город Ростов-на-Дону |
|
08 августа 2019 г. |
дело N А32-15933/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель Лысенко А.А. по доверенности от 28.02.2019, удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Сочи и Администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.06.2019 по делу N А32-15933/2019, принятое судьей Любченко Ю.В.,
по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Сочи
при участии третьего лица: Администрации города Сочи
о признании недействительным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о признании недействительным распоряжения администрации города Сочи от 26.03.2018 N 208-р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Сочи.
Решением суда от 04.06.2019 заявленные требования удовлетворены.
Департамент имущественных отношений Администрации города Сочи и Администрация города Сочи подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда первой инстанции по делу отменить и вынести новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что согласно распоряжению департамента от 08.06.2019 N 466-р спорное нежилое здание больницы изъято из оперативного управления муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр внешкольной работы" г. Сочи и включено в состав имущества казны муниципального образования город-курорт Сочи. Акт приема-передачи от 08.06.2018 подписан передающей и принимающей сторонами. В этой связи отсутствует необходимость в отмене распоряжения департамента от 26.03.2018 N 208-р. На спорный объект недвижимости произведена государственная регистрация права муниципальной собственности города Сочи, регистрационный номер 23-23-50/132/2013-236 от 24.04.2013.
В связи с чем, в настоящее время здание находится в безвозмездном пользовании у федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Всероссийский государственный университет юстиции "РПА Минюста России", и осуществить передачу в государственную собственность Краснодарского края не предоставляется возможным.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Департамент имущественных отношений Администрации города Сочи и Администрация города Сочи, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.03.2018 распоряжением Департамента имущественных отношений администрации города Сочи N 208-р объект недвижимого имущества - нежилое здание больницы (корпус N 1), общей площадью 4229,9 кв. м, кадастровый номер 23:49:0202003:4196, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Виноградная, 43/2 изъят из оперативного управления муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Сочи "Городская больница N 4".
Распоряжение Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 26.03.2018 N 208-р "Об изъятии муниципального недвижимого имущества из оперативного управления муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Сочи "Городская больница N 4" и закреплении на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования "Центр внешкольной работы" г. Сочи" (далее -Решение) заявитель считает, что принято с нарушением действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, что в соответствии со ст. 197, 198 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ, дает право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании вышеуказанного Распоряжения недействительным.
Информация о нарушении прав Департамента имущественных отношений Краснодарского края стала известна заявителю из письма министерства здравоохранения Краснодарского края от 29.03.2019 N 48-4645/19-12-05.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
По правилам ч. 1, 2 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. В случаях, предусмотренных Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно п. 1-2 ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено судом, объект недвижимости - нежилое здание больницы (корпус N 1), общей площадью 4229,9 кв. м, кадастровый номер 23:49:0202003:4196, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Виноградная, 43/2 ранее был закреплен на праве оперативного управления за МБУЗ города Сочи "Городская больница N 4" и использовался в целях оказания медицинской помощи населению города Сочи.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации. Указанные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи установлены и подпунктом 21 п. 1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N184-ФЗ).
Таким образом, в связи с принятием Закона N 323 ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи гражданам переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 12 ст. 100 Закона N 323-ФЗ здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 01.01.2013 в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 101 Закона N 323-ФЗ положения ст. 100 названного закона вступают в силу с 01.01.2012.
Спорный объект недвижимости подпадает под условия, указанные в ч. 12 ст. 100 Закона N 323- ФЗ, а именно использовался в целях охраны здоровья, а также находился в муниципальной собственности до дня вступления в силу названного Федерального закона.
Порядок передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность субъекта Российской Федерации определен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, установлен п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 374).
Письмом от 13.09.2013 исх. N 06-367/13-21 Администрация Краснодарского края обращала внимание глав муниципальных образований на недопустимость прекращения вещных прав медицинских организаций на имущество, находящееся на балансе учреждений до момента передачи его в установленном порядке в государственную собственность Краснодарского края.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.03.2018 N 76-р, в том числе, главе муниципального образования город-курорт Сочи в целях передачи муниципальных медицинских организаций предлагалось предоставить в адрес министерства здравоохранения Краснодарского края пакеты документов в соответствии с ПП РФ N 374 в 4 квартале 2018.
На основании представленных документов и в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.12.2018 N 327-р "Об утверждении перечня муниципальных учреждений здравоохранения, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края безвозмездной основе" МБУЗ города Сочи "Городская больница N 4" принято в государственную собственность Краснодарского края.
Предложение о передаче вышеуказанного здания в установленном порядке в адрес министерства здравоохранения Краснодарского края от администрации муниципального образования город-курорт Сочи не поступало.
Таким образом, Распоряжение создает препятствия к осуществлению субъектом Российской Федерации государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации, что нарушает права органов государственной власти Краснодарского края и граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
Кроме того, оставление спорного объекта недвижимости в составе муниципальной собственности повлечет за собой нарушение ряда требований СанПиН 2.1.3.2630 -10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача от 18.05.2010 N 58, и приведет к нарушению прав граждан на благоприятную среду обитания.
Передача имущества носит социальный характер, направленный на повышение уровня благополучия населения в сфере оказания медицинской помощи и охраны здоровья, а также на соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения для лечебных (инфекционных) стационаров.
На основании изложенного, не принимается довод апелляционной жалобы на то, что в настоящее время спорное здание находится в безвозмездном пользовании у федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Всероссийский государственный университет юстиции "РПА Минюста России", так как это не имеет правового значения.
В связи с изложенным, судом первой инстанции заявленные требования правомерно и обоснованно удовлетворены.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2019 по делу N А32-15933/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15933/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СОЧИ, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: Департамент имущественных отношений администрации г. Сочи
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СОЧИ - ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ СОЧИ
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-15933/19
23.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9048/19
08.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11085/19
04.06.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-15933/19