05 августа 2019 г. |
Дело N А83-16645/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2019.
В полном объёме постановление изготовлено 05.08.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Колупаевой Ю.В., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Олиферук Т.Н.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильное управляющее предприятие "Жилищно-эксплуатационная компания" - Сологуб В.В., директор на основании приказа от 08.09.2017 б/н, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации; Соловцова А.И., представитель по доверенности от 11.09.2017 б/н, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации;
от Администрации города Симферополя Республики Крым - Набиев Э.Э., представитель по доверенности от 19.10.2018 N 24/01-69/4157, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации;
от Инспекции по жилищному надзору Республики Крым - Каштанова А.О., представитель по доверенности от 05-25/1170, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильное управляющее предприятие "Жилищно-эксплуатационная компания" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 апреля 2019 года по делу N А83-16645/2018 (судья Гайворонский В.И.)
по иску Администрации города Симферополя Республики Крым
к обществу с ограниченной ответственностью "Многопрофильное управляющее предприятие "Жилищно-эксплуатационная компания",
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Инспекция по жилищному надзору Республики Крым
о расторжении договора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Симферополя Республики Крым (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Многопрофильное управляющее предприятие "Жилищно-эксплуатационная компания" (далее - ответчик, ООО МУП "Жилищно-эксплуатационная компания") о расторжении договора управления многоквартирным домом от 01.10.2016, заключенного на основании проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Исковые требования обосновываются ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08 апреля 2019 года по делу N А83-16645/2018 (судья Гайворонский В.И.) исковые требования удовлетворены.
Расторгнут договор управления многоквартирным домом от 01.10.2016 года, заключенный на основании проведенного органом местного самоуправления отрытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (протокол конкурса N 4 от 08.09.2016) между Администрацией города Симферополя Республики Крым и обществом с ограниченной ответственностью "Многопрофильное управляющее предприятие "Жилищно-Эксплуатационная Компания". Также судом разрешен вопрос о распределении судебных расходов.
Не согласившись с указанным решением суда, общество с ограниченной ответственностью "Многопрофильное управляющее предприятие "Жилищно-эксплуатационная компания" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции при вынесении решения нарушены процессуальные нормы, судом не установлены имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд считал установленными, по мнению апеллянта, судом дана ненадлежащая оценка доказательствам, которые содержатся в материалах дела, выводы, изложенные в определении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2019 апелляционная жалоба принята к производству.
17.07.2019 через электронную систему подачи документов "Мой арбитр" от Инспекции по жилищному надзору Республики Крым поступили возражения на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного заседания, назначенного на 29.07.2019, представитель общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильное управляющее предприятие "Жилищно-эксплуатационная компания" поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представители Администрации города Симферополя Республики Крым и Инспекции по жилищному надзору Республики Крым возражали против доводв апелляционной жалобы, просили суд решение суда первой инстанции оставить без изменений.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, 01.10.2016 года между Администрацией города Симферополя Республики Крым и обществом с ограниченной ответственностью "Многопрофильное Управляющее Предприятие "Жилищно-Эксплуатационная Компания" подписан Договор управления многоквартирным домом (далее - Договор).
Предметом Договора является осуществление управляющей организацией за плату услуг и выполнение работ по надлежащему удержанию и ремонту общего имущества Многоквартирного дома, выполнение услуг и осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом, расположенным по адресам, указанным в приложении N 5 к Договору (пункт 1.2. Договора).
Условиям Договора предусмотрены следующие обязанности для Ответчика:
Предоставлять в течение срока действия настоящего договора пользователям помещений услуги, которые должны отвечать параметрам качества, надежности и реологической безопасности в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг. Перечень коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии с настоящим Договором, приведен в Приложении N 2 к настоящему договору. Внесение изменений в Перечень коммунальных услуг осуществляется путем заключения Сторонами дополнительного соглашения (пункт 2.1.3. Договора).
Предоставлять услуги и выполнять работы по управлению содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в течение срока действия настоящего договора. Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности выполнения работ и оказания услуг, а также объемов работ и услуг, их стоимости за весь период действия настоящего договора содержится в Приложении N 4, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора, в соответствии с утвержденным Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление Правительства РФ от апреля 2013 г. N 290).
Изменения в данный перечень работ вносятся путем заключения Сторонами договора Дополнительного соглашения на основании решения Собственника помещений в многоквартирном доме либо в результате действия непреодолимой силы. Если в результате действия обстоятельств непреодолимой силы исполнение Управляющей организацией обязательств, указанных в Приложении N 3, становится невозможным либо нецелесообразным, (на обязана выполнять те работы и услуги, осуществление которых возможно в сложившихся условиях, предъявляя счета на оплату фактически оказанных услуг и выполненных работ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный настоящим договором (организатором открытого конкурса), должен быть изменен пропорционально объемам и количеству фактически выполненных работ и фактически оказанных услуг (пункт 2.1.4. Договора).
Выполнять предусмотренные настоящим договором работы и оказывать услуги самостоятельно, либо привлекать к выполнению работ и оказанию услуг подрядные организации, соответствующие установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления (пункт 2.1.5. Договора).
Осуществлять контроль за качеством текущего ремонта, технического обслуживания и санитарного содержания многоквартирного дома и придомовой территории в случае выполнения соответствующих работ подрядными организациями (пункт 2.1.6. Договора).
Своевременно подготавливать многоквартирный дом, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, к эксплуатации в зимних условиях (пункт 2.1.7. Договора).
Проводить работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты (пункт 2.1.8. Договора).
Обеспечить устранения аварий в соответствии с установленными предельными соками на внутридомовых инженерных системах в многоквартирном доме, выполнения заявок населения (пункт 2.1.9 Договора).
Представлять интересы собственника и пользователей в отношениях с третьими идами в связи с управлением данным домом (пункт 2.1.10. Договора).
Обеспечивать ведение учета выполненных работ по обслуживанию, содержанию, текущему ремонту многоквартирного дома и придомовой территории (пункт 2.1.11. Договора).
Обеспечить прием и оформление документов для регистрации по месту жительства и месту пребывания пользователей, в том числе путем заключения договоров (пункт 2.1.12. Договора).
Обеспечить своевременное информирование пользователей помещений о сроках предстоящего планового отключения инженерных сетей (водоснабжение, отопление), а также в речение суток с момента аварии - об авариях на инженерных сетях и сроках ликвидации их последствий, путем размещения соответствующей информации общедоступном для каждого пользователя помещения месте (пункт 2.1.13. Договора).
Организовать круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома, устранять аварии, а также выполнять заявки Пользователей помещений, связанные с исполнением настоящего Договора, согласно Приложению N 3 к настоящему Договору. Обеспечить указанных лиц информацией о телефонах аварийных служб и поместить ее в легкодоступных для Собственника и Пользователей помещений местах (пункт 2.1.14. Договора).
Участвовать во всех проверках и обследованиях многоквартирного дома, а также составлении актов по фактам не предоставления, некачественного или несвоевременного предоставления коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту помещений (общего имущества) по настоящему договору (пункт 2.1.15. Договора).
Представлять собственнику (представителю собственника) помещений в многоквартирном доме в течение первого квартала (до 31 марта) текущего года отчет о выполнении договора управления за прошедший период. Управляющая организация обязана предоставить Собственнику (представителю собственника) помещений в многоквартирном доме письменный отчет о проделанных работах за прошедший отчетный период (пункт 2.1.16. Договора).
Передать за 30 дней до прекращения настоящего договора техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением им документы, вновь обобранной управляющей организации (пункт 2.1.17. Договора).
Информировать собственника и пользователей помещений об установленных законодательством требованиях к пользованию жилыми и нежилыми помещениями, неположенными в многоквартирном доме, а также общим имуществом о порядке установки индивидуальных приборов учета количества (объемов) потребляемых пользователями смещений коммунальных услуг, об условиях расчетов с пользователями помещений за предоставляемые им услуги по настоящему договору и других условиях пользования смещениями и предоставления услуг, относящихся к предмету настоящего договора (пункт 2.1.18. Договора).
Обеспечивать выставление пользователям жилых помещении счетов на оплату за жилищно-коммунальные услуги не позднее первого числа месяца, следующего за расчетным периодом (пункт 2.1.19. Договора).
Информировать собственника и пользователей помещений об изменении размера зарплаты за жилое помещение коммунальные услуги в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (пункт 2.1.20. Договора).
Организовывать перерасчет оплаты услуг, предоставляемых в соответствии с настоящим договором, на условиях и в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (при оказании услуг в объеме, меньше установленного, либо их ненадлежащего качества) (пункт 2.1.21. Договора).
Вести и хранить техническую документацию на многоквартирный дом, внутридомовое инженерное оборудование и, объекты придомового благоустройства, а также бухгалтерскую, статистическую, хозяйственно-финансовую документацию и расчеты, увязанные с исполнением настоящего договора (пункт 2.1.22. Договора).
Проводить мероприятия по энергосбережению, в том числе путем заключения энергосервисного договора (пункт 2.1.23. Договора).
Доводить до сведения Собственника и (или) Пользователей предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (пункт 2.1.24. Договора).
Администрация города Симферополя Республики Крым письмом от 12.09.2019 N 24/01-57/3586 с приложением (Соглашение о расторжении договора от 12.09.2018) уведомило общество с ограниченной ответственностью "Многопрофильное управляющее предприятие "Жилищно-эксплуатационная компания" о принятом собственником решении о расторжении Договора с указанием на то, что в случае невозврата Соглашения в срок до 26.09.2018, собственник будет вынужден считать Соглашение подписанным в предлагаемой редакции по истечении 10 дней с момента его получения Управляющей организацией.
В ответ на указанное письмо ООО "Многопрофильное управляющее предприятие "Жилищно-эксплуатационная компания" направило в адрес Администрации ответ, в котором указало, что направленное соглашение не может быть подписано, поскольку противоречит пунктам 4 и 5 Договора.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по Договору, Администрация города Симферополя Республики Крым обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия судей пришла к выводу, об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 Положения "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая управляющей организацией подлежит лицензированию.
В пункте 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, принятого на основании части 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлены лицензионные требования к лицензиату, к числу которых относятся:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. Требования, изложенные в предписании, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения.
На основании частей 1, 1.1, 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что истцом не представлено доказательств существенных нарушений ООО МУП "Жилищно-эксплуатационная компания" условий Договора, поскольку таких нарушений допущено не было.
Однако судебная коллегия не может согласиться с указанным доводом и полагает, что суд первой инстанции при принятии решения правомерно руководствовался следующим.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Как установлено судом первой инстанции, жителями многоквартирного дома (далее - МКД), находящегося в управлении ООО МУП "Жилищно-эксплуатационная компания", производится оплата за коммунальные услуги, непосредственно в управляющую компанию, которая не производит оплату ресурсоснабжающей организации, что в свою очередь может повлечь прекращение поставки ресурса, следственно создаст антисанитарные условия, способствующие возникновению угрозы здоровью и жизни граждан, проживающих в МКД, находящегося в управлении ответчика.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности МКД, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений.
В силу пунктов 1.8., 1.9. Правил N 170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт, капитальный ремонт, содержание и ремонт жилищного фонда. Кроме того, техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанием в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Периодическому техническому осмотру подлежат лифты не реже одного раза в 24 месяца на протяжении установленного срока службы, если иное не установлено эксплуатационными документами изготовителя.
Как указывает истец в исковом заявлении, на основании Договора ответчик управляет пятью МКД, оснащенными лифтами, однако требования законодательства, регламентирующее содержание лифтового хозяйства ответчиком не соблюдаются.
Прокуратурой Центрального района города Симферополя Республики Крым была проведена проверка в части обеспечения безопасности лифтового хозяйства со стороны ООО "МУП "ЖЭК", в ходе которой были выявлены многочисленные нарушения, которые могут привести к возникновению аварийных ситуаций и создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В связи с выявленным нарушением жилищного законодательства 19.08.2018 ответчику было внесено представление N 49-2018 об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено (ответ от 25.04.2018 N 88/1), что подтверждает невыполнение условий Договора в части содержания и осмотра лифтов.
Также прокуратурой района проводилась проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), со стороны ООО "МУП "ЖЭК" в ходе которой было выявлено, что состояние помещений общего пользования МКД, а также придомовой территории по адресу: г. Симферополь, ул. Зенитная, 72 находится в неудовлетворительном состоянии, также в нарушение статей 161,36 ЖК РФ, пункта 10 Правил N 491 было установлено, что фасадный газопровод частично не окрашен; в подъезде N 1 имеется не закрытый поэтажный щиток на первом этаже, на пятом этаже в общем коридоре имеется поднятие элементов деревянного пола; по фасаду МКД имеется отслоение штукатурно-покрасочного слоя, в том числе козырьки входных групп подъездов имеют отслоение штукатурного слоя; в подъезде N 2 между вторым и третьим этажами имеет отсутствует часть деревянного поручня (перила); козырек входной группы подъезда N 1 захламлен бытовым мусором.
В МКД N 47 по ул. Залесская в нарушение статей 161,36 ЖК РФ, пункта 10 Правил N 491 выявлены провисшие провода интернет провайдеров по фасаду здания; подвальное помещение захламлено строительным и бытовым мусором; бетонное основание входной группы подъезда N 2 имеет трещины, в т.ч. сломанные трещины плитки на ступенях входной группы и т.д.
В МКД N 41 по ул. Козлова в нарушение статей 161,36 ЖК РФ, пункта 10 Правил N 491 было выявлено - захламление подвальных помещений; течь водопровода в подвальном помещении.
В связи с выявленным нарушением жилищного законодательства 29.03.2018 ответчику было внесено представление N 49-2018 об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено (ответ от 02.04.2018 N 65/1) с признанием обоснованности выявленных прокуратурой нарушений, что также подтверждает ненадлежащее выполнение ответчиком условий Договора управления МКД.
В ходе осуществления надзорной деятельности прокуратурой района был выявлен ряд нарушений в части полноты и своевременности принятия мер к погашению задолженности за поставленные жилищно-коммунальные услуги (далее - ЖКУ), так по состоянию на 24.01.2018 кредиторская задолженность составила 8 799 249,74 рублей, а дебиторская - 8 415 371,01 рублей.
Как верно указал суд первой инстанции, несвоевременность оплаты за ЖКУ исключает своевременные взаиморасчеты ответчика с ресурсоснабжающими организациями и исключает возможность представления качественных услуг потребителям.
Указанное подтверждается представлением прокуратуры Центрального района 25.01.2018 N 49-2018 и ответом ООО "МУП "ЖЭК" N 59 от 22.02.2018 на него.
В ходе проведения прокуратурой района исполнения законодательства в сфере обеспечения своевременной подготовки к началу отопительного сезона, были выявлены нарушения в деятельности ООО "МУП "ЖЭК", в частности установлено, что в нарушение пунктов 9.2.12, 9.2.9 "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115) испытания на прочность, а также промывка системы отопления в МКД по ул. Янтарная,3, ул. Батурина, 13, ул. Бетховена, 58, ул. Гавена, 12, ул. Генерала Захарова, 15, ул. Жидкова, 76, ул. Лизы Чайкиной, 13 не проведены, что подтверждается представлением прокуратуры Центрального района г. Симферополя от 18.10.2018 N 14-880в-2018.
Также, прокуратурой района было произведено обследование крышной котельной, по ул. Козлова, 41, в ходе которого было установлено несоблюдение ООО "МУП "ЖЭК" требований законодательства в сфере ЖКХ, в частности в нарушение Правил N 115 система теплоснабжения указанного МКД не обеспечена системой авторегулирования и учета тепловой энергии, расходуемой на отопление внутренних систем, кроме того отсутствуют контрольно-измерительные приборы, что подтверждается представлением прокуратуры района от 20.02.2018 N 49-2018 и ответом ООО "МУП "ЖЭК" N 60 от 20.03.2018.
Кроме того, как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ООО "МУП "ЖЭК" неоднократно подвергалось административным штрафам за ненадлежащее исполнение Договора.
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами:
- постановлением Мирового судьи судебного участка N 19 Центрального судебного района города Симферополь (Центральный район городского округа Симферополь) Республики Крым Титаренко О.А. от 13.12.2018 по делу N 05-050916/2018, согласно которому ООО "МУП "ЖЭК" признан виновным в совершении административного правонарушения, поскольку установлено неудовлетворительное состояние помещений общего пользования многоквартирного жилого дома, а также придомовой территории по адресу г. Симферополь, ул. Генерала Захарова, 15;
- постановлением Мирового судьи судебного участка N 19 Центрального судебного района города Симферополь (Центральный район городского округа Симферополь) Республики Крым Титаренко О.А от 22.05.2018 по делу N 05-0180/19/2018, согласно которому главный инженер ООО "МУП ЖЭК" Ткачук Валентин Петрович признан виновным в совершении административного правонарушения;
- постановлением Мирового судьи судебного участка N 19 Центрального судебного района города Симферополь (Центральный район городского округа Симферополь) Республики Крым Титаренко О.А. от 20.12.2018 по делу N 05-0526/19/2018, согласно которому ООО "МУП "ЖЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП);
- постановлением Мирового судьи судебного участка N 19 Центрального судебного района города Симферополь (Центральный район городского округа Симферополь) Республики Крым Титаренко О.А. от 20.12.2018 по делу N 05-0523/19/2018, согласно которому ООО "МУП "ЖЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП;
- постановлением Мирового судьи судебного участка N 19 Центрального судебного района города Симферополь (Центральный район городского округа Симферополь) Республики Крым Титаренко О.А. от 20.12.2018 по делу N 05-0528/19/2018, согласно которому ООО "МУП "ЖЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП;
- постановлением Мирового судьи судебного участка N 19 Центрального судебного района города Симферополь (Центральный район городского округа Симферополь) Республики Крым Титаренко О.А. от 28.12.2018 по делу N 05-0565/19/2018, согласно которому ООО "МУП "ЖЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1. КоАП;
- постановлением Мирового судьи судебного участка N 19 Центрального судебного района города Симферополь (Центральный район городского округа Симферополь) Республики Крым Титаренко О.А. от 28.12.2018 по делу N 05-0566/19/2018, согласно которому ООО "МУП "ЖЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП;
- постановлением Мирового судьи судебного участка N 19 Центрального судебного района города Симферополь (Центральный район городского округа Симферополь) Республики Крым Титаренко О.А. от 16.01.2019 по делу N 05-0001/19/2018, согласно которому ООО "МУП "ЖЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 14.1.3 КоАП;
- постановлением Мирового судьи судебного участка N 19 Центрального судебного района города Симферополь (Центральный район городского округа Симферополь) Республики Крым Титаренко О.А. от 16.01.2019 по делу N 05-0044/19/2018, согласно которому ООО "МУП "ЖЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2018 N 1090 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами" в Положение N 1110 внесены изменения, в частности установлен перечень грубых нарушений лицензионных требований управляющими организациями. К таким нарушениям относится:
- нарушение требований содержания общего имущества, которое повлекло тяжкий вред здоровью граждан;
- отсутствие гидравлических испытаний, промывки и регулировки систем отопления, надлежащего содержания систем теплоснабжения;
- отсутствие договоров по содержанию внутридомового газового оборудования и обслуживанию/ремонту лифтов;
- наличие 2-х и выше среднемесячной задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, подтвержденная судебным актом;
- отказ от передачи технической документации, средств и оборудования.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11.05.2018 по делу N А83-21575/2017 установлено, что у ООО "МУП ЖЭК" имеется задолженность перед ГУП РК "Крымтеплокммунэнерго" ввиду нарушения сроков оплаты поставленной электроэнергии в размере 3 370 392,52 рублей, а также пени в сумме 194 682,55 рублей, задолженность по указанному решению превышает двухмесячный срок.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Кроме того, как установлено судами первой и апелляционной инстанции, у ООО "МУП" ЖЭК" имеется задолженности по уплате налогов и сборов, обязательных платежей в бюджет по состоянию на 11.03.2019 в сумме 703 053,71 рублей, что подтверждается письмом Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю.
Согласно письма ГУП РК "Вода Крыма" по состоянию на 01.02.2019 дебиторская задолженность управляющей компании ООО "МУП" ЖЭК" за предоставленные услуги водоснабжения составила 7 960 060,16 рублей, при среднемесячных начислениях от 350 000 до 400 000 рублей.
Как усматривается из письменных пояснений Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, а также отзыва на апелляционную жалобу, находящихся в материалах дела, за период деятельности ООО "МУП" ЖЭК" семь раз было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ за грубые нарушения лицензионных требований и шесть раз - за совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, которые подтверждаются актами внеплановых выездных проверок органом государственного контроля (надзора) юридического лица.
С учетом изложенного выше, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, относительно того, что указанные выше обстоятельства подтверждают существенное нарушение ответчиком условий Договора.
Согласно части 2 статьи 328 ГК РФ, в случае не предоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в остановленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и требовать возмещения убытков.
Договор управления многоквартирным домом изменяется и (или) расторгается в порядке, установленном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 ЖК РФ).
Собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом (часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ).
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 ГК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности заявленных требований и об их удовлетворении.
Оценивая иные, изложенные в апелляционной жалобе доводы, судом установлено, что отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Кроме того, обстоятельства, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого судом решения, поскольку не свидетельствуют о нарушениях судом первой инстанции норм процессуального права.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта в любом случае, судом не установлено, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 апреля 2019 года по делу N А83-16645/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильное управляющее предприятие "Жилищно-эксплуатационная компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-16645/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "МНОГОПРОФИЛЬНОЕ УПРАВЛЯЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: Инспекция по жилищному надзору РК