г. Красноярск |
|
07 августа 2019 г. |
Дело N А74-17612/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" августа 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Молчановым А.А.,
при участии:
от заявителя (публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"): Третьяковой О.А., представителя по доверенности от 11.12.2018 N 00/211,
от ответчика (министерства экономического развития Республики Хакасия):
Манишевой И.А., представителя по доверенности от 05.07.2019; Ковалькова Р.А., представителя по доверенности от 05.07.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства экономического развития Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "17" мая 2019 года по делу N А74-17612/2018,
принятое судьёй Курочкиной И.А.,
установил:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, далее - общество, ПАО "МРСК Сибири") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству экономического развития Республики Хакасия (ИНН 1901090185, ОГРН 1091901001939, далее - министерство, административный орган) о признании незаконным приказа от 24.09.2018 N 4-П "Об утверждении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" энергопринимающих устройств ООО "УК "Разрез Майрыхский" на уровне напряжения не ниже 35 кВ и максимальной мощности не менее 8 900 кВт" и об обязании установить по обращению, выраженному в заявлении от 10.08.2018 N 1.7/1.7/7138-исх, индивидуальный размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "УК "Разрез Майрыхский".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Угольная компания "Разрез Майрыхский".
Решением от 17.05.2019 заявление публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" удовлетворено.
В заявленной жалобе министерство просит оспариваемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на правомерность вынесенного министерством приказа, и соблюдении министерством критерия, установленного подпунктом "б" пункта 28 Правил.
Общество отклонило доводы жалобы в представленном в материалы дела отзыве.
Одновременно с жалобой министерством заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве, согласно которому, просит заменить заинтересованное лицо Министерство экономического развития Республики Хакасия его правопреемником Государственным комитетом энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия.
Рассмотрев ходатайство, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 159, 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным ходатайство удовлетворить.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 10.08.2018 ПАО "МРСК Сибири" обратилось в министерство с заявлением N 1.7/1.7/7138-исх. об установлении размера платы за технологическое присоединение (далее - техприсоединение) отдельных потребителей максимальной мощностью не менее 8900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ, объектов по производству электрической энергии, по индивидуальному проекту: ПС 35/10 кВ "Майрыхская", который будет располагаться по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, кадастровый номер земельного участка 19:04:000000:438, к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго". К заявлению обществом приложены документы, обосновывающие заявленное требование.
Рассмотрев данное заявление, 24.09.2018 министерством издан приказ N 4-П "Об утверждении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" энергопринимающих устройств ООО "УК "Разрез Майрыхский" на уровне напряжения не ниже 35 кВ и максимальной мощности не менее 8 900 кВт". Указанным приказом плата за технологическое присоединение утверждена в размере 0,1456 тысяч руб. без налога (НДС).
Не согласившись с указанным приказом, общество в установленный законом срок обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 23, 23.1, 23.2 Федерального закона от 24.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 (далее - Правила технологического присоединения), Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающим порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом ФСТ России от 28.03.2013 N 313-3 (далее - Регламент установления цен), Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17, пришел к выводу о том, что установление платы не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не соблюдены критерии, установленные пунктом 28 Правил технологического присоединения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
На основании статьи 23.2 Закона об электроэнергетике, пункта 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения) размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В силу абзаца 18 пункта 4.15.1. Положения о Министерстве экономического развития Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 N 153, министерство является органом исполнительной власти Республики Хакасия, устанавливающим плату за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Согласно пункту 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 29.08.2017 N 1135/17 (далее - Методические указания), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются, в том числе по обращению сетевой организации.
Согласно пункту 40 Методических указаний плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций по индивидуальному проекту устанавливается только при наличии оснований, предусмотренных главой III Правил технологического присоединения.
В случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
Критериями наличия технической возможности технологического присоединения в соответствии определены пунктом 28 Правил технологического присоединения.
Согласно пункту 29 Правил технологического присоединения в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 данных Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Порядок установления платы уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту регламентирован пунктами 30.1 и 30.3 Правил технологического присоединения.
Исходя из положений пункта 30.3 Правил технологического присоединения, пунктов 37, 38 Регламента на министерство возложена обязанность по проверке наличия технической возможности технологического присоединения объектов третьего лица в соответствии с критериями, установленными в пункте 28 Правил технологического присоединения. Таким образом, проверка технической возможности технологического присоединения находится в компетенции специального органа государственного энергетического надзора - Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
С заявлением об установлении платы за технологическое присоединение, поданным в министерство, ПАО "МРСК Сибири" представило обоснование реконструкции объектов электросетевого хозяйства.
Присоединение дополнительной мощности приведет к ее загрузке до уровня 128%, что создает ограничение на технологическое присоединение.
Для создания технической возможности присоединения энергопринимающих устройств заявителя с соблюдением пункта 28 Правил технологического присоединения ПАО "МРСК Сибири" необходимо провести мероприятия, указанные в данном пункте.
Указанные мероприятия не включены в Инвестиционную программу филиала по развитию электросетевого комплекса на 2018-2022 годы, утвержденную Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 28.12.2015 N 1043.
Рассмотрев документы представленные заявителем, министерство в протоколе N 3 заседания Правления Министерства от 24.09.2018 указало на соблюдение при подключении ООО "УК "Разрез Майрыхский" критериев пункта 28 Правил технологического присоединения.
При оценке сохранения условий электроснабжения и отсутствия ограничений на технологическое присоединение дополнительной мощности учитывается только потребляемая мощность всех ранее присоединенных, а также вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек), а также мощности прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям. Учет заявленной, но не присоединенной мощности прочих потребителей указанными нормами не предусмотрен, в связи с чем, использование в расчете мощности по заключенным договорам технологического присоединения прочих заявителей в размере 5,406 МВт является неправомерным.
Пунктом 32 Правил технологического присоединения определено, что ограничения на технологическое присоединение дополнительной мощности возникают в случае, если полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями.
Учитывая изложенное, при оценке соблюдения критерия, установленного подпунктом "а" пункта 28 Правил технологического присоединения, также должны учитываться ранее выданные сетевой организацией технические условия, срок действия которых не истек. Данная фраза относится не только к заявителю, как указывает министерство, а, в том числе и к прочим потребителям (с которыми договоры заключены, но не исполнены).
Следовательно, представленный в материалы дела расчет заявителя о невыполнении критерия, установленного подпунктом "а" пункта 28 Правил технологического присоединения, произведенный с учетом договоров технологического присоединения прочих заявителей - 5,406 МВт, является верным и свидетельствует о наличии ограничений, которые могут привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями (длительно допустимая загрузка силового трансформатора не должна превышать 105% от его номинальной мощности, присоединение дополнительной мощности в размере 6 МВт приведет к загрузке до уровня 128%).
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь положениями главы 24 названного Кодекса, вышеуказанных нормативных актов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что с учетом несоблюдения критериев, установленных пунктом 28 Правил технологического присоединения, при присоединении объектов третьего лица установление оспариваемым приказом платы за технологическое присоединение делает невозможным исполнение ПАО "МРСК Сибири" возложенных на него Правилами технологического присоединения обязательств перед заявителем ООО "УК "Разрез Майрыхский", связанных с осуществлением технологического присоединения должным образом; получение предусмотренного Правилами технологического присоединения возмещения произведенных затрат на осуществление технологического присоединения. Таким образом, судом установлено наличие оснований для удовлетворения заявления компании и признании незаконным приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 24.09.2018 N 4-П. Применительно к пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, признав оспариваемый приказ незаконным, суд первой инстанции учитывая, что в протоколе министерства отсутствует информация об анализе документов, касающихся установления в отношении третьего лица платы по индивидуальному проекту, признал соразмерной восстановительной мерой возложение на министерство обязанности по повторному рассмотрению данного заявления в порядке, предусмотренном вышеназванными нормами действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции по существу спора, не подтверждают существенных нарушений норм материального и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "17" мая 2019 года по делу N А74-17612/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-17612/2018
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ", ПАО МРСК Сибири
Ответчик: Министерство экономического развития Республики Хакасия
Третье лицо: ООО "Угольная компания "РАЗРЕЗ МАЙРЫХСКИЙ", ПАО Филиал "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6207/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6207/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6092/19
07.08.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4214/19
17.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-17612/18