город Ростов-на-Дону |
|
07 августа 2019 г. |
дело N А32-7320/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Лысикова С.С. по доверенности от 24.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилкомсервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2019 по делу N А32-7320/2019 (судья Хмелевцева А.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилкомсервис" (ИНН 2365025520, ОГРН 1162365050462)
к Управлению ЖКХ и ТЭК администрации муниципального образования Туапсинский район (ИНН 2365026548, ОГРН 1172375017616)
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис" (далее - общество, ООО "УК "ЖКС", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании предписания Управления ЖКХ и ТЭК администрации муниципального образования Туапсинский район (далее - управление) от 08.02.2019 N 10.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "ЖКС" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что нарушение требований п.п. к) п. 11 Правил содержания общею имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, (в МКД не обеспечен ввод в эксплуатацию ранее установленного прибора учета тепловой, не допущено и не может быть устранено. Договор на обслуживание общедомового прибора учета тепловой энергии заключен собственниками жилых помещений с ООО "Пантер", договор в 2017 г. не пролонгирован. Последняя поверка теплосчетчика была проведена 27.07.2007, срок действия прибора учета тепловой энергии установлен до 01.10.2017 года, поэтому собственниками МКД было принято решение о выборе подрядчика для проведения реконструкции ООО "Аква Технология". Таким образом, собственники знали о невозможности введения в эксплуатацию теплового узела учета без его замены. Управляющей компанией собственникам помещений направлено уведомление о необходимости проведения работ по модернизации и допуску в работу общедомового прибора учета тепловой энергии. Собственникам помещений МКД было предложено определить источник финансирования работ по модернизации общедомового прибора учета, согласно сметному расчету сумма затрат составила 368 382 рубля. Так как собираемых денежных средств было недостаточно, от сбора дополнительных средств собственники отказались, прибор учета тепловой энергии не модернизировался. Расчет потребляемой тепловой энергии МКД производился поставщиком ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" по среднему значению тарифа. Расчет по среднему тарифу не повлиял на качество предоставляемой услуги, услуга по обеспечению тепловой энергии производилась в полном объеме. Модернизация общедомового прибора учета предусматривает установку дополнительного оборудования, согласно выданным техническим условиям модернизация прибора учета в МКД N 36 невозможна в ранее установленном месте, фактически необходима установка нового прибора учета, за пределами МКД, решение по вопросу установки нового прибора учета должно осуществляться по решению общего собрания собственников помещений МКД. Решение на установку указанного прибора собственниками не принято, поэтому управляющей компанией инициировано собрание собственников МКД. Таким образом, у ООО "УК "ЖКС" отсутствует какая-либо возможность ввести в эксплуатацию и принять к коммерческому учету ранее установленный коллективный прибор учета тепловой энергии МКД N 36 ул. Шаумяна, г. Туапсе.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление ЖКХ и ТЭК администрации муниципального образования Туапсинский район указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
От Управления ЖКХ и ТЭК администрации муниципального образования Туапсинский район поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 22.01.2019 N 15 контролирующий орган в период с 22.01.2019 по 08.02.2019 провел внеплановую документарную проверку в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис" в рамках осуществления регионального лицензионного контроля за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами.
В ходе данной проверки выявлено допущенное обществом нарушение требований, предусмотренных подпунктом "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а именно: не обеспечен ввод в эксплуатацию ранее установленного коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, в связи с чем коммерческий учет по данному прибору учета ресурсоснабжающей организацией ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" не осуществляется.
По результатам проведения проверки обществу выдано предписание от 08.02.2018 N 10 для устранения выявленного нарушения, в соответствии с которым административный орган обязал общество принять исчерпывающие меры по обеспечению ввода в эксплуатацию и принятие к коммерческому учету ресурсоснабжающей организацией в срок до 11.03.2019.
Не согласившись с вынесенным предписанием от 12.12.2018 N 003335, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля надзора регулируются, в том числе, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание должно содержать законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 19 Закона N 99-ФЗ внеплановая выездная проверка лицензиата проводится в связи с поступлением в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.
Из материалов дела следует, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис" осуществляет деятельность по управлению 5-этажным, 87-квартирным домом N 36 по ул. Шаумяна, в г. Туапсе, (далее - МКД) на основании лицензии.
В ходе осуществления контрольных мероприятий административный орган при визуальном осмотре МКД установил, что тепловой узел в подвальном помещении МКД оснащен общедомовым прибором учета потребляемого коммунального ресурса (тепловой энергии), при эксплуатации которого обществом нарушаются правила осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно: не выполняются работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном МКД, предусмотренные требованиями подпункта "к" пункта 11 Правил N 491, ввиду того, что не обеспечен ввод в эксплуатацию ранее установленного коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии управляющей организацией, в связи с чем коммерческий учет по данному прибору учета ресурсоснабжающей организацией ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" не осуществляется.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Закон об энергосбережении регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В силу части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку или ремонт приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, работы по установке и содержанию приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 N 302-КГ15-9608.
В обоснование правовой позиции общество представило договор от 21.01.2019 N 28, заключенный с ООО "Пантер", согласно которому ООО "Пантер" принимает на себя обязательства на проведение работ по обеспечению поверки и ремонту ранее установленных приборов общедомовых узлов учета тепловой энергии указанного МКД в следующем составе: обеспечение поверки тепловычислителя ВТД-В, зав. N 7803; обеспечение поверки ультразвукового расходомера ПАРСУ-СУ-02, зав. N 0174.
По результатам указанных работ ООО "Пантер" подготовило извещения N 000298990/10, согласно которому счетчик СТД вычислитель ВТД-В N 1625-04 на основании результатов периодической поверки признано (признан) не соответствующим установленным в описании типа метрологическим требованиям и непригодным к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (причины непригодности - погрешность показаний выходит за границы допустимых значений; а также N 000298994/10 на расходомер жидкости ультразвуковой "Парус", модели СУ-01, СУ-02 Парус, модели СУ-02, N 37081-08, согласно которому на основании результатов периодической поверки признано (признан) не соответствующим установленным в описании типа метрологическим требованиям и непригодным к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (причины непригодности - не выполняется автоматическая корректировка смещения нуля каналов измерения (5.1.3.3 методики поверки) погрешность показаний выходит за границы допустимых значений (п. 5.1.3 методики поверки).
Доводы о необоснованном характере финансовых затрат в случае, если ремонт по восстановлению работоспособности приборов учета будет носить капитальный характер, с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку действующее законодательство не содержит положении об освобождении от исполнения обязанности в случае необходимости несения финансовых затрат для исполнения требований, установленных правовыми актами.
Контролирующим органом установлено, что ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" выдало технические условия обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКС" о необходимости выполнения реконструкции общедомового узла учета тепловой энергии, а именно: спроектировать и разместить на новой границе эксплуатационной ответственности сетей теплоснабжения новый узел учета тепловой энергии для совместного использования общедомового имущества ввиду того, что ранее установленный (существующий) узел учета тепловой энергии в МКД не может быть допущен в эксплуатацию и принятию к коммерческому учету, в связи с истечением срока службы основных приборов учета узла учета тепловой энергии в МКД (расходомер и тепловычислитель) в 2017 году, что нарушает требования пунктов 6, 7 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1 - 1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Для решения вопроса реконструкции общедомового узла учета тепловой энергии в МКД обществом проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в МКД в форме очно-заочного голосования, оформленное протоколом от 09.11.2018 N 2-2018.
Однако из протокола 09.11.2018 N 2-2018 следует, что в общем собрании принято участие и голосовало 31 процента от общего количества голосов (собственники и их представители в количестве 24 человек, владеющие 1448, 1 кв. метров жилых и нежилых помещений в МКД).
Таким образом, решение по вопросу повестки дня об установке (реконструкции с выносом на границы раздела балансового принадлежности и эксплуатационной ответственности согласно выданным техническим условиям ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар") общедомового коллективного прибора учета тепловой энергии с определением источника финансирования, принято недостаточным числом голосов, а потому не может считаться принятым ввиду отсутствия кворума.
Т.о, обществом не приняты исчерпывающие меры по обеспечению ввода в эксплуатацию и принятию к коммерческому учету ресурсоснабжающей организацией ранее установленного коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в МКД.
Учитывая что, предписание от 08.02.2019 N 10 вынесено правомерно и не нарушает законных прав общества, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований.
В материалы дела представлен протокол заочного голосования собственников помещений в МКД N 36 по ул. Шаумяна г. Туапсе N 2/2019 от 15 мая 2019 года, согласно которому принято решение не устанавливать общедомовой прибор учета теплоснабжения (отопления) с последующим вводом его в эксплуатацию в соответствии с техническими условиями ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар", с последующей оплатой за приобретение, монтаж и ввод в эксплуатацию нового узла учета тепловой энергии за счет дополнительных средств, с предоставлением рассрочки до 6 месяцев.
Однако указанное решение было принято после вынесения оспариваемого постановления.
Доводы общества о неисполнимости предписания от 08.02.2019 N 10 отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку из буквального содержания предписания не следует, что ООО "УК "ЖКС" должны быть предприняты исчерпывающие меры по обеспечению ввода в эксплуатацию и принятие к коммерческому учету ресурсоснабжающей организацией именно ранее установленного коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2019 по делу N А32-7320/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.