г. Самара |
|
05 августа 2019 г. |
Дело N А65-6851/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
представители не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.05.2019 по делу N А65-6851/2019 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Основа", акционерного общества "Зеленодольское предприятие тепловых сетей",
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан (Управление Росреестра по РТ),
о признании незаконным решение N 16/093/001/2018-3858 от 28.12.2018 г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Основа" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным решение N 16/093/001/2018-3858 от 28.12.2018 г. об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:49:011906:11, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Б. Урманче.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2019 к участию в деле в порядке ст.46 АПК РФ привлечен соистец - Акционерное общество "Зеленодольское предприятие тепловых сетей".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.05.2019 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступили отзывы общества с ограниченной ответственностью "Основа" и акционерного общества "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" на апелляционную жалобу, в которых они просят апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, открытому акционерному обществу "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 16:49:011906:11, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Б. Урманче, площадью 488 кв.м. и находящееся на нем нежилое здание контрольно-распределительный тепловой пункт - 7 общей площадью 360 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 19.04.2010 г. и 05.10.2009 г., а также выпиской из ЕГРН.
20.03.2018 г. между заявителями N N 1,2 заключен договор купли-продажи нежилого здания с земельным участком, а именно: Контрольно-распределительный тепловой пункт - 7, назначение: нежилое здание, 1 - этажный (подземных этажей - 0), общая площадь 360 кв.м., кадастровый номер 16:49:011906:1018, и земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности - эксплуатация КРТП 7, общей площадью 488 кв.м., с кадастровым номером 16:49:011906:11, находящиеся по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Б.Урманче.
В тот же день участники сделки обратились в Зеленодольский филиал ГБУ "МФЦ" в Республике Татарстан с заявлением о регистрации перехода права собственности на указанное недвижимое имущество.
Регистрация перехода права собственности на нежилое здание была произведена управлением, о чем 02.04.2018 г. в ЕГРН была внесена соответствующая запись N 16:49:011906:1018-16/016/2018-2.
Уведомлением от 29.03.2018 г. за N 16/093/001/2018-3858 управление приостановило государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:49:011906:11, в связи с тем, что объект государственной регистрации прав, который указан в заявлении от 20.03.2018 г., не является объектом недвижимости, а является обособленным участком, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:49:0000005, и данным уведомлением государственная регистрация была приостановлена до 28.06.2018 г.
Уведомлением от 30.03.2018 г. управление сообщило заявителю N 2 об исправлении технической ошибки, в котором указало, что на основании решения государственного регистратора 29.03.2018 г. в Едином государственном реестре недвижимости техническая ошибка в наименовании объекта - участка с номером 16:49:011906:11 по адресу: РТ, г. Зеленодольск, ул. Б. Урманче исправлена с "земельный участок" на "Обособленный участок" на основании помещенного в реестровом деле Кадастрового плана земельного участка (Выписка из Государственного земельного кадастра) от 11.02.2008 г. N 3-16:49/08/-0118, выданного Территориальным отделом N 18 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ (г. Зеленодольск и Зеленодольский район).
28.12.2018 на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ Управлением Росреестра по РТ направлено заявителю уведомление N 16/093/001/2018-3858 об отказе в государственной регистрации прав.
Заявители N N 1, 2, считая отказ в государственной регистрации незаконным и нарушающим их права, обратились в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В настоящее время отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, регулируются положениями Федерального закона РФ от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), который согласно его ч. 1 ст. 72 вступил в силу с 01.01.2017 г., за исключением ч. 4 ст. 66 и ст. 68 настоящего Закона.
Статьей 1 Закона N 218-ФЗ, предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с положениями Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ определен порядок проведения государственной регистрации прав, который включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Частью 4 ст. 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий: 1) государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 2) уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 4) уведомляет о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 5 ст. 29 Закона N 218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с ч. 7 настоящей статьи.
Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Закона.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Таким образом, в случае несоответствия представленного для государственной регистрации или кадастрового учета, документа предъявляемым к нему действующим законодательством требованиям, государственная регистрация или кадастровый учет могут быть приостановлены, а, впоследствии, в их осуществлении может быть отказано.
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с ч. 12 ст. 29 Закона N 218-ФЗ могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
В рассматриваемом случае управление на основании поступившего от сторон сделки купли-продажи земельного участка и объекта недвижимости на нем заявления с приложением представленных на регистрацию документов, осуществив их правовую экспертизу, приняло решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:49:011906:11, в связи с тем, что отчуждаемый по договору купли-продажи объект не является самостоятельным объектом недвижимости, а является обособленным участком, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:49:0000005.
Согласно п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением АС РТ от 17.08.2018 по делу N А65-14662/2018 было удовлетворено заявление ОАО "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование), а земельные участки с кадастровыми номерами: 16:49:011907:10; 16:49:011911:12; 16:49:011906:11; 16:49:011912:17; 16:49:011914:34; 16:49:011905:5; 16:49:011916:28; 16:49:011912:12; 16:49:011909:3; 16:49:011914:19; 16:49:011910:1; 16:49:011914:5 признаны в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
Постановлением Одиннадцатого ААС от 01.11.2018 решение суда от 17.08.2018 было изменено в части признания земельных участков, входящих в состав единого землепользования, в качестве самостоятельных объектов недвижимости, указав, что Управление Росреестра по РТ нельзя признать надлежащим ответчиком по настоящему требованию, а постановлением АС Поволжского округа от 19.02.2019 г. постановление апелляционного суда от 01.11.2018 г. по делу N 14662/2018 оставлено без изменения.
При этом суд кассационной инстанции в постановлении указал, что судом установлено, что 30.03.2010 г., 08.04.2010 г., 19.04.2010 г., 24.05.2010 г. Управлением Ростреестра по РТ на основании Плана приватизации государственного унитарного предприятия РТ "Зеленодольские тепловые сети", утв. постановлением Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 21.11.2005 г. N 84 ОАО "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" поставлены на учет и выданы свидетельства о регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 16:49:011906:0011, 16:49:011912:0017, 16:49:011911:0012, 16:49:011910:0001, 16:49:011912:0012, 16:49:011907:0010, 16:49:011909:0003, 16:49:011914:0005, 16:49:011914:0019, 16:49:011914:0034, 16:49:011905:0005, 16:49:011916:0028 как самостоятельные земельные участки.
План приватизации государственного унитарного предприятия РТ "Зеленодольские тепловые сети", утв. постановлением Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 21.11.2005 г. N 84 на основании которого 12 земельных участков переданы заявителю на праве собственности, в установленном законом порядке не оспорен, и недействительным не признан.
Земельные участки с кадастровыми номерами 16:49:011906:0011, 16:49:011912:0017, 16:49:011911:0012, 16:49:011910:0001, 16:49:011912:0012, 16:49:011907:0010, 16:49:011909:0003, 16:49:011914:0005, 16:49:011914:0019, 16:49:011914:0034, 16:49:011905:0005, 16:49:011916:0028, принадлежат заявителю на праве собственности, что подтверждается вышеуказанными свидетельствами о государственной регистрации права, входили в границы земельного участка с кадастровым номером 16:49:000000:5.
Заявитель является единственным правообладателем земельного участка с кадастровым номером 16:49:000000:5, и правообладателем вышеперечисленных 12 земельных участков, права на которые были зарегистрированы как на самостоятельные объекты недвижимости, и прав иных лиц на данные земельные участки не имеется.
При таких обстоятельствах судом кассационной инстанции признаются обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций по делу N А65-14662/2018 о необходимости снятия с кадастрового участка земельного участка с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование), так как единого участка с соответствующими границами не существует.
Данный земельный участок - это совокупность самостоятельных земельных участков в различных частях г. Зеленодольска, и этот участок не может быть предметом гражданского оборота как самостоятельный объект недвижимости.
В данном случае, перечисленные выше 12 обособленных земельных участков не имели и не имеют общих границ, и как указывалось выше, находятся в различных районах г. Зеленодольска. В связи с чем суд кассационной инстанции указал, что суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из отсутствия правовых оснований для нахождения данного участка на кадастровом учете, и принятыми судебными актами достигнута правовая определенность в отношении прав общества на спорные земельные участки.
Государственная регистрация права собственности за заявителем N 2 на земельный участок с кадастровым номером 16:49:011906:11 была произведена на основании Плана приватизации ГУП РТ "Зеленодольские тепловые сети", утв. Постановлением Министерства земельных имущественных отношений РТ от 21.11.2005 г. N 84, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от 19.04.2010 г.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается право собственности АО "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" на спорный земельный участок с кадастровым номером 16:49:011906:0011, а также его государственная регистрация в качестве самостоятельного объекта недвижимости с учетом обстоятельств, установленных судами первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу N А65-14662/2018, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок к заявителю N1 с указанием на то, что указанный объект недвижимости не является самостоятельным.
Указание Управлением Росреестра по РТ земельного участка с кадастровым номером 16:49:011906:11 "обособленный земельный участок" при наличии свидетельства о государственной регистрации права собственности, противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Кроме того, понятие "обособленный земельный участок" отсутствует как в гражданском, так и в земельном законодательстве.
Доводы управления об отсутствии предмета спора в связи с исполнением решения суда первой инстанции от 17.08.2018 г. и постановления Одиннадцатого ААС от 01.11.2018 г. по делу N А65-14662/2018 и снятием с государственного кадастрового учета единого землепользования с кадастровым номером 16:49:000000:5 судом первой инстанции правомерно отклонены как необоснованные, поскольку снятие указанного объекта недвижимости с кадастрового учета не означает прекращение права собственности ОАО "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" на 12 самостоятельных земельных участков, входящих в состав указанного единого землепользования.
Аналогичная правовая позиция изложена в Решении Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2018 по делу N А65-14141/2018, на основании которого заявление ООО "Основа" удовлетворено в части признания незаконным решения N 16/093/001/2018-3858 от 29.03.2018 г. о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:49:011906:11, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Б. Урманче, к ООО "Основа".
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что принятое по делу N А65-14141/2018, и вступившее в законную силу решение арбитражного суда на основании Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 г., имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 16:49:011906:11, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Б. Урманче, в ходе которого суд пришел к выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для приостановления государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок к заявителю N 1 с указанием на то, что указанный объект недвижимости не является самостоятельным.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый отказ в государственной регистрации от 28.12.2018 N 16/093/001/2018-3858 Управления Росреестра по РТ не основан на нормах права, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создавая препятствия в реализации права на государственную регистрацию земельного участка с кадастровым номером 16:49:011906:11, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Б. Урманче.
В рассматриваемом случае Управление Росреестра по РТ, не представило надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность оспариваемого отказа.
Кроме того, с учетом требований пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно возложил на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей.
При таких обстоятельствах, требования заявителя судом первой инстанции были обоснованно удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 мая 2019 года по делу N А65-6851/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6851/2019
Истец: ООО "Основа", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г.Казань
Третье лицо: ОАО "Зеленодольское предприятие тепловых сетей", г.Зеленодольск
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-52711/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-6851/19
05.08.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11386/19
28.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-6851/19