г. Владивосток |
|
07 августа 2019 г. |
Дело N А51-5259/2019 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.В. Верещагиной,
рассмотрев апелляционную жалобу краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго",
апелляционное производство N 05АП-4183/2019
на решение от 22.05.2019
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-5259/2019 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (ИНН 2536112729, ОГРН 1022501284970)
к Шкотовскому муниципальному району в лице Администрации Шкотовского муниципального района (ИНН 2503016642, ОГРН 1022500577175)
о взыскании 36 479,53 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - истец, КГУП "Примтеплоэерго") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Шкотовскому муниципальному району в лице Администрации Шкотовского муниципального района (далее - ответчик, администрация) о взыскании основного долга в сумме 36 479,53 руб. за поставленную тепловую энергию за период апрель-май 2016 года.
Решением от 22.05.2019, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 36 013,50 руб. основного долга. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец по делу обжаловал его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указал, что дом N 6 по ул. Гвардейская не оборудован общедомовым прибором учета (ОДПУ), в связи с чем расчет платы за потребленную тепловую энергию в указанном МКД произведен истцом по нормативу, установленному уполномоченным органом (главой Шкотовского муниципального района) из расчета 12 месяцев.
По утверждению апеллянта, расчет платы за отопление должен быть произведен с включением нормативного потребления тепловой энергии на цели отопления за весь апрель и май 2016 года, применение норматива потребления только в течение фактического отопительного периода привела бы к неполной оплате нормативного количества тепловой энергии, рассчитанного исходя из отопительного периода, равного 12 месяцам.
Также истец ссылается на то, что фактическая продолжительность отопительного периода не влияет на норматив теплопотребления и расчет платы за отопление, если отопительный период был начат и окончен в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Исходя из положений части 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 98 указанных Правил, изменение размера платы за коммунальную услугу за расчетный период осуществляется при предоставлении услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности. Других оснований для изменения платы за коммунальные услуги законодательством не предусмотрено.
В связи с этим апеллянт полагает начисление платы за отопление за апрель, май 2016 года законным и обоснованным в заявленном размере.
В установленный определением суда от 11.06.2019 срок истец по делу представил в материалы дела письменный отзыв на апелляционную жалобу, по тексту которого доводы апелляционной жалобы опроверг, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление N 10).
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзыва на апелляционную жалобу
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
В период с 21.03.2016 по 23.05.2016 и с 25.12.2017 по 30.11.2018 истец поставлял тепловую энергию в жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, расположенные по адресам: ул. Гвардейская, д. 6, кв. 5 и д. 8, кв. 6, соответственно. Управление данными МКД в указанный период осуществлялось ООО "Квартал", ликвидированным 12.01.2017.
Полагая, что обязательство по оплате потребленной в спорный период в вышеуказанных помещениях тепловой энергии возникло у администрации как собственника помещений, КГУП "Примтеплоэнерго" направило в адрес администрации счет от 30.11.2018 N 0302\000179, который не оплачен.
В связи с тем, что ответчиком не произведена оплата за потребленный коммунальный ресурс за период с 21.03.2016 по 30.11.2018, а претензия истца об оплате числящейся задолженности оставлена без удовлетворения, КГУП "Примтеплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270, 272.1 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в силу следующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 539 ГК РФ определено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии со статьей 544 Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктами 1, 2 статьи 215 ГК РФ установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Услуги, предоставляемые истцом, имеют специфический характер и регулируются в первую очередь ЖК РФ, а не гражданским законодательством, так как именно жилищное законодательство регулирует отношения по поводу пользования общим имуществом собственников помещений, внесения платы за коммунальные услуги (статья 4 ЖК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения этого дома, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
Пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частями 9 и 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ от 29.06.2015 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 2 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ с 01 января 2017 года в состав платы за содержание жилого помещения были включены расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
Как уже указывалось выше, собственником спорных помещений является ответчик, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Факт отпуска тепловой энергии в спорный период в помещения подтверждается актами подключения к системе теплоснабжения.
Апелляционным судом установлено и сторонами не оспаривается, что спорные помещения в МКД в период с 21.03.2016 по 30.11.2018 не были заселены.
Доказательств передачи квартир в спорных МКД в пользование по договорам социального найма в материалы дела не представлено.
На основании части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора, а у собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно пункту 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Таким образом, до момента заключения договора социального найма с нанимателем помещения (гражданином) или приобретения жилого помещения гражданином в собственность обязательства по внесению платы за содержание жилых помещений и коммунальные услуги должен нести ответчик или иное лицо, им управомоченное.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлены Правилами "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с данными Правилами, действующих в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению (пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), расчет платы за тепловую энергию исходя из ее объема, фактически поставленного в многоквартирный дом в течение текущего месяца, возможен только в случае наличия в этом доме общедомового прибора учета.
Пунктом 19 Правил N 307, подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 установлено, что в случае отсутствия общедомового прибора учета расчет осуществляется исходя из общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м).
При непосредственном оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307, где размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям общедомовых приборов учета.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе по отоплению, определен Правилами N 306. Указанные Правила N 306 в редакции, действовавшей до 01.07.2012, предусматривали определение норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (Гкал/кв. м в месяц) исходя из равномерного распределения общего количества тепловой энергии, потребляемой многоквартирным домом за один отопительный период, на 12 месяцев в году.
В связи с принятием и вступлением в силу Правил N 354 в подпункте "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 была предусмотрена возможность органов государственной власти субъектов Российской Федерации принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Из этого следует, что в случае если применяемый в субъекте Российской Федерации норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен исходя из распределения общего количества тепловой энергии, потребляемой за отопительный период, на 12 месяцев в году, оплату тепловой энергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией для нужд отопления, производится ежемесячно равными долями - как в течение отопительного периода, так и в течение межотопительного периода. В данном случае в межотопительный период оплата фактически производится за тот объем тепловой энергии, которая будет поставлена и потреблена в течение отопительного периода. При этом применение норматива отопления, рассчитанного исходя из ежемесячной оплаты 1/12 от годовой нормы, для определения платы за отопление только в течение отопительного периода приведет к неполной оплате исполнителем общегодового нормативного количества тепловой энергии (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 8413/11).
При отсутствии в доме общедомового прибора учета, оплата тепловой энергии исключительно за месяцы, относящиеся к отопительному периоду, возможна только в случае установления норматива исходя из распределения общего количества тепловой энергии, потребляемой за отопительный период, на количество календарных месяцев в таком периоде.
В рассматриваемом случае в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования Шкотовский район от 20.07.2004 N 245, принятым в период действия Правил N 306 в редакции до 01.07.2012, на территории района размер платы за отопление для населения был утвержден исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги 0,023307 Гкал/кв.м в месяц (при оплате отопления 12 месяцев).
Таким образом, истцом обоснованно величина норматива определена как общегодовое нормативное количество тепловой энергии, необходимое для отопления спорных МКД в течение отопительного периода, приходящегося на каждый из 12 месяцев года независимо от того, относится он к отопительному периоду или нет, оплата указанного общегодового нормативного количества тепловой энергии будет обеспечиваться только при условии применения величины норматива для исчисления ежемесячной платы.
Апелляционным судом установлено, что расчет платы за потребленную тепловую энергию произведен с применением тарифов, установленных Постановлениями Департамента по тарифам Приморского края "Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей Приморского края" от 17.12.2015 N 64/1, от 20.12.2016 N 70/1, от 13.12.2017 N 70/1.
В связи с изложенным апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований о взыскании с администрации задолженности по оплате за поставленную тепловую энергию в сумме 36 479,53 руб., в том числе 35 515,26 руб. по кв. N 6 в МКД N 8 по ул. Гвардейская за период с 25.12.2017 по 30.11.2018 и 1 164,27 руб. по кв. N 5 в МКД N 6 по ул. Гвардейская за период с 21.03.2016 по 23.03.2016.
Позиция ответчика, поддержанная судом первой инстанции в обжалуемом решении, о необходимости начисления платы за тепловую энергию, потребленную только в отопительный сезон, который в отношении отопительного периода 2015-2016 годов завершился 27.04.2016 на основании Приказа КГУП "Примтеплоэнерго" от 27.04.2016 N 094-16, признается апелляционным судом ошибочной на том основании, что исчисление объема тепловой энергии только за период, когда тепловая энергия поставлялась фактически, возможно при исполнении абонентом требований законодательства об установке общедомового прибора учета. Применение норматива, рассчитанного исходя из ежемесячной оплаты 1/12 от годовой нормы, для определения платы за отопление только в течение фактического отопительного периода приведет к неполной оплате общегодового нормативного количества тепловой энергии.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует изменить.
Учитывая результат рассмотрения спора расходы по уплате государственной пошлины, понесенные истцом при подаче иска и апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика в полном объеме.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.05.2019 по делу N А51-5259/2019 изменить.
Взыскать с Шкотовского муниципального района в лице Администрации Шкотовского муниципального района за счет казны Шкотовского муниципального района в пользу краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" 36 479,53 руб. основного долга, 5 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе, всего: 41 479 (сорок одну тысячу четыреста семьдесят девять) руб. 53 коп.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.В. Верещагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5259/2019
Истец: ГУП краевое "Примтеплоэнерго"
Ответчик: Администация Шкотовского муниципального района, АДМИНИСТРАЦИЯ АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА