город Омск |
|
08 августа 2019 г. |
Дело N А46-3474/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6468/2019) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 05.04.2019 по делу N А46-3474/2019 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Научно-технический комплекс "Криогенная техника" (ИНН 7805730570, ОГРН 1187847209054) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Анненкова Виктория Александровна по доверенности от 05.10.2018 N Исх-ДИО/14874;
от акционерного общества "Научно-технический комплекс "Криогенная техника" - Китова Анастасия Андреевна по доверенности от 09.01.2019 N 210/07,
установил:
Акционерное общество "Научно-технический комплекс "Криогенная техника" (далее - АО "НТО "Криогенная техника", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 104 кв.м, расположенного относительно нежилого здания по адресу: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица 22 Партсъезда, дом 97, оформленное распоряжением от 11.12.2018 N 2629; обязании в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу судебного акта принять решение о предварительном согласовании предоставления Акционерному обществу "Научно-технический комплекс "Криогенная техника" земельного участка, площадью 104 кв. м, расположенного относительно нежилого здания по адресу: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица 22 Партсъезда, дом 97, согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании ранее поданного заявления.
В обоснование заявленного требования Общество указало на необходимость предварительного согласования предоставления земельного участка, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположена часть объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности; испрашиваемый земельный участок необходим Обществу для эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.04.2019 по делу N А46-3474/2019 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что в заявлении о предоставлении испрашиваемого участка без торгов Обществом указано основание, предусмотренное подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), вместе с тем расположенное на земельном участке нежилое здание, принадлежащее Обществу, не является недвижимым имуществом в понимании статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в связи с чем распоряжение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка соответствует законодательству и не препятствует реализации права заявителя на формирование земельного участка под зданием заявителя иным законным способом.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
АО "НТК "Криогенная техника" на праве собственности принадлежит нежилое здание - инженерный корпус с кадастровым номером 55:36:000000:16029, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, д. 97. Указанное здание в пределах основного контура находится на земельном участке с кадастровым номером 55:36:040109:88, площадью 4079 кв.м, разрешенное использование - для размещения производственных зданий, также принадлежащем на праве собственности заявителю.
13.11.2018 АО "НТК "Криогенная техника" обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена (находящегося в муниципальной собственности), без проведения торгов, площадью 104 кв. м, с условным номером 55:36:040109:ЗУ1, расположенного относительно нежилого здания по адресу: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица 22 Партсъезда, дом 97, согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, цель использования земельного участка - эксплуатация объекта недвижимости.
Департамент распоряжением от 11.12.2018 N 2629 отказал заявителю в предоставлении земельного участка на основании пункта 1 статьи 39.16, подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ ввиду того, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, так как на испрашиваемом земельном участке отсутствует объект недвижимости.
Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, АО "НТК "Криогенная техника" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201, статьями 67, 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) пришел к выводу о доказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемого отказа, оформленного распоряжением от 11.12.2018 N 2629, законодательству и нарушении этим отказом прав и законных интересов Общества.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Статьей 1 ЗК РФустановлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Согласно статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, подпункт 6 которого определяет, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьёй 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
То есть, никто, кроме собственника здания, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, сооружением (пункты 5, 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Из положений статьи 39.2 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что отказ Департамента в предварительном согласовании предоставления земельного участка мотивирован ссылкой на подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, так как на испрашиваемом земельном участке отсутствует объект недвижимости.
Вместе с тем, Общество обратилось за предварительным согласованием предоставления земельного участка, необходимым для эксплуатации принадлежащего заявителю на праве собственности объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:000000:16029.
Указанное здание в пределах основного контура находится на земельном участке с кадастровым номером 55:36:040109:88.
При этом, границы земельного участка с кадастровым номером 55:36:040109:88 проходят на расстоянии менее 1 метра от основного контура расположенного на нем здания инженерного корпуса с кадастровым номером 55:36:000000:16029. В то же время размер фактически имеющейся вокруг здания отмостки, защищающей фундамент от размыва, составляет 1 метр, а в местах расположения окон со световыми приямками - до 2 метров.
Таким образом, заявитель, являясь собственником нежилого здания - инженерного корпуса с кадастровым номером 55:36:000000:16029, обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность, без проведения торгов, фактически используемого для эксплуатации здания земельного участка, площадью 104 кв. м, расположенного по адресу: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица 22 Партсъезда, дом 97, и непосредственно прилегающего к указанному зданию и к основному земельному участку с кадастровым номером 55:36:040109:88.
При этом, площадь вновь формируемого земельного участка ограничивается отмостками по стене здания шириной до 2 метров.
В подтверждение (обоснование) границ земельного участка в составе заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка Обществом представлены подготовленная кадастровым инженером Вахрамеевым С.А. схема расположения контура здания с кадастровым номером 55:36:000000:16029 и архитектурных элементов на кадастровом плане территории и архитектурных элементов на кадастровом плане территории, а также письма заявителя от 13.11.2018 N 210/8314 и ООО "РКЦ "Земля" (исполнителя кадастровых работ) от 27.06.2018.
Согласно заключению кадастрового инженера от 21.03.2019 N 40 часть контура здания с кадастровым номером 55:36:000000:16029 - "отмостки" здания и окна со световыми приямками расположены на неразграниченных землях государственной собственности. "Отмостка" необходима для защиты фундамента от внешних воздействий окружающей среды.
Таким образом, Обществом испрашивается земельный участок под объектом недвижимости, принадлежащим ему на праве собственности, а именно под частями данного объекта - "отмостками" здания и окнами со световыми приямками.
Довод Департамента о том, что отмостки не являются объектом недвижимости, не свидетельствует о правомерности оспариваемого отказа.
Строение "отмостка" не относится к объектам недвижимого имущества, вместе с тем "отмостка" конструктивно и функционально связана с объектом недвижимости, является неотъемлемой принадлежностью здания, что следует из статьи 25 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 10 ТР 94.12-99 "Технический регламент операционного контроля качества строительно-монтажных работ при возведении зданий и сооружений", пункта 3.26 СНиП 111-10-75, пункта 2.11.4 приказа Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований", пунктов 4.8.10, 4.10.2.1, 4.1.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Кроме того, в соответствии с заключением кадастрового инженера от 21.03.2019 N 40 на испрашиваемом земельном участке расположены также окна со световыми приямками, являющиеся конструктивным элементом объекта недвижимости.
Таким образом, довод Департамента об отсутствии на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости несостоятелен, поскольку отмостки и окна со световыми приямками, расположенные на испрашиваемом земельном участке, конструктивно и функционально связаны с объектом недвижимости, являются неотъемлемой принадлежностью здания, что свидетельствует о частичном расположении объекта недвижимости на испрашиваемом земельном участке.
Пунктом 4 статьи 11.9. ЗК РФ определено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
При этом предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы правообладатель этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом недвижимости, так и часть, необходимая для его использования.
В рассматриваемом случае материалами дела подверждается, что испрашиваемый земельный участок, площадью 104 кв. м, необходим заявителю для нормальной эксплуатации и обслуживания нежилого здания с кадастровым номером 55:36:000000:16029 (его осмотра, ремонта, уборки снега и наледей и т.д.).
Ранее, при формировании земельного участка с кадастровым номером 55:36:040109:88, в его границы не была включена площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации и обслуживания здания, земельный участок с кадастровым номером 55:36:040109:88 выкупался из федеральной собственности.
При предоставлении иному землепользователю прилегающего к зданию инженерного корпуса земельного участка, фактически занятого отмосткой здания и необходимого для использования здания, из земель, государственная собственность на которые не разграничена, будут нарушены законные права и интересы заявителя как собственника объекта недвижимого имущества (здания инженерного корпуса) по использованию и эксплуатации данного объекта.
В целом, доводы апелляционной жалобы Департамента основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 ПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе Департамента судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамента освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 05.04.2019 по делу N А46-3474/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3474/2019
Истец: АО "Научно-Технический Комплекс "КРИОГЕННАЯ ТЕХНИКА"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5700/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5700/19
08.08.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6468/19
05.04.2019 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-3474/19