г. Вологда |
|
05 августа 2019 г. |
Дело N А66-3312/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 августа 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Пестово" Чхеидзе М.Ш., директора, а также Губиной В.В. по доверенности от 08.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 23 мая 2019 года по делу N А66-3312/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пестово" (ОГРН 1086913000437, ИНН 6939011644; адрес: 172215, Тверская область, район Селижаровский, деревня Киселево, улица Центральная, дом 12; далее - общество, ООО "Пестово") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221; адрес: 170042, Тверская область, город Тверь, улица Горького, дом 97; далее - министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от рассмотрения по существу заявления об оказании государственной услуги по внесению изменений и (или) дополнений в лицензию на право пользования недрами (общераспространенное полезное ископаемое) серии ТВЕ N 80049, тип лицензии ТЭ, зарегистрированную в реестре 10.07.2008 за N 49/ТВЕ80049ТЭ, в части продления срока действия лицензии, путем издания в адрес общества писем от 17.08.2018 N 9802-06, от 16.10.2018 N 12724-06, от 26.11.2018 N 12724-06 (в номере допущена опечатка, данное письмо имеет N 14611-06), от 28.01.2019 N 971-06 об истребовании не предусмотренных документов; признании незаконным решения, отраженного в протоколе от 21.01.2019 N 764-пи и доведенного до сведения заявителя посредством письма от 18.02.2019 N 2038-06, в части принятия решения рекомендовать министерству исключить из реестра лицензию на право пользования недрами (общераспространенное полезное ископаемое) серии ТВЕ N 80049, тип лицензии ТЭ, зарегистрированную в реестре 10.07.2008 за N 49/ТВЕ80049ТЭ, как основанного на выводах о предоставлении со стороны общества неполного пакета документов и как являющегося основанием для издания в адрес общества решения министерства от 30.01.2019 за N 764-пи; признании незаконным решения министерства от 30.01.2019 за N 764-пи "Об исключении из реестра государственной регистрации лицензий на право пользования недрами Тверской области лицензии ТВЕ 80049 ТЭ от 10.07.2008"; о возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов общества путем оказания государственной услуги по внесению изменений и(или) дополнений в лицензию на право пользования недрами (общераспространенное полезное ископаемое) серии ТВЕ N 80049, тип лицензии ТЭ, зарегистрированную в реестре 10.07.2008 за N49/ТВЕ80049ТЭ, как это испрошено в заявлении общества от 24.07.2018,
Решением Арбитражного суда Тверской области от 23 мая 2019 года по делу N А66-3312/2019 в части требования общества о признании незаконным решения комиссии министерства, отраженного в протоколе от 21.01.2019 N 764-пи, и доведенного до сведения заявителя посредством письма от 18.02.2019 N 2038-06 в части принятия решения рекомендовать министерству исключить из реестра государственной регистрации лицензий на пользование недрами Тверской области лицензию на право пользования недрами (общераспространенное полезное ископаемое) серии ТВЕ N 80049, тип лицензии ТЭ, зарегистрированную в реестре 10.07.2008 за N 49/ТВЕ80049ТЭ, как основанное на выводах о предоставлении со стороны заявителя неполного пакета документов и являющегося основанием для издания в адрес заявителя решения министерства от 30.01.2019 за N 764-пи, производство по делу прекращено.
В остальной части заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие министерства, выразившееся в уклонении от рассмотрения по существу заявления общества об оказании государственной услуги по внесению изменений и (или) дополнений в лицензию на право пользования недрами (общераспространенное полезное ископаемое) серии ТВЕ N 80049, тип лицензии ТЭ, зарегистрированную в реестре государственной регистрации лицензий на пользование недрами Тверской области 10.07.2008 за N 49/ТВЕ80049ТЭ, в части продления срока действия лицензии, путем издания в адрес заявителя писем от 17.08.2018 N 9802-06, от 16.10.2018 N 12724-06, от 26.11.2018 N 14611-06, от 28.01.2019 N 971-06 об истребовании не предусмотренных законодательством документов.
Признано недействительным решение министерства от 30.01.2019 N 764-пи "Об исключении из реестра государственной регистрации лицензий на право пользования недрами Тверской области лицензии ТВЕ 80049 ТЭ от 10.07.2008".
На министерство возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу его заявления (вх. N 13441 от 24.07.2018) с представленным по состоянию на 13.12.2018 комплектом документов и принять решение о внесении изменений и (или) дополнений в указанную лицензию в части продления срока ее действия или - при наличии законных оснований - об отказе во внесении таких изменений и (или) дополнений в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворения заявленных обществом требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что фактически обществу услуга по рассмотрению его заявления была оказана. Полагает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Общество в отзыве на жалобу просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество в силу лицензии на право пользования недрами (общераспространенное полезное ископаемое) серии ТВЕ N 80049, выданной Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды, зарегистрированной в реестре 10.07.2008, является недропользователем участка недр "Пестовский", расположенного в 10 км к востоку от д. Киселево, 1,2 км к северу от д. Лосево, на месте д. Пестово Селижаровского района Тверской области (том 1, листы дела 65-71).
Предусмотренное лицензией целевое назначение и виды работ - разведка и добыча валунно-гравийно-песчаного материала участка недр "Пестовский" для дорожно-строительных работ. Срок окончания действия лицензии - 01.01.2019.
Общество обратилось в министерство с заявлением от 24.07.2018 N 13441 о внесении изменений и (или) дополнений в указанную лицензию, а именно о продлении срока ее действия до 01.07.2031 (том 2, лист дела 14).
Вместе с тем, письмом от 17.08.2018 N 9802-06 (том 2, лист дела 15) министерство указало обществу о необходимости предоставлении информации о праве пользования земельным участком с кадастровым номером 69:29:0181501:5, входящим в границы горного отвода лицензионного участка, для целей недропользования, отметив, что среди предъявленных документов отсутствует договор аренды указанного земельного участка.
Общество обратилось в министерство с заявлением от 14.09.2018 исх. N 49 (том 2, лист дела 16), в котором указало, что документ на право пользования земельным участком с кадастровым номером 69:29:0181501:5 отсутствует по причине того, что данный земельный участок снят с кадастрового учета 29.05.2018; кроме того, в министерстве имеется информация о том, что обществу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 69:29:0181501:3 на срок действия лицензии.
Министерство в свою очередь письмом от 16.10.2018 N 12724-06 (том 2, лист дела 17) сообщило обществу о необходимости предоставления актуальной информации о праве пользования земельным участком с кадастровым номером 69:29:0181501:5 ввиду того, что горный отвод недропользователя частично расположен на данном земельном участке.
Заявлением от 31.10.2018 исх. N 70 (том 2, лист дела 18) общество направило в адрес министерства копию договора аренды земельного участка от 23.10.2018 (том 2, лист дела 3-7), заключенного с администрацией Селижаровского района, на земельный участок с кадастровым номером 69:29:0181501:118 (бывший кадастровый номер 69:29:0181501:5) и копию договора аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых от 29.10.2018 N 64 (том 1, лист дела 154-167), заключенного с министерством лесного хозяйства Тверской области, на земельный участок с кадастровым номером 69:29:0000018:354 (бывший кадастровый номер 69:29:0181501:5) и просило повторно рассмотреть заявление N 13441 от 24.07.2018 и принять положительное решение о внесении изменений и (или) дополнений в лицензию.
Письмом от 26.11.2018 N 14611-06 (том 2, лист дела 19) министерство потребовало от общества предоставления заявления с полным пакетом документов.
Заявлением от 28.12.2018 исх. N 88 (том 2, лист дела 13) общество сообщило министерству о предоставлении ранее заявления с полным пакетом документов для внесения изменений в лицензию.
Министерство вновь указало обществу на необходимость представления одного заявления с полным пакетом документов (письмо от 28.01.2019 N 971-06, том 2, лист дела 20).
В дальнейшем министерством принято решение от 30.01.2019 N 764-пи (том 2, лист дела 22), которым со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1, Закон о недрах) и на протокол заседания комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Тверской области от 21.01.2019 N 764-пи (том 2, листы дела 67-69) указано на исключение из реестра государственной регистрации лицензий на право пользования недрами Тверской области лицензии ТВЕ 80049 ТЭ сроком действия с 10.07.2008 по 01.01.2019 в связи с истечением установленного срока действия, о чем общество уведомлено министерством письмом от 18.02.2019 N 2038-06 (том 2, лист дела 21).
Не согласившись с указанными действиями (бездействием) и решениями министерства, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования в оспариваемой министерством части, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно части 5 статьи 12 указанного Закона условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В данном случае участок недр, предоставленный в пользование обществу, имеет статус горного отвода, лицензия выдана с целевым назначением для разведки и добычи валунно-гравийно-песчного материала участка недр "Пестовский" для дорожно-строительных работ.
В силу статьи 10 Закона N 2395-1 срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Таким образом, как верно отметил суд, в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых пользователь недр, не допустивший нарушений условий лицензии, вправе требовать продления срока пользования участком недр.
В соответствии со статьей 4 Закона Тверской области от 06.06.2006 N 57-ЗО "О порядке пользования недрами в Тверской области" (далее - Закон N 57-ЗО) к полномочиям Правительства Тверской области в сфере регулирования отношений недропользования на территории Тверской области относится, в том числе установление порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения.
Статьей 7 названного областного Закона установлено, что порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается Правительством Тверской области.
Порядок оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения утвержден постановлением администрации Тверской области от 27.09.2006 N 249-па (далее - Порядок N 249-па).
Согласно пункту 28 названного Порядка изменение условий пользования участком недр местного значения, предусмотренных в лицензии, внесение дополнений, продление сроков действия лицензии производятся по решению министерства по инициативе недропользователя (по согласованию с недропользователем).
В силу пункта 30 Порядка N 249-па для внесения изменений в лицензию на право пользования участком недр местного значения недропользователь предоставляет в министерство следующие документы: а) заявление о внесении изменений в лицензию на право пользования участком недр местного значения; б) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), полученную не ранее чем за две недели до момента регистрации заявления в министерстве; в) оригинал действующей лицензии со всеми приложениями и зарегистрированными дополнениями к ней; г) краткий отчет владельца лицензии о выполнении условий пользования недрами; д) копию акта последней проверки, проведенной министерством, и его предписания (уведомления) (если выдавалось); е) справку налогового органа об отсутствии (о наличии) задолженности владельца лицензии по уплате налогов и платежей за пользование недрами; ж) обоснование необходимости внесения изменений в лицензию на право пользования участком недр местного значения.
При этом из названного Порядка следует, что министерство вправе отказать претенденту во внесении изменений в лицензию только в определенных случаях, а именно при непредставлении документов, установленных пунктом 29 настоящего Порядка и при представлении заявителем недостоверных сведений о себе (пункт 33 Порядка N 249-па).
В течение 5 дней с момента рассмотрения представленных документов министерство в письменной форме уведомляет заявителя об отказе о внесении изменений в лицензию на право пользования участком недр местного значения с указанием причин отказа.
В рассматриваемом случае из письма министерства от 17.08.2018 N 9802-06 следует, что в представленных на рассмотрение материалах, в частности, в отчете о выполнении условий пользования недрами, отсутствует информация о праве пользования земельным участком с кадастровым номером 69:29:0181501:5, входящим в границы горного отвода лицензионного участка, для целей недропользования, в частности, отсутствует договор аренды данного земельного участка.
Данное письмо министерства содержит в себе ссылку на подпункт "д" пункта 61 подраздела XI раздела II Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача лицензий на пользование участками недр местного значения", утвержденного приказом министерства от 07.02.2014 N 4-нп (далее - Регламент), в соответствии с которым решение об отказе в предоставлении государственной услуги принимается если в представленных заявителем документах содержатся противоречивые и (или) недостоверные сведения.
Самостоятельно отказ министерства в предоставлении государственной услуги по внесению изменений и (или) дополнений в лицензию, изложенный в этом письме, обществом не оспорен. Вместе с тем, как правильно отметил суд, данное обстоятельство не препятствует его оценке в рамках заявленного обществом по данному делу предмета спора относительно определенного им незаконного бездействия ответчика.
В материалах дела усматривается, что при обращении в министерство за продлением срока действия лицензии общество представило полный комплект документов, предусмотренных пунктом 30 Порядка N 249-па, в том числе и с учетом разъяснений министерства, отраженных в его письме от 13.04.2018 N 4192-06, а именно: заявление о внесении изменений в лицензию (подпункт "а" пункта 30 названного Порядка); выписку из ЕГРЮЛ (подпункт "б"); оригинал действующей лицензии серии ТВЕ N 800049 с копиями приложений - условиями пользования недрами (подпункт "в") и изменениями; краткий отчет общества о выполнении условий пользования недрами (подпункт "г"); копию акта проверки, предписания, отчет об исполнении предписания и решения Селижаровского районного суда Тверской области (подпункт "д"); справку налогового органа об отсутствии задолженности (подпункт "е"); обоснование необходимости внесения изменений в лицензию (подпункт "ж"), а также иные документы, выходящие за пределы данного перечня (копии свидетельств о государственной регистрации юридического лица, о постановке на налоговый учет и другие).
Ссылок на то, что заявитель представил недостоверные сведения о себе, письмо министерства от 17.08.2018 N 9802-06 не содержит.
Следовательно, у министерства отсутствовали установленные пунктом 33 Порядка N 249-па основания для отказа во внесении изменений в лицензию.
Министерство полагает, что не допустило незаконного бездействия, поскольку им 17.08.2018 принято решение об отказе, при этом основания для отказа имелись с учетом подпункта "д" пункта 61 Регламента, поскольку в представленных заявителем документах содержались противоречивые и недостоверные сведения, а именно: в отчете о выполнении условий пользования недрами отсутствовала информация о праве пользования земельным участком с кадастровым номером 69:29:0181501:5, входящим в границы горного отвода лицензионного участка, для целей недропользования, так как отсутствовал договор аренды данного земельного участка.
Вместе с тем требования к форме и содержанию отчета о выполнении условий пользования недрами нормативно не установлены, что не отрицает и министерство.
В связи с этим, ссылка на отсутствие информации о правах на земельный участок именно в данном документе является неправомерной.
Кроме того, предъявленной в материалы дела выпиской из ЕГРПН от 29.05.2018 (том 2, листы дела 148-149) подтверждено, что указанный земельный участок снят с кадастрового учета 29.05.2018, то есть до даты обращения общества в министерство с заявлением о продлении срока действия лицензии.
Информация о снятии данного земельного участка с кадастрового учета на момент обращения общества в министерство (24.07.2018) отражена в ЕГРПН, что следует из вышеуказанной выписки, и являлась общедоступной.
То есть фактически министерство требовало у общества предоставить правоустанавливающие документы на несуществующий земельный участок.
Кроме того, предъявленное обществом в министерство обоснование необходимости внесения изменений в лицензию на право пользования недрами (том 2, листы дела 124-127) содержит информацию о земельном участке, на котором им организован карьер по добыче нерудного материала и где осуществляется отработка месторождения, - земельный участок с кадастровым номером 69:29:0181501:3. Также имеется информация о заключении в отношении данного земельного участка договора аренды от 26.12.2011 N 348 сроком на 7 лет. Каких-либо противоречивых и (или) недостоверных сведений в представленных обществом документах не имеется.
В связи с этим у министерства не имелось оснований для ссылки в письме от 17.08.2018 N 9802-06 на положения подпункта "д" пункта 61 Регламента и для истребования у общества дополнительно договора аренды земельного участка с кадастровым номером 69:29:0181501:5.
Вопреки доводам жалобы министерства, исходя из текста указанного письма, также следует, что по существу представленное обществом заявление с приложенным к нему пакетом не рассмотрено, фактически у заявителя истребованы дополнительные документы. При этом дальнейшими письмами (от 16.10.2018 N 12724-06, от 26.11.2018 N 14611-06, от 28.01.2019 N 971-06) министерство также указывало обществу на необходимость предоставления актуальной информации о праве пользования несуществующим земельным участком с кадастровым N 69:29:0181501:5 для объективного и всестороннего рассмотрения материалов по внесению изменений в лицензию на право пользования недрами, а также на необходимость предоставления заявления с полным комплектом документов.
Тот факт, что обществу государственная услуга фактически не оказана и его заявление об оказании государственной услуги по внесению изменений и (или) дополнений в лицензию на право пользования недрами по существу не рассмотрено подтверждается и тем, что после направления обществу письма от 17.08.2018 N 9802-06 министерство продолжало принимать от общества, рассматривать и оценивать дополнительные документы к ранее представленному заявлению.
При этом, несмотря на то, что по состоянию на 13.12.2018 общество представило все требуемые, в том числе и с учетом изложенных выше писем и не предусмотренные законодательством документы (в частности, договоры аренды на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 69:29:0181501:118, 69:29:0000018:354 (бывший кадастровый номер 69:29:0181501:5), министерство уклонилось от рассмотрения заявления общества.
Данное бездействие правомерно признано судом незаконным, поскольку противоречит пунктам 30, 33 Порядка N 249-па, подпункту "д" пункта 61 Регламента, нарушает экономические права и интересы заявителя, препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности в сфере добычи полезных ископаемых. Соответственно, оснований у министерства для принятия решения от 30.01.2019 N 764-пи "Об исключении из реестра государственной регистрации лицензий на право пользования недрами Тверской области лицензии ТВЕ 80049 ТЭ от 10.07.2008 также не имелось.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
Определенный судом первой инстанции способ устранения министерством нарушенных прав и законных интересов общества определен с учетом положений статьи 201 АПК РФ, приведенных выше положений Порядка N 249-па и Регламента, в связи с этим позиция министерства о том, что суд вышел за пределы заявленного обществом требования, не может быть принята.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения в части, обжалуемой министерством, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23 мая 2019 года по делу N А66-3312/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3312/2019
Истец: ООО "ПЕСТОВО"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14097/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14097/19
05.08.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6523/19
23.05.2019 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-3312/19