г. Киров |
|
08 августа 2019 г. |
Дело N А29-4194/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дьяконовой Т.М.,
судей Сандалова В.Г., Шаклеиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - генерального директора Колосюка Д.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.06.2019 по делу N А29-4194/2019, принятое судом в составе судьи Босова А.Е.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Колди Групп" (ИНН: 1101058457, ОГРН: 1161101054003)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ИНН: 1101486727, ОГРН: 1101101000780),
о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Колди Групп" (далее - истец, ООО "Колди Групп") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - ответчик, ТУ Росимущества) о взыскании 1133770 руб. задолженности по государственному контракту от 22.01.2018 N ГК 01-2/2018 ХрКИ.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.06.2019 исковые требования удовлетворены.
ТУ Росимущества, не согласившись с принятым решением, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, в комплекс услуг входили действия по приему, транспортировке, разгрузке, погрузке, размещению на площадке хранения имущества, цена контракта растягивается на протяжении всего действия контракта, а не только считается, что это цена за хранение. К отношениям сторон не подлежит применению правовая позиция, изложенная в пункте 23 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Заявитель апелляционной жалобы явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие его представителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.01.2018 между ТУ Росимущества (заказчик) и ООО "Чистоход" (исполнитель, правопредшественник ООО "Колди групп") заключен государственный контракт на оказание услуг по приему и хранению конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, а также вещественных доказательств, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, на территории Республики Коми N ГК 01-2/2018 ХрКИ.
В силу пункта 1.2 госконтракта исполнитель принимает на себя обязательства по поручениям заказчика оказывать услуги по приему и хранению конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, а также вещественных доказательств, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, на территории Республики Коми, в соответствии с условиями контракта, включая возможные работы, определенно не упомянутые в контракте, но необходимые для получения конечного результата.
Объем имущества, планируемый к передаче на хранение в течение срока действия контракта, составляет 200 куб. м (пункт 1.4 госконтракта).
В пункте 1.9 госконтракта установлены сроки оказания услуг - со дня заключения, но не ранее 01.01.2018, по 31.12.2018 либо до достижения цены контракта.
В соответствии с пунктом 2.1 (в редакции дополнительного соглашения от 13.07.2018) цена контракта составляет 763400 руб., является предельной суммой, которую может оплатить заказчик за оказанные услуги.
В силу пункта 12.2 госконтракт прекращается по истечении его срока, а также в связи с досрочным исполнением обязательств по контракту.
Согласно пункту 12.6 госконтракт считается исполненным при достижении цены контракта, установленной пунктом 2.1.
Ответчиком подписаны акты приема-сдачи услуг, выставленные истцом счета за январь-июнь 2018 года оплачены (л.д. 26-41). Кроме того, ответчиком подписан акт от 20.07.2018 N 9 (л.д. 44-45).
Письмом от 20.11.2018 N 01-17/3772-01 (л.д. 87) ТУ Росимущества возвратило истцу без подписания и оплаты акты и счета за июль-октябрь 2018 года (л.д. 46-86), сославшись на окончание срока исполнения контракта.
Истцом в адрес ответчика направлено требование о погашении задолженности по государственному контракту (л.д. 89).
Неисполнение ответчиком требований об оплате оказанных услуг хранения послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, пришел к выводу об обоснованности требований истца, в связи с чем взыскал с ответчика заявленную сумму.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 886 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
На основании пункта 1 статьи 896 ГК РФ вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 23 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснил, что не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате оказания услуг в целях удовлетворения государственных нужд при превышении максимальной цены государственного контракта в случаях, когда из существа обязательства (например, договор хранения) следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение при превышении его максимальной цены.
В соответствии с прямым указанием закона, если по истечении срока хранения находящаяся на хранении вещь не взята обратно поклажедателем, услуги по дальнейшему хранению вещи подлежат оплате (пункт 4 статьи 896 ГК РФ), поскольку вызваны неисполнением поклажедателем своих обязательств по договору и являются вынужденными для хранителя.
Исчерпание предельной цены государственного контракта в таком случае не может влечь отказ в удовлетворении требования об оплате фактически оказанных по вине заказчика услуг хранения в соответствии с порядком расчета стоимости хранения, предусмотренным договором.
Равным образом истечение срока действия государственного (муниципального) контракта при наличии неисполненных обязательств не может влечь их прекращение (статья 425 ГК РФ). Поклажедатель обязан оплатить услуги хранения имущества, оказанные по истечении срока действия государственного (муниципального) контракта, в соответствии с порядком расчета стоимости хранения, предусмотренным договором, в том числе если это повлечет за собой увеличение предельной цены контракта.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждено, что имущество, переданное на хранение по государственному контракту от 22.01.2018 N ГК 01-2/2018 ХрКИ, в спорный период находилось на хранении у истца и из обладания последнего не выбывало.
Данный факт ответчиком не оспаривается.
Доказательства уплаты задолженности в сумме 1133770 руб. за период хранения июль-октябрь 2018 года ответчиком в материалы дела не представлены.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал требования истца обоснованными и взыскал с ответчика стоимость услуг за фактическое хранение имущества.
Довод ответчика о том, что к рассматриваемой ситуации не могут быть применимы положения пункта 23 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, так как услуга, оказываемая по контракту является комплексной, не может быть признан обоснованным.
Действительно, пунктом 4.4.11 госконтракта предусмотрена обязанность исполнителя по обеспечению погрузки-разгрузки имущества при его приеме, размещения на хранение и выдаче.
Вместе с тем данные работы производятся исполнителем для обеспечения конечного результата - хранения имущества, переданного ответчиком.
Вознаграждение исполнителя рассчитано исходя из объема переданного на хранение имущества и времени хранения и не поставлено в зависимость от оказания дополнительных услуг.
Таким образом, обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм права, с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (пункт 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.06.2019 по делу N А29-4194/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Дьяконова |
Судьи |
В.Г. Сандалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4194/2019
Истец: ООО Колди Групп
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3508/20
14.01.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6619/19
08.08.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5785/19
14.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4194/19