г. Пермь |
|
07 августа 2019 г. |
Дело N А71-788/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васевой Е.Е., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,
лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 мая 2019 года
по делу N А71-788/2019, принятое судьей М.С. Сидоровой
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (ИНН 1808400812, ОГРН 1021800642214)
к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике" (ИНН 1808400749, ОГРН 1021800646064)
о взыскании 2000 руб. финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за май 2017, февраль и март 2018 года,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (далее - заявитель, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике" (далее - ответчик, страхователь) 2000 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного государственного пенсионного страхования за май 2017 года, февраль и март 2018 года.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 мая 2019 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом Пенсионный фонд, обратился с апелляционной, жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указывает, что в дополняющей форме сведения были представлены на застрахованных лиц, информация в отношении которых ранее страхователем не предоставлялась, следовательно, не может трактоваться как исправление ошибок в ранее представленных сведениях либо дополнение ранее представленных сведениях о застрахованных лицах.
Ответчиком представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление Пенсионного Фонда в ходе проверки, проведенной в отношении страхователя, в целях контроля за правильностью заполнения, полноты и своевременности предоставления ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М, выявило нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившееся, в предоставлении учреждением неполных и недостоверных данных по формам, определенным Пенсионным фондом Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что должником 14.03.2018 по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью были представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом "исходная" февраль и март 2018 года, за май 2017 года соответственно; 31.05.2018 должником по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью были представлены сведения за февраль и март 2018 года, за май 2017 года по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" в отношении 1 застрахованного лица за февраль 2018 года и май 2017 года, и в отношении 2 застрахованных лиц - за март 2018 года.
По результатам проверки Управлением составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.08.2018 N 019S18180006987, N 019S18180006989 и N 019S18180006990.
11.09.2018, рассмотрев акты проверок, Управлением вынесены решения N 019S19180007745, N 019S19180007755, N 019S19180007756 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального законаN 27-ФЗ, за май 2017, февраль и март 2018 года в виде финансовых санкций в размере 2000 руб.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции ответчику направлены требования от 08.10.2018 со сроком исполнения до 26.10.2018.
Требования ответчиком в добровольном порядке не исполнены, что явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением арбитражного суда от 09.01.2019 по делу N А71-25441/2018 управлению отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа, которое Управлением в установленном порядке не обжаловалось.
Вышеуказанные обстоятельства послужили Пенсионному фонду основанием для обращения в суд с настоящими требованиями о взыскании с ответчика 2000 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного государственного пенсионного страхования.
Отказывая в удовлетворении требований фонда, суд первой инстанции исходил из незаконности привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Решение суда является правильным, соответствует нормам материального и процессуального права.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Закон N 167-ФЗ) учреждение является страхователем по данному виду страхования, и согласно п. 2 ст. 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в действующей редакции страхователь представляет такие сведения не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статья 15 Федерального закона 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно разделу 3 "Тип формы" - страхователи выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в Фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код "доп" (дополняющая форма).
Из анализа положений Федерального закона N 27-ФЗ суд первой инстанции пришел к верному выводу, что срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М не установлен.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за февраль 2018 года в отношении 707 застрахованных лиц представлены страхователем в установленный срок - 15.03.2018, за март 2018 года в отношении 687 застрахованных лиц представлены в установленный срок - 13.04.2018, за май 2017 в отношении 661 застрахованного лица представлены - 14.06.2017.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела копиями соответствующих форм СЗВ-М, протоколов проверки отчетности, квитанций о получений сведений ПФР.
Также судом установлено, что в актах от 07.08.2018 N 019S18180006990, N 019S18180006989 и в решениях от 11.09.2018 N019S19180007756, N019S19180007756 допущены опечатки, исходные сведения по форме СЗВ-М за май 2017 г. были представлены 14.06.2017, за март 2018 г. - 13.04.2018, а не 14.03.2018, как в них указано. Ошибки, указанные в протоколах проверки отчетности, были устранены ответчиком незамедлительно, что Управлением не отрицается.
ФКУ ИК-1 России по Удмуртской Республике были самостоятельно выявлены ошибки в представленных сведениях, а именно в отчете по форме СЗВ-М за февраль 2018 года ошибка в страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица - Иванова Андрея Геннадьевича, в отчете по форме СЗВ-М за март 2018 года ошибка в страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица - Иванова Андрея Геннадьевича и отсутствие в отчете сведений о Смирнове Сергее Анатольевиче, в отчете по форме СЗВ-М за май 2017 отсутствие в отчете сведений о Суслове Александре Александровиче, в связи с чем, ответчик 31.05.2018 представил в Пенсионный фонд по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за май 2017, за февраль и март 2018 года.
Суд первой инстанции, оценив данные обстоятельства и доказательства их подтверждающие, пришел к выводу, что ошибка в исчислении количества застрахованных лиц была заявителем установлена и исправлена самостоятельно, в отчетность внесены изменения. Действия заявителя правомерно оценены как реализация права на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного ст. 15 Закон N 27-ФЗ, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно не установил оснований для привлечения учреждения к ответственности.
Довод заявителя жалобы о том, что самостоятельное обнаружение страхователем ошибки, заключающейся в непредставлении сведений о части застрахованных лиц в установленный срок до момента обнаружения данной ошибки территориальным органом ПФР, не является обстоятельством, исключающим применение финансовой санкции, так как в данном случае имеет место предоставление сведений на застрахованное лицо, информация о котором ранее не была представлена страхователем в установленный срок, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Вступившая в силу с 19.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
Так, согласно пункту 39 данной Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 17 Закона N 27-ФЗ формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п утверждены требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которым акт не составляется в случае если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
В настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенную ошибку еще до обнаружения ее фондом, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности фондом не подтверждена, в удовлетворении требований Управления о применении финансовой санкции отказано правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Дополнительно, суд апелляционной инстанции отмечает, что иная оценка условий применения данной правовой нормы, при которой самостоятельное выявление ошибок не освобождает страхователя от применения ответственности, будет стимулировать сокрытие ошибок, приведет к искажению отчетности и нарушению прав граждан в сфере пенсионного законодательства, что не отвечает целям правосудия.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Взыскание с фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 мая 2019 года
по делу N А71-788/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-788/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском районе Удмуртской Республики
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике"