город Ростов-на-Дону |
|
07 августа 2019 г. |
дело N А32-53083/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: представитель Зинченко А.В. по доверенности от 09.01.2019, удостоверение N 590 от 05.09.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецтехнострой"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.03.2019 по делу N А32-53083/2018, принятое судьей Д.М. Шкира,
по иску Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к обществу с ограниченной ответственностью "Спецтехнострой"
о возмещении вреда, причиненного водному объекту, как объекту окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Спецтехнострой" (далее - ответчик, общество) сумму вреда, причиненного водному объекту, как объекту окружающей среды в размере 2 854 343,13 рубля.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2019 с ООО "Спецтехнострой" в пользу Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) взыскана сумма вреда, причиненного водному объекту, как объекту окружающей среды в размере 2 854 343,13 рубля. С общества с ограниченной ответственностью "Спецтехнострой" в доход федерального бюджета взыскана сумма государственной пошлины в размере 37 272 рубля.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Спецтехнострой" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ООО "Спецтехнострой", осуществляло перемещение грунта в пределах земельного участка, находящегося в муниципальной собственности г. Сочи, и при этом выполняло работы в рамках муниципального контракта по заданию муниципального заказчика, представляющего интересы собственника данного земельного участка. Каких-либо иных действий, выходящих за пределы условий муниципального контракта, подрядчиком не производилось.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представил отзыв в материалы дела.
В судебное заседание общество с ограниченной ответственностью "Спецтехнострой", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя не обеспечило. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, сотрудниками управления 30.04.2018 был произведен осмотр прибрежной защитной полосы водного объекта - Черное море в г. Сочи Центральном районе пляж Приморский.
В ходе обследования было установлено, что на территории прибрежной защитной полосы водного объекта - Черное море в г. Сочи выявлено использование земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204029:64. На участке размещены отвалы, распределяемые по площади береговой полосы, производится отсыпка края береговой полосы размываемыми грунтами с нарушением природоохранного законодательства.
17.05.2018 для получения информации о классе опасности отхода для окружающей природной среды проведены биотесты на токсичность на двух тест-объектах (Daphnia magna и Scenedesmus quadricauda).
На основании полученных результатов, согласно Приказу МПР РФ от 22.05.2017 N 242 (с измерениями от 28.11.2017), установлено:
- в пробах 236, 238, 239, 241 отход, "Отходы грунта при проведении открытых земляных работ малоопасные", соответствует 4 классу опасности, код 8 11 111 11 49 4 по Федеральному классификационному каталогу отходов.
- в пробах 235, 237, 240, 242, 243/1 отход, "Отходы грунта при проведении открытых земляных работ практически неопасные", соответствует 5 классу опасности, код 8 11 111 12 49 5 по Федеральному классификационному каталогу отходов.
В ходе токсикологического анализа установлено острое токсическое действие водной вытяжки отходов peг. N N 239, 241, выявлена безвредная кратность разбавления водной вытяжки отхода, вызывающая гибель не более 10% тест-организмов Daphnia magna и снижение численности клеток водорослей Scenedesmus quadricauda не более 20% по сравнению с контрольным экспериментом за время экспозиции (1<БКР<10). Водная вытяжка проб отходов per. NN 240, 242, 243, 243/1 - не оказывала острое токсическое действие на тест-организмы Daphnia magna и Scenedesmus quadricauda.
17.05.2018 для определения качественных и количественных показателей, сотрудниками лаборатории ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" произведен отбор проб песчано-гравийной смеси.
В ходе токсикологического анализа установлено острое токсическое действие водной вытяжки отходов per. N N 239, 241, выявлена безвредная кратность разбавления водной вытяжки отхода, вызывающая гибель не более 10% тест-организмов Daphnia magna и снижение численности клеток водорослей Scenedesmus quadricauda не более 20% по сравнению с контрольным экспериментом за время экспозиции (1<БКР<10). Водная вытяжка проб отходов per. NN 240, 242, 243, 243/1 - не оказывала острое токсическое действие на тест-организмы Daphnia magna и Scenedesmus quadricauda.
10.05.2018 сотрудниками управления произведено обследование водоохраной зоны Черного моря в городе Сочи, территория пляжа "Цирк".
В ходе обследования для определения качественных и количественных показателей, сотрудниками лаборатории ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" произведен отбор проб морской воды.
Также обследованием установлено, что площадь загрязненной акватории водного объекта равна 16.629 м 2
Измерения площади, проводились при помощи лазерной линейки control, инвентаризационный номер 1101360009, длина бун составляет 90,5 - 30 м., расстояние между бунами 276 м.
В результате исследования проб обнаружены превышения нормативов ПДК взвешенных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения - Черное моря:
- в пробе N 448 (Черное море, пляж, рядом с насыпью) в 2,5 раза;
- в пробе N 449 (Черное море, пляж, рядом с насыпью при работе трактора) в 12,8 раза.
А также установлены увеличения концентраций взвешенных веществ по отношению к фону - пробе N 447 (Черное море, условно чистая зона (фон), территория пляжа):
- в пробе N 448 (Черное море, пляж, рядом с насыпью) в 2,7 раза;
- в пробе N 449 (Черное море, пляж, рядом с насыпью при работе трактора) в 13,8 раза.
11.05.2018 сотрудниками Управления проведено обследование водоохраной зоны Черного моря в городе Сочи, пляж "Приморский".
В ходе обследования для определения качественных и количественных показателей, сотрудниками лаборатории ФГБУ <<ЦЛАТИ по ЮФО" произведен отбор проб морской воды.
Также обследованием установлено, что площадь загрязненной акватории водного объекта равна 22.365-м 2
Измерения площади, проводились при помощи лазерной линейки control, инвентаризационный номер 1101360009, длина бун составляет 28 - 43 м., расстояние между бунами 630 м.
В результате исследования проб морской воды обнаружены превышения нормативов ПДК загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения -Черное море по взвешенным веществам:
- в пробе N 470 (Черное море, вдоль насыпи, точка N 1) в 5 раз;
- в пробе N 471 (Черное море, вдоль насыпи, точка N 2) в 7,9 раза;
- в пробе N 472 (Черное море, вдоль насыпи, точка N 3) в 4,5 раза;
А также выявлено увеличение содержания взвешенных веществ по отношению к условному фону - пробе N 473:
- в пробе N 470 (Черное море, вдоль насыпи, точка N 1) в 5 раз;
- в пробе N 471 (Черное море, вдоль насыпи, точка N 2) в 7,9 раза;
- в пробе N 472 (Черное море, вдоль насыпи, точка N 3) в 4 раза.
В ходе проведения административного расследования от 30 апреля 2018 года N 0153/4/160/ПР/2018, был выявлен факт загрязнения акватории Черное море.
Песчано-гравийная смесь, в результате которой образуются твердые взвешенные частицы, является источником загрязнения акватории Черного моря в районе земельных участков с (кадастровыми номерами 23:49:0204029:64 (территория пляж Приморский); 23:49:0302010:77, 23:49:0302014:25, 23:49:0302014:30, 23:49:0302014:1003, 23:49:0302014:29 (территория Цирк)).
Именно действия ООО "Спецтехнострой" на территории прибрежной защитной полосы водного объекта - Черное море, города Сочи на земельных участках с кадастровыми номерами 23:49:0204029:64, 23:49:0302010:77, 23:49:0302014:25, 23:49:0302014:30, 23:49:0302014:1003, 23:49:0302014:29, а именно работы на галечной поверхности, не имеющей твердого основания с применением строительной техники, привели к нарушению природоохранного законодательства.
Размер вреда, причиненного водному объекту РФ вследствие нарушения природоохранного законодательства, в результате проведения работ по изменению дна и берега водного объекта, примыкающего к территории пляж Приморский Центрального района г. Сочи составил 1 384 100 рублей 04 копейки (один миллион триста восемьдесят четыре тысячи сто рублей четыре копейки).
Размер вреда, причиненного водному объекту РФ вследствие нарушения природоохранного законодательства, в результате проведения работ по изменению дна и берега водного объекта, примыкающего к территории пляж Цирк Центрального района г. Сочи составил 1.470 243 рубля 09 копеек. (один миллион четыреста семьдесят тысяч двести сорок три рубля 09 копеек).
Требования "О добровольном возмещении вреда" N 01-17/1449 от 11.07.2018, N 01-17/1450 от 11.07.2018 и определение об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 27.06.2018 были направлены в адрес ООО "Спецтехнострой" посредством почты. Согласно отчету об отслеживании отправлений 17.07.2018 произошла неудачная попытка вручения.
Требования "О добровольном возмещении вреда" N 01-17/1449 от 11.07.2018 N 01-17/1450 от 11.07.2018 и определение об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 27.06.2018 были повторно направлены в адрес ООО "Спецтехнострой" посредством почты. Согласно отчету об отслеживании отправлений 15.08.2018 и 04.09.2018 также произошли неудачные попытки вручения.
Ответчик не оплатил указанную сумму, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Согласно части 3 статьи 50 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие деятельность, связанную с возможностью негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду, обязаны обеспечивать экологически безопасное производство, транспортировку, использование, хранение, размещение и обезвреживание микроорганизмов, разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду.
Пункт 1 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относит моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие).
Согласно части 2 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица, осуществляющие проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения.
Согласно статье 64 Водного кодекса Российской Федерации в целях охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны всоответствии с законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно пункту 2 части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: размещение отвалов размываемых грунтов.
Согласно части 1 статьи 66 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами
На основании статьи 77 ФЗ "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 -юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Как определено статьей 77 ФЗ "Об охране окружающей среды" под вредом понимается загрязнение, истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов, деградация и разрушение естественных природных ландшафтов и иного нарушения законодательства, т.е. любое негативное воздействие на окружающую среду, а в нашем случае конкретно на водный объект.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
Таким образом, загрязнение окружающей среды и негативное воздействие на окружающую среду являются сопоставимыми и идентичными понятиями, указывающими на то, что загрязнение и негативное изменение происходит только при попадании загрязняющего вещества в окружающую среду в ходе осуществления лицом хозяйственной и иной деятельности.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Из материалов дела следует, что согласно ответу Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 18.05.2018 Муниципальное казенное учреждение города Сочи "Управление капитального строительства" состоит в договорных отношениях, согласно муниципального контракта на выполнение работ: "Выполнение неотложных работ по устранению заторов и наносов в русле реки Кепша в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуации, сложившийся на территории села Кепша Адлерского внутригородского района города Сочи из-за активизации оползневых процессов и селевых сходов в результате выпадения обильных продолжительных осадков 12 февраля 2018 года" N 05/ЧС от 27.04.2018 с подрядной организацией ООО "Спецтехнострой",
Согласно данному контракту Муниципальный заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя выполнение неотложных работ по устранению заторов и наносов в русле реки Кепша в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории села Кепша Адлерского внутригородского района города Сочи из-за активизации оползневых процессов и селевых сходов в результате выпадения обильных продолжительных осадков 12 февраля 2018 года, в соответствии с настоящим контрактом, а также приложениями к нему, являющимися его неотъемлемой частью, именуются в дальнейшем по тексту контракта - работы или работы по объекту.
Согласно приложению N 4 к муниципальному контракту N 05/ЧС от 27.04.2018 в рамках муниципального контракта N 03-ЧС от 13.03.2018, подрядной организацией производятся аварийно-спасательные работы в рамках муниципального контракта по извлечению песчано-гравийной смеси из устья реки с перемещением на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности с кадастровым номером 23:49:0511001:360.
Учитывая, что терриконы, образованные из песчано-гравийной смеси расположенные по краям границ земельного участка и в случае ливневых продолжительных дождей создают риск обвала обратно в устье реки, что приведет к повторному образованию затора и затопления населенного пункта, целесообразно организовать перемещение песчано-гравийной смеси с участка земли с кадастровым номером 23:49:0511001:360 на участки земли находящиеся в муниципальной собственности с кадастровыми номерами: (23:49:0204029:64 (территория пляж Приморский); 23:49:0302010:77, 23:49:0302014:25, 23:49:0302014:30, 23:49:0302014:1003, 23:49:0302014:29 (территория пляж Цирк)).
Именно действия ООО "Спецтехнострой" на территории прибрежной защитной полосы водного объекта - Черное море, города Сочи на земельных участках с кадастровыми номерами 23:49:0204029:64, 23:49:0302010:77, 23:49:0302014:25, 23:49:0302014:30, 23:49:0302014:1003, 23:49:0302014:29, а именно работы на галечной поверхности, не имеющей твердого основания с применением строительной техники, привели к нарушению природоохранного законодательства.
Размер вреда, причиненного водному объекту РФ вследствие нарушения природоохранного законодательства, в результате проведения работ по изменению дна и берега водного объекта, примыкающего к территории пляж Приморский Центрального района г. Сочи составил 1 384 100 рублей 04 копейки (один миллион триста восемьдесят четыре тысячи сто рублей четыре копейки).
Размер вреда, причиненного водному объекту РФ вследствие нарушения природоохранного законодательства, в результате проведения работ по изменению дна и берега водного объекта, примыкающего к территории пляж Цирк Центрального района г. Сочи составил 1.470 243 рубля 09 копеек. (один миллион четыреста семьдесят тысяч двести сорок три рубля 09 копеек).
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, заявителем осуществлялось, в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87 "Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства".
Расчет вреда причиненного водному объекту РФ вследствие нарушения природоохранного законодательства, судом проверен и признан верным.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме в размере 2 854 343,13 рубля.
Ссылка общества на решения судов общей юрисдикции не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку указанные судебные акты не имеют преюдициального значения по отношению к настоящему делу.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2019 по делу N А32-53083/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53083/2018
Истец: Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "Спецтехнострой"