город Москва |
|
06 августа 2019 г. |
Дело N А40-79925/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2019
по делу N А40-79925/19 (127-755), принятое судьей Кантор К.А.
по иску Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск (ИНН 5014003307, ОГРН 1025001718488)
к ПАО "ФСК ЕЭС" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336)
о взыскании задолженности по арендной плате и неустойки по договору от 27.03.2013 N 54 в размере 484 143,25 руб.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к публичному акционерному обществу "ФСК ЕЭС" (далее - ответчик, Общество) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды от 07.03.2013 N 54 за период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 404 362,39 руб.
Требования обусловлены ненадлежащим исполнением обязательств по договору аренды.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2019 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести новый судебный акт об удовлетворении иска. По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильно применил нормы материального и процессуального права. Выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 27.03.2013 между истцом (арендодателем) и ответчиком (арендатором) был заключен договор N 54 (далее - Договор) аренды земельного участка с кадастровым номером 50:38:0071005:18, площадью 43313 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Зарайск, ул. Московская (далее - Земельный участок), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для промышленной застройки.
Срок действия Договора с 27.03.2013 по 26.03.2062.
Договор зарегистрирован в установленном законе порядке в Управлении Росреестра по Московской области 08.07.2013.
В соответствии со ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Размер арендной платы определен сторонами в Приложении N 1 (Расчёт арендной платы), которое является неотъемлемой частью Договора.
Согласно п. 3.3 Договора арендная плата вносится арендатором в полном объёме до 15 числа последнего месяца текущего квартала включительно, если иное не установлено законодательством.
В соответствии с п. 4.4.4 Договора арендатор обязан уплачивать арендную плату в размере и сроки, установленные договором, в течение 7 (семи) календарных дней со дня принятия банком платежного поручения направлять арендодателю документ, подтверждающий оплату.
Согласно п. 5.2 Договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору, арендатор уплачивает пени в размере 0,05% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки. Пени начисляются с даты государственной регистрации договора.
Истец указал, что в результате несоблюдения условий Договора за ответчиком образовалась задолженность за период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 404362,39 руб.
Кроме того, истец на сумму задолженности начислил неустойку в размере 0,05% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки за период с 24.07.2018 по 27.03.2019 в размере 79780,86 руб., в том числе по обязательству по арендной плате за период с 01.01.2018 по 31.03.2018 - 25762,57 руб., по обязательству по арендной плате за период с 01.04.2018 по 30.06.2018 - 24196,56 руб., по обязательству по арендной плате за период с 01.07.2018 по 30.09.2018 - 19510,49 руб., по обязательству по арендной плате за период с 01.10.2018. по 31.12.2018 - 10311,24 руб.
Задолженность по арендной плате за I и II квартал 2018, пени по 23.07.2018 включительно взысканы по решению суда по делу N А40-176179/18, исполнительные листы запрошены.
В связи с ненадлежащим исполнением арендатором ПАО "ФСК ЕЭС обязанности по внесению арендной платы за владение и пользование земельным участком, Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" направлена претензия от 28.01.2019 N 177 с требованием о погашении задолженности по договору аренды от 27.03.2013 N 54.
Ответчиком претензия оставлена без удовлетворения, задолженность по арендной плате. На претензии ответчик не реагирует, вносить арендную плату отказывается.
В связи с этим истец обратился с настоящим иском.
Законом Московской области от 28.12.2016 N 206/2016-03 (ред.30.01.2017) "Об организации местного самоуправления на территории Зарайского муниципального района" муниципальное образование Зарайский муниципальный район наделено статусом муниципальное образование городской округ Зарайск Московской области. Арендодатель переименован на Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 41 "О критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети", утверждены следующие критерии:
1. Линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 330 киловольт и выше.
2. Линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 киловольт: обеспечивающие выдачу в сеть энергетической мощности электрических станций, общая установленная мощность каждой из которых составляет не менее 200 мегаватт; обеспечивающие соединение и параллельную работу энергетических систем различных субъектов Российской Федерации; обеспечивающие выдачу энергетической мощности в узлы электрической нагрузки с присоединенной трансформаторной мощностью не менее 125 мегавольт-ампер; непосредственно обеспечивающие соединение указанных линий электропередачи, включая магистральные линии электропередачи с подстанциями, внесенными в уставный фонд Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России".
3. Линии электропередачи, пересекающие государственную границу Российской Федерации.
4. Линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 (150) киловольт и вывод из работы которых приводит к технологическим ограничениям перетока электрической энергии (мощности) по сетям более высокого класса напряжения.
5. Трансформаторные и иные подстанции, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 киловольт и выше, соединенные с линиями электропередачи, указанными в пунктах 1 - 3 настоящего документа, а также технологическое оборудование, расположенное на этих подстанциях, за исключением распределительных устройств электрических станций, входящих в имущественный комплекс генерирующих энергообъектов.
6. Оборудование распределительных устройств напряжением 110 (150) киловольт и связанное с ним вспомогательное оборудование на трансформаторных и иных подстанциях, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 (150) киловольт, обеспечивающие транзитные перетоки электрической энергии по линиям электропередачи напряжением 110 (150) киловольт, указанным в пункте 4 настоящего документа.
Согласно Приказу Минпромэнерго Российской Федерации от 23.11.2005 N 325 "Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети" подстанция 220 кВ "Осетр" N 712 включена в перечень объектов электросетевого хозяйства, подлежащих включению в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (N710, реестровые данные 1/01/0220/05/000748).
Таким образом, расположенная на Земельном участке подстанция 220 кВ "Осетр" N 712 как объект электросетевого хозяйства относится к единой национальной (общероссийской) электрической сети и, как следствие, к объектам федерального значения (объектам федеральных энергетических систем).
В силу Закона Московской области от 23.10.2017 N 175/2017 - 03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по, в том числе, предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п. 2.2).
Поскольку Земельный участок расположен на территории городского округа Зарайск Московской области, органом, имеющим право требования платы за землю, является Администрация городского округа Зарайск Московской области.
Пунктом 3.1 Договора предусмотрено, что размер арендной платы за участок на дату подписания настоящего Договора определен сторонами в Приложении N 3 (расчет арендной платы) к Договору.
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 73) арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом.
При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Договор заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), соответственно арендная плата по нему является регулируемой (п. 16 постановления Пленума ВАС РФ N 73).
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
В соответствии с п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 ст. 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Подпункт 2 ст. 49 ЗК РФ к объектам государственного значения (объектам федерального значения, объектов регионального значения) или объектам местного значения относит объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила) утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Пунктом 5 Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в том числе, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, от 17.12.2013 N 10782/13, принципы, закрепленные в Постановлении Правительства от 16.07.2009 N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей) установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами.
Согласно п. 2 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 (далее - Приказ N507) ставка арендной платы, установленная п.1 настоящего Приказа, не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков.
Размер ставки арендной платы для Московской области согласно Приказу N 507 составляет 26,24 руб. за кв.м.
Поскольку предельный размер ставок арендной платы земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики либо заняты такими объектами, утвержден Приказом N 507, то он является обязательным при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Исходя из положений вышеуказанных норм, арендная плата в отношении земельных участков, предоставленных для размещения объектов электроэнергетики устанавливается в размере 1,5 % от кадастровой стоимости такого земельного участка и подлежит ежегодному изменению на размер уровня инфляции.
Таким образом, ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, в связи с чем, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, а новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Данная позиция высказана в Определении Верховного суда Российской Федерации от 30.09.2016N 303-ЭС16-12039.
Поскольку глава V.1 ЗК РФ, введенная Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступила в силу с 01.03.2015 (п. 1 ст. 35), то ставку арендной платы в размере 1,5% следует применять с указанной даты.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что арендная плата должна быть рассчитана исходя из 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, факт оплаты арендных платежей по Договору подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями от 16.03.2018 N 42105, от 14.06.2018 N 104325, от 13.09.2018 N 174543, от 13.12.2018 N245182, от 14.03.2019 N 39300.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, оснований для удовлетворения иска о взыскании задолженности по арендной плате, и как следствие пеней, не имеется, поскольку, как следует из платежных поручений, арендная плата вносилась арендатором с соблюдением сроков, предусмотренных договором аренды.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2019 по делу N А40-79925/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79925/2019
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАРАЙСК
Ответчик: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"