г. Челябинск |
|
05 августа 2019 г. |
Дело N А76-43505/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Спецавтоколонна" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2019 по делу N А76-43505/2018 (судья Мрез И.В.).
Представители лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецавтоколонна" (далее - заявитель, общество, ООО "Спецавтоколонна") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области (далее - ответчик, Управление Росприроднадзора по Челябинской области) о признании незаконным действия по истребованию сведений, невозможных к предоставлению и обязании переоформить лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-3 классов опасности N 7400140 от 18.12.2015.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2019 (резолютивная часть решения объявлена 25.03.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО "Спецавтоколонна" (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на отсутствие у заявителя возможности представить перечисленные в пункте 7 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, в связи с тем, что объект размещения отходов на арендуемом заявителем земельном участке эксплуатировался еще до вступления в действие Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Апеллянт также указывает, что городская свалка, расположенная на арендуемом земельном участке, является единственным местом размещения отходов в городе Златоусте и включена в территориальную схему как объект для складирования отходов производства и потребления, в связи с чем, у Управления отсутствовали основания требовать от заявителя предоставления вышеназванных документов.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 03.09.2013 на основании распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от 02.09.2013 N 1777-р между органом местного самоуправления Комитет по управлению (арендодатель) и ООО "Спецавтоколонна" (арендатор) заключен договор аренды земли N 307-2013/О В соответствии с указанным договором Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:25:0201201:300 площадью 165929 кв.м, расположенный по адресному ориентиру: Челябинская область, г. Златоуст, вдоль дороги от ул. Ленина, до тр. Уфа-Челябинск. Разрешенный вид использования (целевое назначение) земельного участка: для размещения отходов.
Срок действия указанного договора по 03.09.2062.
ООО "Спецавтоколонна" получена лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности от 18.12.2015 г. N 7400140 (виды работ в составе деятельности: транспортирование отходов I-IV класса опасности, сбор отходов III класса опасности, утилизация отходов III класса опасности).
29.08.2018 вх. N 12583 ООО "Спецавтоколонна" обратилось в Управление Росприроднадзора по Челябинской области с заявлением о переоформлении лицензии в связи с изменением адресов мест осуществления деятельности, изменением перечня выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности.
31.08.2018 Управление Росприроднадзора по Челябинской области, рассмотрев представленное заявление, направило в адрес ООО "Спецавтоколонна" уведомление N 7616 о необходимости устранения в тридцатидневный срок следующих нарушений требований, установленных статьей 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99), пунктом 7 постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 1062), а именно: в заявлении о переоформлении лицензии: отсутствует номер телефона юридического лица; сведения, предусмотренные пунктом 7 Постановления N 1062, указаны не в полном объеме. Для работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности указываются сведения о наличии разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности указываются сведения о наличии у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу.
В пакете документов отсутствуют следующие материалы: для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях).
11.09.2018 ООО "Спецавтоколонна" повторно обратилось в Управление Росприроднадзора по Челябинской области с заявлением от 10.09.2018 N 119 о переоформлении лицензии в связи с изменением адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
К заявлению ООО "Спецавтоколонна" приложено письмо от 10.09.2018 исх. N 120, в котором указано, что в заявление о переоформлении лицензии добавлен телефон юридического лица.
Кроме того, в письме от 10.09.2018 исх. N 120 указано, что в связи с тем, что объект размещения отходов - городская свалка под размещение отходов Златоустовского городского округа эксплуатируется с 1962 года сведения, предусмотренные п. 7 Постановления N 1062 (разрешение на строительство или разрешение на ввод объекта в эксплуатацию) представить не представляется возможным. Для работ по утилизации отходов Ш-IV классов опасности применяется измельчитель древесины ВОХЕR СР5-25НР. Дополнительного оборудования, применяющегося при утилизации - послойного пересыпания ТКО, не требуется. Утилизация (использование) отходов в качестве промежуточной изоляции предусмотрена СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".
Также в указанном письме ООО "Спецавтоколонна" сообщило, что документы, подтверждающие наличие зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по адресам: Челябинская область, г. Златоуст, вдоль а/дороги от ул. Ленина до тр. Уфа-Челябинск, Челябинская область, г. Златоуст, ул. им. В.И. Ленина, N 228, Челябинская область, г. Златоуст, ул. 5-ая Нижне-Вокзальная, 1-Б представлены.
Управление Росприроднадзора по Челябинской области, рассмотрев представленные материалы, направило в адрес ООО "Спецавтоколонна" уведомление от 12.09.2018 N 7921 о необходимости устранения в тридцатидневный срок нарушений требований, установленных статьей 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности, пунктом 7 постановления Правительства РФ от 03.10.2018 N 1065 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", а именно:
В пакете документов отсутствуют следующие материалы: для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре; реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях).
В связи с истечением тридцатидневного срока представления ООО "Спецавтоколонна" в полном объеме прилагаемых к заявлению о переоформлении лицензии документов, письмом (исх. N 9495 от 30.10.2018) Управление Росприроднадзора по Челябинской области вернуло ранее представленное заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы в соответствии с частью 14 статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Полагая, что действиями Управления Росприроднадзора по Челябинской области нарушены его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые действия Управления соответствуют законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - это хранение и захоронение отходов.
Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ).
Требования к объектам размещения отходов перечислены в статье 12 Федерального закона N 89-ФЗ.
Суд первой инстанции верно отметил, что помимо требований к объектам размещения отходов, перечисленных в статье 12 Федерального закона N 89-ФЗ, необходимо учитывать требования, предъявляемые к объектам размещения отходов как к сооружениям и объектам капитального строительства, согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 2 Закона N 384, здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 2 Закона N 384, помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (подпункт 23 пункта 2 статьи 2 Закона N 384).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 7 Положения о лицензировании, при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указывается этот адрес, а также прилагаются копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях).
Судом первой инстанции установлено, что обращаясь с заявлением о переоформлении лицензии ООО "Спецавтоколонна" представило договор аренды земельного участка, эксплуатируемого под размещение отходов Златоустовкого городского округа (городская свалка).
Между тем, представленный договор аренды не подтверждает наличие на данном участке зданий, строений, сооружений, необходимых для выполнения лицензируемых работ и свидетельствует лишь о предоставлении обществу "Спецавтоколонна" в пользование земельного участка на праве аренды.
Таким образом, учитывая, что при обращении с заявлением в Управление Росприроднадзора по Челябинской области обществом не представлено документов, подтверждающих наличие у него принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, соответствующие требования Управления являются законными и не нарушают права и законные интересы заявителя. При этом, документов, подтверждающих наличие у него принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, заявителем не представлено ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни при рассмотрении апелляционной жалобы общества.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании незаконными действий Управления Росприроднадзора по Челябинской области.
Довод заявителя об отсутствии у него возможности представить предусмотренные пунктом 7 Положения о лицензировании документы, в связи с тем, что объект размещения отходов на арендуемом заявителем земельном участке эксплуатировался еще до вступления в действие Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку указанное обстоятельство не освобождает заявителя от соблюдения требований, предусмотренных названным Федеральным законом.
Кроме того, в рассматриваемом случае законодатель не ставит соблюдение того или иного требования в зависимость от даты начала эксплуатации объекта размещения отходов, а также от обстоятельств наличия, либо отсутствия соответствующего объекта в территориальной схеме города.
Судебная коллегия отмечает, что заявленные в апелляционной жалобе доводы выражают несогласие заявителя с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и содержат его собственное мнение относительно данных обстоятельств, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на подателя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2019 по делу N А76-43505/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Спецавтоколонна" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-43505/2018
Истец: ООО "Спецавтоколонна"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Челябинской области