г. Красноярск |
|
06 августа 2019 г. |
Дело N А74-17409/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белан Н.Н.,
судей: Петровской О.В. Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания Каверзина Т.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 04 апреля 2019 года по делу N А74-17409/2018, принятое судьей Коршуновой Т.Г.,
установил:
управление промышленности, энергетики, связи, строительства и транспорта Администрации муниципального образования Ширинский район (ИНН 1911005742, ОГРН 1031900881374) (далее - Управление ПЭССТ, управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Республике Хакасия в лице Министерства образования и науки Республики Хакасия (ИНН 1901022065, ОГРН 1021900523039) (далее - Минобрнауки Хакасии), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании убытков в размере 2 281 082 рублей 55 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Хакасия и администрация муниципального образования Ширинский район.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 04 апреля 2019 года исковые требования удовлетворены в части. С Республики Хакасия в лице Министерства образования и науки Республики Хакасия за счет казны Республики Хакасия взысканы убытки в сумме 2 277 606 рублей 78 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство финансов Республики Хакасия обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит изменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Республики Хакасия указало, что заявленные к взысканию убытки возникли вследствие ненадлежащего исполнения обязательства со стороны истца по оплате выполненных работ по контракту от 31.08.2016 N 3-э, а не в следствие неправомерного действия (бездействия) ответчика; вина истца в нарушении обязательств, предусмотренных вышеобозначенным контрактом, установлена вступившим в законную силу постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 августа 2017 года по делу N А74-4439/2017; расходы по уплате государственной пошлины и представительские расходы не могут быть включены в состав убытков.
Министерство образования и науки Республики Хакасия представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, а апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.06.2019 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 05.08.2019.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в картотеке арбитражных дел), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Минобрнауки Хакасии и Администрацией муниципального образования Ширинский район 28 марта 2016 года заключено соглашение о предоставлении субсидии из республиканского бюджета бюджету муниципального образования в размере 17 000 000 рублей на модернизацию региональных систем дошкольного образования в 2016 году, предусматривающей капитальный ремонт детского сада "Теремок" в селе Шира в целях введения не менее 7 дополнительных мест для дошкольников в 2016 году.
Соглашение заключено в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 17 марта 2016 года N 101 "Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на модернизацию региональных систем дошкольного образования на 2016 год" по подпрограмме "Развитие дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования" государственной программы Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 27 октября 2015 года N 556.
Исполнителем по реализации данного соглашения определено Управление ПЭССТ.
В целях исполнения принятых по соглашению обязательств по результатам проведенного электронного аукциона Управлением ПЭССТ заключен муниципальный контракт от 31 августа 2016 года N 3-э с обществом с ограниченной ответственностью "Сиббазиссрой" (далее - ООО "Сиббазисстрой") на выполнение работ по заданию заказчика на объекте: "Капитальный ремонт здания МБДОУ детского сада N 5 "Термок", расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Шира, ул. Орловская, д. 1А". Цена муниципального контракта составила 16 630 281 рубль 24 копейки.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 мая 2017 года по делу N А74-4439/2017 с Управления ПЭССТ в пользу ООО "Сиббазисстрой" взыскана задолженность в сумме 13 801 536 рублей по муниципальному контракту от 31 августа 2016 года N 3-э.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 сентября 2017 года по делу N А74-4439/2017 с управления в пользу ООО "Сиббазисстрой" взысканы 40 000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 октября 2017 года по делу N А74-9932/2017 удовлетворен иск ООО "Сиббазисстрой" в части взыскания с Управления ПЭССТ 1 029 337 рублей 34 копеек неустойки за период с 07 октября 2016 года по 28 сентября 2017 года на задолженность по муниципальному контракту от 31 августа 2016 года N 3-э и 17 474 рублей 28 копеек расходов по уплате государственной пошлины. Названным решение также присуждено начисление неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день на сумму долга 13 766 217 рублей за последующий период, начиная с 29 сентября 2017 года до полного погашения данной задолженности.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 06 сентября 2018 года по делу N А74-9932/2017 с управления в пользу ООО "Сиббазисстрой" взыскано 20 943 рубля 87 копеек судебных расходов на оплату услуг представителя.
На основании решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 апреля 2018 года по делу N А74-6997/2017 с Республики Хакасия в лице Минобрнауки Хакасии за счет средств казны Республики Хакасия в пользу Администрации муниципального образования Ширинский район взыскана невыплаченная субсидия в сумме 13 766 217 рублей. Минобрнауки Хакасии отказано в удовлетворении встречного искового заявления о взыскании с Администрации муниципального образования Ширинский район 3 233 783 рублей субсидии.
Управление ПЭССТ в претензии от 02 августа 2018 года N 227-08-18, адресованной Правительству Республики Хакасия, Минфину Хакасии и Минобрнауки Хакасии, погасить задолженность по субсидии в сумме 13 766 217 рублей, а также возместить убытки в сумме 1 178 819 рублей 62 копеек, из них:
1 029 337 рублей 34 копейки - сумма неустойки за несвоевременное исполнение обязательств; 109 482 рубля 28 копеек расходы по уплате государственной пошлины; 40 000 рублей - судебные расходы на представителя; 20 943 рубля - судебные расходы.
Поскольку убытки управлению не были возмещены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В ходе рассмотрения настоящего дела истец увеличил размер заявленных требований на сумму 1 175 749 рублей 64 копейки, составляющих неустойку за последующий период на сумму долга 13 766 217 рублей за период с 29 сентября 2017 года по 30 августа 2018 года, исчисленную на основании решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 октября 2017 года по делу N А74-9932/2017.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
По настоящему делу истцом заявлено требование о взыскании убытков, причиненных истцу в связи с несвоевременным доведением бюджетных ассигнований до получателя субсидий в рамках муниципальной программы "Развитие дошкольного образования Ширинский район 2016-2018 годы".
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации от 23.11.2015 N 473 утверждена муниципальная программа "Развитие дошкольного образования Ширинский район 2016-2018 годы".
Решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 25.12.2015 года N 302 "Об утверждении бюджета муниципального образования Ширинский район на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" были предусмотрены бюджетные ассигнования в рамках реализации муниципальной программы.
В Решении о бюджете в качестве источников доходов бюджета муниципального образования указаны субсидии бюджетам муниципальным районам на реализацию муниципальной программы.
Ответственным исполнителем по программе является Минобрнауки Хакасии.
Муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБДОУ детского сада N 5 "Теремок" заключен и исполнен в рамках государственной программы "Развитие дошкольного образования Ширинский район 2016-2018 годы".
Из материалов дела следует, что предусмотренное соглашением финансирование в виде субсидии на сумму 13 766 217 рублей Минобрнауки Хакасии предоставлено не было.
Решением Арбитражного суда республики Хакасия от 12 апреля 2018 года по делу N А74-6997/2017 с Республики Хакасия в лице Минобрнауки Хакасии за счет средств казны Республики Хакасия в пользу Администрации муниципального образования Ширинский район взыскана невыплаченная субсидия в сумме 13 766 217 рублей. Минобрнауки Хакасии отказано в удовлетворении встречного искового заявления о взыскании с Администрации муниципального образования Ширинский район 3 233 783 рублей субсидии.
Согласно уточненному расчету истца, представленному 27 февраля 2019 года, общая сумма убытков составила 2 281 082 рубля 55 копеек, из них: 1 026 915 рублей 63 копейки - неустойка по муниципальному контракту, взысканная решением по делу N А74-9932/2017; 1 175 749 рублей 64 копейки - неустойка за последующий период, взысканная решением по делу N А74-9932/2017, 20 943 рубля - судебные расходы на оплату услуг представителя по делу N А74-9932/2017; 17 474 рубля 28 копеек - расходы на уплату государственной пошлины по делу N А74-9932/2017; 40 000 рублей - расходы на оплату услуг представителя по делу N А74-4439/2017.
Оценив установленные по делу обстоятельства, правильно применив нормы материального права - положения статьи 38, пункта 1 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод о том, что денежные средства, взысканные с Управления ПЭТССТ определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25.09.2017 по делу N А74-4439/2017, решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 31.10.2017 N А74-9932/2017, определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 06.09.2018 по делу N А74-9932/2017 являются убытками.
Арбитражный суд первой инстанции, исходя из имеющихся материалов дела, пришел к правомерному выводу о том, что размер убытков подлежит уменьшению ввиду следующего.
Проверив представленный расчет, суд первой инстанции признал неверным исчисление истцом неустойки, взысканной за последующий период решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 31.10.2017 по делу N А74-9932/2017, в сумме 1 175 749 рублей 64 копейки.
Приняв во внимание тот факт, что субсидия в сумме 13 766 217 рублей была перечислена Минобрнауки Хакасия администрации муниципального образования Ширинский район 29.08.2018 года (платежное поручение от 29.08.2018 N 239477), суд первой инстанции обосновано указал, что размер неустойки за последующий период, взысканной решением суда по делу N А74-9932/2017 суммы составляет 1 172 422 рубля 81 копейку.
По решению арбитражного суда по делу N А74-4439/2017 с управления взыскана задолженность по муниципальному контракту в сумме 13 801 536 рублей.
Сумма несвоевременно выплаченной субсидии составила 13 766 217 рублей.
Таким образом, сумма долга перед ООО "Сиббазисстрой" составила 13 766 217 рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия и 35 319 рублей за счет средств муниципального бюджета муниципального образования Ширинский район.
Учитывая изложенное, сумма убытков уменьшена судом первой инстанции:
- в части судебных расходов на оплату услуг представителя по делу N А74-4439/2017 пропорционально сумме долга по каждому источнику на 102 рубля 36 копеек;
- в части расходов на уплату государственной пошлины по делу N А74-9932/2017 - на 21 рубль 58 копеек;
- в части судебных расходов на оплату услуг представителя по делу N А74-9932/2017 - на 25 рублей 87 копеек.
Таким образом, сумма убытков по расчету суда составила 2 277 606 рублей 78 копеек, из них: 1 026 915 рублей 63 копейки - неустойка, взысканная решением суда по делу N А74-9932/2017; 1 172 422 рубля 81 копейка неустойка за последующий период, взысканная решением суда по делу N А74-9932/2017; 17 452 рубля 70 копеек - расходы на уплату государственной пошлины по делу N А74-9932/2017; 20 918 рублей - расходы на оплату услуг представителя по делу N А74-9932/2017; 39 897 рублей 64 копейки - расходы н оплату услуг представителя по делу N А74-4439/2017.
Произведенный судом первой инстанции расчет проверен апелляционным судом, признан верным.
В качестве правового основания для взыскания убытков в настоящем деле судом правильно применены положения статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также обоснованно учтено, что в рассматриваемом случае на основании соглашений от 30.05.2016 N 164, от 02.06.2016N 09-16 расходные обязательства возникли у субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия. Должником по рассматриваемым обязательствам является публично-правовое образование - Республика Хакасия как самостоятельный участник гражданских правоотношений, который реализует свою правоспособность через органы публичной власти, в том числе Минстрой Хакасии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявленные к взысканию убытки возникли вследствие ненадлежащего исполнения обязательства со стороны истца по оплате выполненных работ по контракту от 31.08.2016 N 3-э, вина истца в нарушении обязательств, предусмотренных вышеобозначенным контрактом, установлена вступившим в законную силу постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 августа 2017 года по делу N А74-4439/2017, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств бюджета, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Доведенные до Администрации муниципального образования Ширинский район, как главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования в рамках муниципальной программы, лимиты должны быть использованы в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что администрация, в частности Управление ПЭССТ, не могла в отсутствие на то правовых оснований исполнить расходное обязательство перед ООО "Сиббазисстрой" за счет средств бюджета муниципального образования, предусмотренных на иные цели.
Несвоевременное доведение бюджетных ассигнований до получателя субсидии привело к тому, что истец был поставлен в условия, способствующие нарушению им либо муниципального контракта перед ООО "Сиббазисстрой", но при соблюдении бюджетного законодательства (как в рассматриваемом случае), либо бюджетного законодательства Российской Федерации (и иного законодательства, как следствия недофинансирования по другим статьям расходов муниципального бюджета), но при выполнении обязательств по муниципальному контракту в части полной оплаты выполненных работ.
При указанных обстоятельствах, материалами дела подтверждается факт несения истцом убытков по причине ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по соглашению в части несвоевременного доведения средств субсидии.
Довод заявителя о том, что расходы по оплате государственной пошлины и представительские расходы не могут быть включены в состав убытков, основан на неправильном толковании норм права, поскольку заявленные суммы являлись расходами истца, связанными с реализацией процессуальных прав и обязанностей, в рамках судопроизводства по делам N А74-9932/2017, А74-4439/2017. Поскольку несение истцом указанных расходов обусловлено несвоевременным получением субсидии из республиканского бюджета на реализацию государственной программы Республики Хакасия, в рамках настоящего дела данные расходы являются убытками применительно к положениям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этой связи приведенная ответчиком судебная практика не применима к настоящему спору.
Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы по существу дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, и фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 04.04.2019 по делу N А74-17409/2018 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 04 апреля 2019 года по делу N А74-17409/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-17409/2018
Истец: Управление промышленности, энергетики, связи, строительства и транспорта администрациии муниципального образования Ширинский район
Ответчик: Министерство образования и науки Республики Хакасия
Третье лицо: Администрация муниципального образования Ширинский район, Министерство финансов РХ