г. Владивосток |
|
08 августа 2019 г. |
Дело N А51-25560/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 августа 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Широких Николая Анатольевича апелляционное производство N 05АП-4806/2019
на решение от 24.05.2019
судьи Н.А. Беспаловой
по делу N А51-25560/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Широких Николая Анатольевича (ИНН 253608349101, ОГРНИП 308253618400022)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третьи лица: администрация г. Владивостока, Управление муниципальной собственности г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду,
при участии:
от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края
администрации г. Владивостока: Присяжнюк С.В., по доверенности от 15.11.2018 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение;
от администрации г. Владивостока: Кириллов М.А., по доверенности от 20.05.2019 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение;
от Управления муниципальной собственности г. Владивостока: Кириллов М.А., по доверенности от 21.05.2019 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: Кириллов М.А., по доверенности от 23.05.2019 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение.
индивидуальный предприниматель Широких Н.А. не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Широких Николай Анатольевич (далее - предприниматель Широких Н.А., заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 11.09.2018 N 20/03/02-06/20ад/5792 и обязании Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить предпринимателю для подписания три экземпляра проекта договора аренды земельного участка, с кадастровым номером 25:28:030004:5070, площадью 93 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Зои Космодемьянской, 28, для целей не связанных со строительством (под размещение торгового павильона) в соответствии со статьей 34 Земельного Кодекса РФ (в ред. от 29.12.2014 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 22.01.2015).
Определением суда от 13.03.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика были привлечены администрация г. Владивостока, Управление муниципальной собственности г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока.
Решением суда от 24.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
В доводах апелляционной жалобы указывает, что охранная зона воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ проходит по запрашиваемому земельному участку, однако в соответствии с заключением специалиста N 1-04/2019 и иным графическим материалам, размещение торгового павильона не будет попадать в границы этих охранных зон. Следовательно, даже согласования размещения торгового павильона с сетевыми организациями не требуется.
Кроме того, на земельном участке, по информации, предоставленной Департаментом, расположена подземная линия электропередачи напряжением 6 кВ (то есть больше 1000 вольт), однако заявитель считает применение Департаментом пункта 9 Правил N 160 необоснованным, так как требования о запрете размещения торговых точек для охранных зон подземных линий не установлены
В отзыве на апелляционную жалобу департамент решение суда считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу предпринимателя не подлежащей удовлетворению.
Предприниматель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, что не препятствовало суду в порядке статьи 156 АПК РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители департамента и администрации на доводы апелляционной жалобы возразили, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20.06.2014 предприниматель Широких Н.А. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка общей площадью 93 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Зои Космодемьянской, 28 для целей не связанных со строительством (под размещение торгового павильона).
Вид разрешенного использования: объекты розничной торговли.
К заявлению была приложена, в том числе Схема расположения земельного участка.
Распоряжением Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 13.11.2014 N 2308 предпринимателю Широких Н.А. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Зои Космодемьянской, 28, площадью 93 кв.м. под размещение торгового павильона (без права уничтожения зеленых насаждений).
15.12.2014 предпринимателем в Департамент подано дополнительное заявление (вх. номер 20-56153) в связи с предоставлением кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030004:5070.
В письме от 13.01.2015 N 20/03/02-06/220 Департамент уведомил предпринимателя о том, что подготовлен проект распоряжения "О предоставлении предпринимателю Широких II.А. земельного участка по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Зои Космодемьянской, 28".
24.06.2015 предпринимателем направлено заявление в Департамент с просьбой предоставить актуальную информацию о рассмотрении заявления вх. номер 20-56153 ввиду того, что указанное распоряжение не было издано.
26.04.2017 предпринимателем Широких Н.А. вновь подано заявление в адрес Департамента с просьбой письменного разъяснения относительно стадии рассмотрения заявления после подготовки проекта распоряжения (вх. N 20 грд-2243).
Письмом от 22.05.2017 N 20огд/2243 Департамент обратился в адрес начальника Управления архитектуры и градостроительства г. Владивостока (2 экземпляр был направлен предпринимателю), в котором Департамент запрашивал информацию о наличии (отсутствии) в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:030004:5070 инженерных коммуникаций.
Письмом от 11.09.2018 N 20/03/02-06/20ад/5792 Департамент сообщил предпринимателю Широких Н.А. о невозможности принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:030004:5070, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Зои Космодемьянской, 28, в аренду для размещении торгового павильона в связи с расположением в границах земельного участка инженерных сетей: подземной линии электропередачи напряжением 6 кВ и воздушных линий электропередачи напряжением 0,4 Кв.
Не согласившись с отказом от 11.09.2018 N 20/03/02-06/20ад/5792, посчитав его незаконным и нарушающим его права и законные интересы, предприниматель Широких Н.А. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) с 01.03.2015 признаны утратившими силу, в том числе нормы статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), которыми был установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу части 3 статьи 34 Закона N 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Как указано выше, в отношении испрашиваемого земельного участка схема его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте территории утверждена 13.02.2015, т.е. до дня вступления в силу Закона N 171-ФЗ.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Результаты рассмотрения заявления предпринимателя о предоставлении земельного участка в аренду оформлены Департаментом письмом от 11.09.2018 N 20/03/02-06/20ад/5792 в котором Департамент сообщил о невозможности принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:030004:5070 для размещении торгового павильона в связи с расположением в границах земельного участка инженерных сетей: подземной линии электропередачи напряжением 6 кВ и воздушных линий электропередачи напряжением 0,4 Кв.
Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов установлен Правилами N 160.
В силу пункта 2 названных Правил, в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Так, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (пункт 8 Правил N 160), в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов (подпункт "б" Правил N 160);
Пунктом 10 "ж" Правил N 160 установлено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).
В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается: размещать торговые точки, стоянки всех видов машин и механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов (подпункты "а", "б" пункта 11 Правил N 160).
Как следует из схемы расположения земельного участка, являющейся приложением к распоряжению от 13.11.2014 N 2308 испрашиваемый земельный участок площадью 33 кв.м расположен в границах технических зон инженерных коммуникаций.
Факт нахождения в границах испрашиваемого земельного участка подземной линии электропередачи напряжением 6кВ и воздушных линий электропередачи напряжением 0,4 кВ подтверждается представленным в материалы дела ответом УГА г. Владивостока от 17.04.2019 N 2-1-7/2540.
Согласно информации УГА г. Владивостока, в границах земельного участка с кадастровым номером: 25:28:030004:5070 проходит воздушная линия электропередачи напряжением 0,4кВ; с северной стороны, в границах участка проходит воздушная линия электропередачи наружного освещения; в центральной части с востока на запад проходит подземная линия электропередачи напряжением 6 кВ.
Указанное свидетельствует о наличии в пределах спорного земельного участка ограничений, предусмотренных Правилами N 160, и, как следствие, о невозможности предоставления земельного участка в аренду.
То обстоятельство, что в границах технических зон воздушной и подземной линии электропередач находится только часть испрашиваемого земельного участка, не имеет значения, поскольку, как верно указано судом первой инстанции, предоставление земельных участков с ограничениями, при наличии которых они не могут быть использованы по целевому назначению (размещение торгового павильона), противоречит целям приобретения прав на земельные участки, установленным законодательством.
Указание заявителя на то, что данные ограничения не создают безусловных препятствий для предоставления спорного земельного участка в аренду, поскольку заключением специалиста N 1-04/2019 подтверждается, что размещение торгового павильона общей площадью 25 кв.м планируется в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:030004:5070 с соблюдением всех градостроительных норм и при размещении объекта на земельном участке зона инженерных коммуникаций затронута не будет, правомерно не принято судом во внимание, исходя из установленных законом ограничений для зон с особыми условиями использования территорий.
Размещение торгового павильона на земельном участке площадью 93 кв.м. в границах которого имеются технические зоны площадью 33 кв.м приведет к созданию угрозы нормального функционирования инженерных сетей, что является недопустимым.
При этом, отсутствие утвержденных в порядке, установленном Правилами N 160 охранных зон объектов электросетевого хозяйства с внесением сведений о данных зонных в Государственный реестр недвижимого имущества, как верно отмечено судом первой инстанции, не влияет на существо рассмотрения данного спора в силу фактического расположения объектов электросетевого хозяйства на земельном участке.
Также, в результате выезда инженерно-геодезической бригады КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", установлено, что в границах земельного участка частично расположен асфальтированный проезд, произрастает растительность.
В силу пункта 12 статьи 1 ГрК РФ к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Территории общего пользования, предназначенные для удовлетворения общественных интересов и пользования неограниченного круга лиц, не могут быть предоставлены в пользование физических или юридических лиц для целей, не соответствующих пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.
Кроме того, предпринимателем инициирована процедура предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, а именно для размещения временного (нестационарного) торгового павильона.
Действующая в период обращения предпринимателя в департамент и на момент рассмотрения представленных документов статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации определяла общий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, не учитывая при этом предполагаемый вид осуществляемой деятельности на таких участках.
Вместе с тем отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, урегулированы нормами Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности).
Пунктом 6 статьи 2 названного Закона дано понятие нестационарного торгового объекта, под которым следует понимать торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов предусмотрены статьей 10 Закона о торговой деятельности в пункте 1 которой указано, что размещение таких объектов в частности на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
На территории г. Владивостока схема размещения нестационарных торговых объектов утверждена постановлением администрации г. Владивостока от 29.03.2013 N 845.
Вместе с тем испрашиваемый предпринимателем земельный участок в указанную схему не включен, что свидетельствует об отсутствии предусмотренных законом оснований для размещения временного торгового павильона на спорном участке.
Суд апелляционный суд принимает также во внимание содержание действующей с 01.03.2015 новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации, в частности подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 и пункта 1 статьи 39.36, согласно которым размещение нестационарных торговых объектов должно осуществляться с учетом особенностей Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" на основании утвержденной органом местного самоуправления соответствующей схемы.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 и пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ в новой редакции, действующей с 01.03.2015, формирование земельного участка под нестационарным торговым объектом не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ департамента вне зависимости от мотивов его принятия не нарушает права и законные интересы предпринимателя, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований с позиции норм главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.05.2019 по делу N А51-25560/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-25560/2018
Истец: ИП ШИРОКИХ НИКОЛАЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Администрация г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, Управление муниципальной собственности г. Владивостока