ, которому принадлежит патент на конструкции. По утверждению Фонда, предприятие-изготовитель находится под угрозой прекращения деятельности и банкротства. Заключить договор с другим предприятием не представляется возможным в связи с особенностями проекта жилого дома.
Вместе с тем доказательства приведенных выше обстоятельств не представлены в дело (статьи 9, 65 АПК РФ). Письмо Службы Жилстройнадзора от 16.11.2018 N 27-Исх-7812 изложенных выше положений законодательства и правовой позиции, вопреки утверждениям подателя апелляционной жалобы, не опровергает.
Те обстоятельства, на которые ссылается Фонд, среди которых банкротство поставщика, желание застройщика сократить сроки строительства и в установленный срок исполнить договоры и муниципальные контракты, не свидетельствуют о том, что в процессе строительства многоквартирного дома выявлена объективная необходимость отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации. Ненадлежащее исполнение обязательств со стороны контрагентов, отсутствие на рынке нужных для производства работ товаров относятся к обстоятельствам, наступление которых принадлежит к сфере приложения усилий заявителя как субъекта экономических отношений.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище.
Участие граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости представляет собой один из способов приобретения права собственности на жилые и нежилые помещения в таких домах (объектах), которое охраняется законом (часть 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации), и одновременно - один из способов реализации конституционного права на жилище (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В свою очередь, произвольное уменьшение этажности объекта капитального строительства не соответствует утвержденному проекту планировки и проекту межевания территории, а также способно нарушить права участников долевого строительства на получение в собственность помещений дома.
Суд апелляционной инстанции поддерживает отраженный в обжалуемом решении по делу вывод о том, что приказ о внесении изменений в разрешение на строительство от 04.07.2018 правомерно отменен приказом Департамента от 09.07.2018 N 171.
В рассматриваемом случае действия застройщика по изменению запроектированных параметров объекта капитального строительства не связаны с наличием объективных причин, нарушают положения не только Федерального закона N 44-ФЗ, но и Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", а также ставят под угрозу реализацию конституционного права граждан на жилище.
Оставив без удовлетворения требования ОФРЖС "Жилище", суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату Фонду из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Окружного фонда развития жилищного строительства "Жилище" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.03.2019 по делу N А75-18270/2018 - без изменения.
Возвратить Окружному фонду развития жилищного строительства "Жилище" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 22.05.2019 на сумму 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-18270/2018
Истец: Окружной фонд развития жилищного строительства "Жилище"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА
Третье лицо: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, Департамент Градостроительства администрации города Нефтеюганска, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска, Росреестр