город Воронеж |
|
7 августа 2019 г. |
Дело N А14-5979/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 августа 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Миронцевой Н.Д. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Насоновым В.А.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра"" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, далее - АО "МРСК "Центра"" или заявитель):
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908 ИНН 3664022568, далее - УФАС по Воронежской области, административный орган или заинтересованное лицо): |
Зинковская А.В., представитель по доверенности от 31.07.2019 N Д-ВР/472
Русаленко Н.В., представитель по доверенности от 20.05.2019 N 04-16/2458
|
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФАС по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.06.2019 по делу N А14-5979/2019 (судья Федосова С.С.), принятое по заявлению ПАО "МРСК "Центра"" к УФАС по Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления от 22.03.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МРСК "Центра"" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к УФАС по Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административной правонарушении от 22.03.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.06.2019 по делу N А14-5979/2019 требования заявителя удовлетворены частично.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 22.03.2019 об административном правонарушении изменено в части назначения наказания, административный штраф публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра"" снижен до 300 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФАС по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на отсутствие оснований для снижения размера назначенного административного штрафа.
В судебном заседании представитель УФАС по Воронежской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ПАО "МРСК "Центра"" возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что протокол об административном правонарушении составлен, а постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностными лицами административного органа в пределах предоставленных законом полномочий. Нарушений в указанной части судом апелляционной инстанции не установлено. Также заявитель был надлежащим образом извещен административным органом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, порядок привлечения заявителя к административной ответственности соблюден. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, которые могли бы стать основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа судом не установлено.
В связи с этим доказательства, полученные административным органом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, следует признать относимыми, допустимыми и достоверными.
ПАО "МРСК "Центра"" в вину вменяется повторное нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Административным органом выявлено, что 11.07.2018 Киселев А.И. обратился в сетевую организацию с заявкой на присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу Воронежская область, Новоусманский район, СНТ Мичуринец-2, ул. Земляничная, д. 3 (т. 1 л.д. 64-66).
08.08.2018 общество отказало Киселеву А.И. в технологическом присоединении, ссылаясь на то, что указанный объект подключен к сетям СНТ Мичуринец-2 (т. 1 л.д. 67).
17.08.2018 Киселев А.И. сообщил в ПАО "МРСК "Центра"" о том, что принадлежащий ему дом не подключен к каким-либо электрическим сетям, приложив справку СНТ "Мичуринец-2" от 08.07.2018 N 26 (т. 1 л.д. 68,70).
14.09.2018 Киселев А.И. обратился в ПАО "МРСК "Центра"" с письмом о несогласии с ответом об отказе в технологическом подключении к электрическим сетям от 08.08.2018 исх. N МРСКВР/Р11-4/БН.
21.09.2018 ПАО "МРСК "Центра"" направило Киселеву А.И. оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия присоединения.
25.01.2019 Киселев А.И., ссылаясь на уклонение сетевой организацией от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, обратился с жалобой в антимонопольный орган.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения антимонопольным органом дела об административном правонарушении и составлении протокола об административном правонарушении от 13.03.2019.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 22.03.2019 N 036/04/9.21-44/2019 ПАО "МРСК "Центра"" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением по делу об административном правонарушении, ПАО "МРСК "Центра"" обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что материалами дела подтверждается факт совершения лицом административного правонарушения. Нарушение произошло по вине лица, у которого имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, но оно не приняло все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований закона. Оснований для признания правонарушения малозначительным не установлено, однако с учетом всех обстоятельств достаточной мерой наказания признано назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, что ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, вместе с тем приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно части 5 статьи 5 ФЗ Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" предусмотрено, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Факт доминирующего положения ПАО "МРСК "Центра"" объективно установлен судом первой инстанции и не оспаривался представителем ПАО "МРСК "Центра"". В связи с этим "МРСК "Центра"" обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, включая, запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
Из абзаца 2 пункта 3 Правил технологического присоединения следует, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими правилами.
В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12-14 Правил.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.
В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки.
После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные Правилами для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений
При решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности необходимо установить все элементы состава вменяемого административного правонарушения.
Объектом рассматриваемого нарушения является установленный порядок подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Противоправность деяния предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в повторном нарушении субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектом правонарушения выступают должностные и юридические лица.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ПАО "МРСК "Центра"" допустило повторное нарушение Правил технологического присоединения.
Материалами дела подтверждается нарушение обществом установленного порядка подключения к электрическим сетям.
Так, сетевая организация должна была совершить одно из следующих действий: в трехдневный срок со дня получения заявки направить заявителю уведомление о предоставлении недостающих сведений и документов или в пятнадцатидневный срок направить проект договора об осуществлении технологического присоединения, т.е. до 25.07.2018.
Однако общество пришло к ошибочному выводу о наличии подключения объекта к иным сетям электроснабжения, что повлекло за собой неправомерное решение об отказе в технологическом присоединении жилого дома Киселева А.А.
Отсутствие подключения объекта к иным сетям электроснабжения подтверждается имеющимися в материалах дела пояснениями председателя СНТ Мичуринец-2, свидетельствами о праве собственности на объект (т.1 л.д. 188-193).
Кроме того, ответ сетевой организации по результатам рассмотрения заявки Киселева А.И. от 11.07.2018 был направлен лишь 08.08.2018, то есть с нарушением установленного трехдневного срока, договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия направлены также с нарушением пятнадцатидневного срока - 21.09.2018.
Следовательно, ПАО "МРСК "Центра"" было допущено нарушение требований пункта 15 Правил технологического присоединения, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Указанное правонарушение было совершено ПАО "МРСК "Центра"" повторно, поскольку ранее общество привлекалось к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ: постановление УФАС по Воронежской области от 05.03.2018 N 22.04-9.21, постановление УФАС по Воронежской области 15.08.2018 N 179.04-9.21 (т. 1 л.д. 104-114).
Таким образом, административным органом доказано наличие в деянии ПАО "МРСК "Центра"" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вина ПАО "МРСК "Центра"" в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Поскольку в силу специфики своей профессиональной деятельности лицо должно знать требования нормативных правовых актов, регулирующих его деятельность, следовательно, оно было обязано предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае ненадлежащего исполнения требований этих нормативных актов.
Таким образом, административным органом доказано наличие вины лица в совершенном правонарушении.
Оспариваемое постановление административного органа вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ. Нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности не допущены.
Оценив обстоятельства дела в их совокупности, исходя из характера и степени общественной опасности деяния, суд апелляционной инстанции приходит выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, для освобождения лица от административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что минимальное наказание, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ для юридических лиц в виде штрафа в размере 600 000 рублей, не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных данной статьей.
Суд апелляционной инстанции находит достаточной мерой наказания для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в статье 1.2 КоАП РФ, применение УФАС по Воронежской области положений частей 3.2 и 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ и назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, что ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.06.2019 по делу N А14-5979/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу УФАС по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-5979/2019
Истец: ПАО "МРСК-Центра-"Воронежэнерго"
Ответчик: УФАС по Воронежской области
Третье лицо: УФАС по Воронежской области