г. Хабаровск |
|
08 августа 2019 г. |
А73-4349/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края: Байнов В.Ю. представитель по доверенности от 29.12.2018;
от общества с ограниченной ответственностью "Самстрой": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СамСтрой"
на решение от 18.06.2019
по делу N А73-4349/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Самстрой"
о привлечении к административной ответственности.
УСТАНОВИЛ:
комитет государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СамСтрой" (ОГРН 1052700270644, ИНН 2724086038) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.06.2019 заявленные требования комитетом удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 18.06.2019 по делу N А73-4349/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Ходатайство ООО "СамСтрой" об отложении судебного заседания не удовлетворено апелляционным судом. Указанная в нем причина признана неуважительной.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель комитета против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.06.2019 по делу N А73-4349/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд считает решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением срока привлечения к ответственности.
Орган государственного строительного надзора, реализуя предоставленные ему Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 полномочия, вправе выдать лицу, осуществляющему строительство, обязательное для исполнения предписание.
Комитетом государственного строительного надзора правительства Хабаровского края 22.12.2016 выдано предписание N С 06-11/2016 (л.д.7) ООО "СамСтрой" об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства "Многоквартирные жилые дома, здания смешанного использования, подземный гараж по ул.Тихоокеанской в Кировском районе г.Хабаровска. Дом N 2", кадастровый номер земельного участка 27:23:00 00 00:0391 (далее - объект). Срок исполнения предписания продлен до 31.12.2018 (л.д.21). По окончании срока исполнения предписания ходатайство о продлении его срока и извещение об устранении нарушений в орган государственного строительного надзора не поступало.
Комитет в результате проверки с 21.01.2019 по 15.02.2019 исполнения п.1, п. 8 - 14, п. 16 указанного предписания установлено следующее:
п. 1. Отсутствует документ (приказ распоряжение) об утверждении застройщиком (техническим заказчиком) проектной документации. Предписано утвердить проектную документацию в установленном порядке, представить отсутствующий документ;
п.8. Изменена этажность здания. В соответствии с рабочей документацией (альбом 2014.016.1500.1502-АР изм.10) количество этажей изменено с 23 до 22 этажей. Данные проектные решения по изменению параметров объекта не прошли экспертизу, не утверждены застройщиком (техническим заказчиком). Предписано пройти дополнительную экспертизу проекта;
п. 9. Аннулирован лифт грузоподъемностью 400 кг. Работы по изменению назначения одной из семи лифтовых шахт (бетонирование участков в уровнях междуэтажных перекрытий, выполнено с 1 по 8 этажи) выполняется при отсутствии проектной документации. Предписывалось устранить выявленное нарушение (выполнить расчет потребности в лифтах, разработать проектные решения, пройти экспертизу проекта, утвердить проект);
п.10. Устройство внутренних инженерных систем отопления, водоснабжения выполняется по неутвержденной проектной документации, не прошедшей экспертизу. Предписывалось устранить выявленное нарушение (пройти экспертизу проекта, утвердить проект в установленном порядке);
п.11. Фактическая прокладка трубопроводов систем отопления, водоснабжения в местах общего пользования на 4, 5, 6, 7 этажах выполнена в потолочной плоскости перекрытия, тогда как проектом предусмотрена прокладка трубопроводов в уровне пола. Предписывалось устранить выявленные нарушения;
п.12. Фактическая прокладка трубопроводов систем отопления в помещениях квартир на 4-7, 12, 16, 17 этажах выполненная в уровне полов, расположена в плане по диагонали помещения, тогда как проектом предусмотрена прокладка трубопроводов по периметру помещений с примыканием к внутренним стенам. Предписывалось устранить выявленные нарушения;
п. 13. Устройство внутренних инженерных систем электроснабжения, вентиляции, пожароохранной сигнализации выполняется при отсутствии проектной документации. Предписывалось устранить выявленное нарушение (внести изменения в проектную документацию, пройти экспертизу проекта, утвердить проект в установленном порядке);
п. 14. Устройство наружной сети теплоснабжения выполняется при отсутствии проектной документации. Предписывалось устранить выявленное нарушение (внести изменения в проектную документацию, пройти экспертизу проекта, утвердить проект);
п. 16. Отсутствует в полном объеме исполнительная документация:
акты освидетельствования выполненных работ с ссылками на чертежи проектной (рабочей) документации, с указанием документов качества примененных материалов и изделий;
исполнительные схемы, съемки с указанием отклонений действительных значений линейных размеров и отметок от соответствующих проектных;
документы качества (паспорта, сертификаты, регистрационные удостоверения) на примененные материалы, изделия, конструкции, в том числе протоколы лабораторных испытаний образцов бетона, подтверждающие соответствие фактических показателей бетона значениям, предусмотренным проектной документацией (прочность на сжатие, морозостойкость, водонепроницаемость);
журналы входного и операционного контроля, оформленные в соответствии с требованиями нормативных документов в области строительства;
журналы работ по устройству внутренних инженерных систем, наружных сетей, зарегистрированные в государственном строительном надзоре, оформленные в соответствии с требованиями нормативных документов в области строительства.
Предписывалось: оформить в полном объеме исполнительную документацию на выполненные работы. Оформление исполнительной документации осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов в области строительства.
При проведении проверки исполнения вышеперечисленных пунктов предписания установлено их невыполнение в установленный срок 31.12.2018, что отражено в акте проверки от 15.02.2019 N С 03-14/2019.
11.03.2019 главным специалистом Хабаровского отдела комитета государственного строительного надзора правительства Хабаровского края в присутствии генерального директора ООО "СамСтрой" составлен в отношении общества протокол N С01-14/2019 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд, который решением от 18.06.2019 привлек ООО "СамСтрой" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ ввиде штрафа 50 000 руб. В соответствии с ч.2 ст.176 АПК РФ дата изготовления судом решения в полном объеме считается датой принятия решения.
В силу части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Состав административного правонарушения общества материалами дела подтверждается. Общество не приняло всех возможных и достаточных мер для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
При этом суд первой инстанции ошибочно применил срок привлечения к ответственности 1 год, указав, что статья 4.5 КоАП РФ устанавливает годичный срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в области градостроительной деятельности.
Между тем, в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Учитывая постановление от 15.01.2019 N 3-П и определение от 26.03.2019 N 823-О Конституционного Суда Российской Федерации, информационное письмо от 04.06.2019 N 7-ВС-3680/19 Верховного Суда Российской Федерации административное правонарушение по ст.19.5 КоАП РФ отнесено к правонарушениям против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений. Предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ срок привлечения исчисляется для правонарушения против порядка управления, т.е. 2 месяца для административного органа, 3 месяца для суда. Кроме того, федеральный законодатель в КоАП РФ предусмотрел самостоятельную административную ответственность за нарушение законодательства в области градостроительной деятельности в качестве прямого объекта посягательства.
На основании изложенного в рассмотренном споре на дату решения суда срок привлечения к административной ответственности истек, что в силу п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция установила основание для отмены судебного акта, предусмотренное статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.06.2019 по делу N А73-4349/2019 отменить.
В удовлетворении заявления Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Самстрой" к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4349/2019
Истец: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "САМСТРОЙ"