г. Вологда |
|
06 августа 2019 г. |
Дело N А13-20289/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 августа 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н., Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вологда Палп" Лутохиной О.Н. по доверенности от 18.11.2018 N 17,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вологда Палп" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 апреля 2019 года по делу N А13-20289/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вологда Палп" (ОГРН 1183525020139; ИНН 3523022727; адрес: 162700, Вологодская область, район Черепоецкий, хутор Рощино, строение 1; далее - ООО "Вологда Палп", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (ОГРН 1103525003900; ИНН 3525237735; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; далее - ТУ Росимущества, управление) о признании незаконными действий по отказу в предоставлении разрешения на вырубку деревьев и кустарников с последующей передачей древесины ТУ Росимущества в Вологодской области, выраженных в письме от 02.11.2018 N 8128, администрации Судского сельского поселения (адрес: 162700, Вологодская область, Череповецкий район, поселок Суда, улица Гагарина, дом 35; далее - администрация) о признании незаконными действий по отказу в выдаче разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений, выраженных в письме от 30.10.2018 N 1031.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного комплекса Вологодской области (ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 27; далее - департамент), Череповецкая межрайонная природоохранная прокуратура (адрес: 162600, город Череповец, улица Сталеваров, дом 42).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30 апреля 2019 года по делу N А13-20289/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права. Полагает, что при наличии отказов от заинтересованных лиц у ООО "Вологда Палп" не остается легальной возможности вырубить древесину, а также обращаться с ней после вырубки. При этом вырубка древесины при отсутствии порядка обращения с вырубленной древесиной может привести к порче древесины, так как заявитель не является специалистом в области обращения с древесиной, и возможности возникновения для заявителя последствий, связанных с уничтожением или повреждением чужого имущества.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило рассмотреть дело в отсутствие представителей и указать в судебном акте конкретный порядок восстановления нарушенных прав заявителя, возложив на департамент обязанность по оценке вырубленной древесины, на управление - обязанность по ее реализации в порядке, аналогичном порядку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2012 N 848 "О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено".
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Управление и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
До принятия апелляционной инстанцией судебного акта по итогам рассмотрения апелляционной жалобы от общества через ресурс "Мой арбитр" поступил отказ от части заявленных требований от 29.07.2019 N исх/8600-19-000040 в части требований к ТУ Росимущества и администрации о предоставлении разрешения на вырубку деревьев и кустарников на земельных участках с кадастровыми номерами 35:22:0203010:129 и 35:22:0203010:155.
Представитель общества в судебном заседании представил уточненный отказ от части заявленных требований от 29.07.2019 N исх/8600-19-000040, поддержал заявленное ходатайство о частичном отказе от заявленных требований, настаивал на правомерности удовлетворения судом первой инстанции остальной части заявленных требований.
Рассмотрев уточненный отказ от части заявленных требований, изучив материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что этот отказ от части заявленных требований подлежит принятию.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
В данном случае частичный отказ от заявленных требований к ТУ Росимущества и администрации о предоставлении разрешения на вырубку деревьев и кустарников на земельных участках с кадастровыми номерами 35:22:0203010:129 и 35:22:0203010:155 подписан представителем ООО "Вологда Палп" Лутохиной О.Н. по доверенности от 08.11.2018 N 17, в которой указаны полномочия названного лица на полный или частичный отказ от исковых требований.
Данный отказ не противоречит закону и иным нормативным правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с этим принимается апелляционной инстанцией в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ отказ истца от иска и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу в указанной части.
При этом одновременно с прекращением производства по делу апелляционная инстанция на основании части 3 статьи 269 АПК РФ отменяет в части отказа от исковых требований решение суда первой инстанции, принятое по данному делу.
Таким образом, суд апелляционной инстанции принимает новый судебный акт о прекращении производства по делу в части отказа в удовлетворении требований общества к ТУ Росимущества о признании незаконными действий по отказу в предоставлении разрешения на вырубку деревьев и кустарников, выраженных в письме от 02.11.2018 N 8128, и к администрации о признании незаконными действий по отказу в выдаче разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений, выраженных в письме от 30.10.2018 N 1031.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, распоряжением Губернатора Вологодской области от 08.10.2018 N 3980-р ООО "Вологда Палп" определено юридическим лицом, имеющим право получить земельные участки в аренду без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта "Строительство целлюлозного завода Суда" на территории Череповецкого муниципального района Вологодской области.
По заявлению общества на основании статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации распоряжением ТУ Росимущества от 23.10.2018 N 229-р ООО "Вологда Палп" выдано разрешение на использование земельного участка площадью 283 400 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером 35:22:0203010:155, земельного участка площадью 711 800 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером 35:22:0203010:129 в целях проведения инженерных изысканий, сроком действия 1 год.
Пунктом 4 указанного разрешения установлено, что выдача разрешения на использование земельного участка не является основанием для вырубки и реализации лесной растительности.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельные участки с кадастровыми номерами 35:22:0203010:155 и 35:22:0203010:129, расположенные по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, сельское поселение Судское, находятся в собственности Российской Федерации и в неразграниченной собственности, относятся к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - земли промышленности), разрешенное использование - производственная деятельность.
По информации заявителя на предоставленных ему земельных участках произрастает древесно-кустарниковая растительность, которую необходимо вырубить для проведения инженерных изысканий, подготовки проектной документации и получения заключения государственной экспертизы. Общий объем вырубаемой древесины составляет 24 423,6 куб.м или 98 189 штук, в том числе сосна, ель, береза, осина и прочие породы деревьев, а также кустарники.
В связи с этим ООО "Вологда Палп" обратилось в ТУ Росимущества с заявлением от 25.10.2018 N 40 о предоставлении разрешения на вырубку деревьев и кустарников, ссылаясь на положения статей 209, 261 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Управление письмом от 12.11.2018 N 8128 сообщило обществу, что ТУ Росимущества не наделено полномочиями по предоставлению разрешения на вырубку деревьев, кустарников и иной растительности, порядок и правила реализации древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях иных категорий, не отнесенных к землям лесного фонда, не установлен.
Одновременно общество обратилось в администрацию с заявлением от 25.10.2018 N 41, в котором просило предоставить разрешение на вырубку деревьев и кустарников для целей проведения инженерных изысканий для последующего возведения объектов капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 35:22:0203010:155 и 35:22:0203010:129 в соответствии с проектом благоустройства территории.
Администрация письмом от 30.10.2018 N 1031 направила обществу отказ в выдаче разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений в связи с тем, что поселение не является собственником земельных участков и находящейся на них древесно-кустарниковой растительности, поэтому не может распоряжаться ими.
Считая действия управления и администрации незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в части признания незаконным отказа ТУ Росимущества, выраженного в письме от 02.11.2018 N 8128, принять решение о судьбе вырубленной древесины в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 упомянутого Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 4 АПК РФ, статьям 11 и 12 ГК РФ заинтересованное лицо обращается в арбитражный суд в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав способами, предусмотренными законом.
На основании статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ. Перечень способов защиты права не является исчерпывающим.
Избрание способа защиты своего нарушенного права является прерогативой истца, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
В статье 1 ГК РФ закреплены основополагающие принципы гражданского законодательства, в их числе принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.
Особенностью рассмотрения дел в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, является характер правоотношений между органом государственной власти (органом местного самоуправления) и лицом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую деятельность. Сущность этих отношений основана на властном подчинении одной стороны другой. При этом признаком ненормативного правового акта, оспариваемого на основании главы 24 названного Кодекса, является наличие в нем предписаний (правил поведения) властно-распорядительного характера, обязательных для лица, которого такой акт касается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение N 432), в соответствии с которым Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также осуществляет полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
В порядке пункта 4 Положения N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 (далее - Положение N 278), определено, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее - Территориальное управление) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Ни Положение N 432, ни Положение N 278 не предусматривают полномочий ТУ Росимущества в сфере использования лесов, определения порядка рубки лесных насаждений и реализации древесины на землях, находящихся в федеральной собственности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 утверждены Правила реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Согласно пункту 2 упомянутого Постановления Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет функции по реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ.
Вместе с тем в отношении рассматриваемых земель промышленности указанный порядок применению не подлежит.
Порядок предоставления разрешения на вырубку деревьев и кустарников на землях промышленности, находящихся в федеральной собственности, с последующей передачей древесины ТУ Росимущества действующим законодательством на момент выдачи ТУ Росимущества письма не предусмотрен.
Судом первой инстанции правомерна отклонена ссылка заявителя на постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.11.2012 по делу N А60-3783/2012, поскольку в названном постановлении изложены иные обстоятельства спора, преюдициального значения для рассматриваемого дела оно не имеет.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В статье 6 ЛК РФ указано, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Частью 1 статьи 16 ЛК РФ определено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
В силу части 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Принятые во исполнение части 3 статьи 16 ЛК РФ и указанные в ней правила, распространяются на земли лесного фонда и не регулируют такие правоотношения для земельных участков иных категорий.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Согласно части 1 статьи 88 упомянутого Кодекса землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 39.33 ЗК РФ регулирует случаи и основания использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, которое в силу подпункта 1 пункта 1 осуществляется в случае проведения инженерных изысканий.
В силу пункта 2 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Пунктом 4 статьи 39.33 упомянутого Кодекса предусмотрено, что указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.
Иных ограничений не предусмотрено.
В статье 39.34 ЗК РФ регламентирован порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 названной статьи разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в целях проведения инженерных изысканий на срок не более одного года.
Действие разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу (пункт 2 статьи 39.34 ЗК РФ).
Пунктом 2 статьи 39.35 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений на использование земель или земельных участков привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков, лица, которые пользовались такими землями или земельными участками, обязаны:
1) привести такие земли или земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием;
2) выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.
Из содержания изложенных норм суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что вопросы, связанные с порядком использования земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности, разрешаются в выдаваемом уполномоченным органом разрешении. Порядок выполнения работ по приведению земельного участка в соответствие с его целевым назначением устанавливается в соответствии с проектом рекультивации земель.
Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 (далее - Постановление N 1244, Порядок N 1244).
Заявителем не оспаривается выданное ему ТУ Росимущества распоряжение от 23.10.2018 N 229-р о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в пункте 4 которого отражено, что выдача данного разрешения не является основание для вырубки и реализации лесной растительности.
Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Приведенные нормы не регулируют порядок выдачи уполномоченным органом разрешений на рубку лесных насаждений на землях промышленности.
Доводы заявителя о том, что отсутствие порядка, регламентирующего предоставление услуги и/или выдачу ненормативного акта, не может и не должно являться основанием для отказа в выдаче такого ненормативного акта и не должно приводить к нарушению прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции признал неправомерными.
Издание органом, осуществляющим публичные полномочия, ненормативного правового акта, принятие решения или совершение действий, не предусмотренных действующим законодательством, регулирующим деятельность этого органа, свидетельствует о совершении таких действий с превышением предоставленных полномочий, что является безусловным основанием для отмены принятых актов.
Как указал суд первой инстанции, доводы заявителя и ответчика о возможности применения к спорным правоотношениям аналогии права и выдачи разрешения в соответствии с порядком, установленным для заготовки и реализации древесины на землях лесного фонда, равно как и ссылки на нормы статей 209 и 261 ГК РФ основаны на гражданско-правовых отношениях и подлежат рассмотрению в исковом порядке с применением норм ГК РФ, регулирующими основания и порядок заключения договоров. В рамках данных отношений орган государственной власти выступает не как публично-административный орган, а как равноправная сторона по договору купли-продажи лесных насаждений.
Следовательно, суд первой инстанции признал, что заявителем выбран ненадлежащий способ защиты права.
Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 N 516 "Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Постановление N 516) предложено Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на предоставление земельных участков, при предоставлении земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в аренду, безвозмездное пользование в соответствующих договорах в качестве условий предусматривать возможность осуществления рубок деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участках, если такая рубка необходима для обеспечения использования земельного участка в соответствии с его видом (видами) разрешенного использования, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением N 516 внесены изменения в Постановление N 1244, в соответствии с которым в заявлении о выдаче разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ, должна быть указана информация о необходимости осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в отношении которых подано заявление, - в случае такой необходимости.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 1244 в редакции Постановления N 516 решение о выдаче разрешения согласование осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в отношении которых выдается разрешение, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (при условии представления заявителем информации, указанной в подпункте "з" пункта 3 настоящих Правил).
Порядок предоставления ТУ Росимущества разрешения на вырубку деревьев и кустарников на землях промышленности, находящихся в федеральной собственности, до введения указанной нормы действующим законодательством не был предусмотрен.
В рассматриваемом случае распоряжение о выдаче разрешения и оспариваемый отказ выданы до внесения указанных изменений.
Общество после принятия Постановления N 516 с заявлением об изменении выданного разрешения и дачи разрешения на использование земельного участка с осуществлением рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, к ответчику не обращалось.
До выдачи такого разрешения при наличии в распоряжении от 23.10.2018 N 229-р запрета на вырубку и реализацию лесной растительности, учитывая, что указанные действия являются следствием выдачи разрешения на рубку растительности, оснований признать незаконным отказ в передаче древесины ТУ Росимущества у коллегии судей не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Общество по платежному поручению от 29.05.2019 N 274 уплатило государственную пошлину в размере 3 000 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
В данном платежном поручении имеется отметка о списании денежных средств за подачу апелляционной жалобы по настоящему делу.
На основании статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 104 АПК РФ предусмотрено, что основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера госпошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина организациями уплачивается в размере 3 000 руб.
Ввиду изложенного при обращении с апелляционной жалобой по настоящему делу обществу следовало уплатить государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. отнесены на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
В связи с этим излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ, статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 апреля 2019 года по делу N А13-20289/2018 отменить в части отказа в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Вологда Палп" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области о признании незаконными действий по отказу в предоставлении разрешения на вырубку деревьев и кустарников, выраженных в письме от 02.11.2018 N 8128, и к администрации Судского сельского поселения о признании незаконными действий по отказу в выдаче разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений, выраженных в письме от 30.10.2018 N 1031.
Производство по делу А13-20289/2018 в указанной части требований прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вологда Палп" (ОГРН 1183525020139; ИНН 3523022727; адрес: 162700, Вологодская область, район Черепоецкий, хутор Рощино, строение 1) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 29.05.2019 N 274 за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-20289/2018
Истец: ООО "Вологда Палп"
Ответчик: Администрация Судского сельского поселения, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области
Третье лицо: Департамент лесного комплекса Вологодской области, Череповецкая межрайонная природоохранная прокуратура