г. Москва |
|
06 августа 2019 г. |
Дело N А40-237602/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ЗАО "Московский ткацко-отделочный комбинат"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2019 г. по делу N А40-237602/18
принятое судьей Паршуковой О.Ю.
по заявлению ЗАО "Московский ткацко-отделочный комбинат"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве
о признании недействительным решения,
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Гущина А.Ю. по дов. от 26.11.2018, Злобина И.С. по дов. от 27.08.2018, Бурчуладзе А.Г. по дов. от 25.12.2018; |
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Московский ткацко-отделочный комбинат" (далее - Заявитель, ЗАО "Московский ткацко-отделочный комбинат", ЗАО "МТОК", Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо, Инспекция, ИФНС N 1 по г. Москве, налоговый орган) признании недействительным решения ИФНС N 1 по г. Москве N 8216 об отказе в привлечении к ответственности за совершениеналогового правонарушения от 31.05.2018 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2019 г. в удовлетворении заявления ЗАО "Московский ткацко-отделочный комбинат" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ЗАО "Московский ткацко-отделочный комбинат" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представители ИФНС N 1 по г. Москве возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав позиции представителей Заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Общество является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003027:1029, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 34, строение 6 и нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003027:1031, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 34, строение 8.
Кадастровая стоимость спорных объектов была утверждена Постановлением Правительства от 29.11.2016 г. N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01.01.2016" в следующих размерах:
- в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003027:1029 - 256 611 788,41 руб.;
- в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003027:1031 - 1 210 266 910,29 руб.
Указанная кадастровая стоимость в 2017 году была изменена:
- по решению комиссии от 67.03.2017 г. N 51-1472/2017 по заявлению Общества от 14.02.2017 г. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003027:1029, поданного на основании установления рыночной стоимости данного объекта, в размере 193 475 332 руб.;
- по решению комиссии 07.03.2017 г. N 51-1485/2017 по заявлению Общества от 15.02.2017 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003027:1031, поданного на основании установления рыночной стоимости данного объекта, в размере 457 467 691 руб.
Информация об оспаривании Заявителем указанных решений комиссии, у Инспекции отсутствует.
Вместе с тем, Общество, при исчислении налога на имущество организаций в отношении данных объектов, произвольно исключило из состава налоговой базы по налогу на имущество организаций величину налога на добавленную стоимость, уменьшив кадастровую стоимость:
-объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003027:1029 на 29 513 186 руб.;
- объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003027:1031 на 457 467 691 руб.
В обоснование своей позиции Общество ссылается на Отчеты об оценке N 1 1249-О/2017, N 1-1248-0/2017 (лист 3 Заявления), в которых, вопреки доводу Заявителя, рыночная стоимость спорных объектов также определена с учетом НДС.
ЗАО "МТОК" 08.12.2017 г. представлен "Налоговый расчет по авансовым платежам по налогу на имущество организаций" за 3 квартал 2017 года (корректировка 1), в котором Общество при определении налоговой базы по налогу на имущество исключило сумму НДС.
По результатам камеральной налоговой проверки указанного авансового расчета, был составлен Акт от 19.03.2018 г. N 11546 и вынесено решение от 31.05.2018 г. N 8216 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Обществу доначислена сумма налога на имущество организаций за 3 квартал 2017 года в размере 426 108 руб.
Не согласившись с вынесенным Решением, в порядке статьи 139.1 Налогового Кодекса Российской Федерации Общество обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по г. Москве.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, Управление вынесло Решение от 06.08.2018 г. N 21-19/179089(5), оставив апелляционную жалобу Заявителя без удовлетворения.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества в отношении определенных видов недвижимого имущества. Понятие кадастровой стоимости определяется в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) как стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
При этом пунктом 15 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ по итогам рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, который осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как правильно указал суд первой инстанции, из указанных норм права следует несколько выводов.
Во-первых, действующее законодательство, регламентируя порядок рассмотрения споров о кадастровой стоимости, не наделяет налоговые органы какими-либо функциями по определению кадастровой стоимости объекта налогообложения, а также внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН. Соответствующие вопросы относятся к сфере компетенции иных органов власти (органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета и др.).
Налоговые органы в силу норм НК РФ и Закона Российской Федерации от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" не уполномочены рассматривать основания для принятия решений комиссий, а также вопросы, связанные с правомерностью установления, изменения и утверждения величин кадастровой стоимости и порядком внесения соответствующих сведений об объектах недвижимого имущества в ЕГРН. По этой причине в случае несогласия налогоплательщика с порядком определения налоговой базы на имущество организации он вправе заявить самостоятельное требование, направленное на оспаривание кадастровой стоимости, внесенной в ЕГРН, с соблюдением правил подсудности и подведомственности дел, определенных ГПК РФ, КАС РФ.
Соответствующие разъяснения о недопустимости совместного рассмотрения требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и требования о пересмотре налоговых обязательств содержатся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Во-вторых, в ЕГРН вносится та кадастровая стоимость, которая предоставлена органу кадастрового учета от органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценки, и данная стоимость, как указано в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2018 г. N Д23и-1986 "О применении кадастровой стоимости для целей налогообложения" не предусматривает возможность использования скорректированной величины кадастровой стоимости, не содержащейся в ЕГРН. В этом же письме Министерство экономического развития Российской Федерации официально разъяснило, что использование иной кадастровой стоимости (отличной от кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации) для целей налогообложения на имущество организаций действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, применение для целей налогообложения стоимости, отличной от кадастровой стоимости, содержащейся в ЕГРН, действующим законодательством не предусмотрено.
Оценка законности и обоснованности включения или не включения суммы НДС в указанную в ЕГРН кадастровую стоимость объекта недвижимости для целей налогообложения по налогу на имущество организаций осуществляется за рамками арбитражного процесса об оспаривании решения налогового органа, в рамках, например, рассмотрения административного спора по обжалованию решения Комиссии в порядке, установленном КАС РФ.
Согласно сведениям, поступившим от органов Росреестра г. Москвы, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003027:1029 составляет 193 475 332 руб., кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003027:1031 составляет 457 467 691 руб.
Принимая во внимание полученные от органов Росреестра сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимого имущества в соответствии со статьей 85 НК РФ, у налогового органа отсутствовали основания для использования при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций иных сведений, отличных от тех, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Кроме того, Арбитражный суд г. Москвы в решении от 19.04.2018 г. по делу А40- 196670/17-107-3004, оставленном без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018 г., Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 03.09.2018 г., поддерживая вышеуказанные доводы, пояснил, что ни налогоплательщик самостоятельно при составлении декларации и исчислении налоговой базы и налога на имущество организаций, ни арбитражный суд при рассмотрении законности решения налогового органа по результатам камеральной проверки такой декларации, не вправе оценивать законность и обоснованность величину утвержденной соответствующим Постановлением Правительства Москвы, кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.
Ввиду того, что величину кадастровой стоимости, определенную решением комиссии, Заявитель в установленном законом порядке не оспорил, в связи с чем, ни он сам, ни тем более налоговый орган или арбитражный суд, не вправе пересматривать и устанавливать иную кадастровую стоимость спорных объектов, отличную от кадастровой стоимости, утвержденной решением Комиссии.
Также Заявителем указано на необоснованное непринятие налоговым органом того обстоятельства, что объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003027:1031 фактически не относится к объектам налогообложения, поскольку согласно заключению специалиста АНО Центр Технических Исследований и Консалтинга "СудЭкспертГрупп" от 30.06.2017 г. N 021С-30.06/17, проведенного по результатам строительно-технического исследования (экспертизы) технического состояния спорного объекта указанное здание находится в аварийном состоянии и восстановлению не подлежит.
На основании подпункта 3 пункта 12 статьи 378.2 НК РФ объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта. Заявителем не оспаривается, что спорный объект принадлежит ему на праве собственности.
В соответствии с положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 64) Правительством Москвы Постановлением от 28.11.2014 г. N 700-ПП определен Перечень объектов недвижимого имущества на 2017 год, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень).
В этой связи в силу взаимосвязанных положений статьи 1.1 Закона N 64, а также ст. 374 и 378.2 НК РФ необходимым условием для налогообложения налогом на имущество организаций объекта, включенного в Перечень, является учет его на балансе в качестве объекта основных средств, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
При этом, Заявителем к проверке были представлены ведомости амортизации основных средств за июнь-сентябрь 2017 года и за 1 квартал 2018 года, согласно которым спорное здание с кадастровым номером 77:01:0003027:1031 в проверяемом периоде учтено Обществом в составе основных средств.
Таким образом, суд первой инстанции верно счёл, что доначисление Инспекцией налога на имущество организаций за 3 квартал 2017 года в сумме 426 108 руб. является обоснованным, в связи с чем, оспариваемое решение Инспекции от 31.05.2018 г. N 8216 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового" правонарушения является законным.
Судом первой инстанции правильно учтено, что Определениями Верховного суда РФ N 305-КГ18-20813 по делу N А40-196670/2017 от 14.02.2019 г., N 305-КГ18-21673 по делу N А40-222618/2017 от 15.02.2019 г. ОАО "Институт Стекла" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. ВС РФ указал, что установленный законодательством порядок пересмотра результатов определения кадастровой стоимости не предполагает возможность произвольного изменения сведений о кадастровой стоимости, внесенных в государственный реестр, в том числе посредством ее уменьшения на суммы НДС расчетным способом или на основании иных данных. Учитывая изложенное, суд при рассмотрении налогового спора не вправе давать оценку тому, является ли установленная в порядке статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость правильной и необходимо ли её уменьшение на величину НДС, поскольку решение данного вопроса законом выведено в отдельную административную и судебную процедуру.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления ЗАО "Московский ткацко-отделочный комбинат".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.03.2019 по делу N А40-237602/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-237602/2018
Истец: ЗАО "МОСКОВСКИЙ ТКАЦКО-ОТДЕЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ"
Ответчик: ИФНС России N 1 по г.Москве