г. Саратов |
|
08 августа 2019 г. |
Дело N А12-10967/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Пузиной
судей М.А. Акимовой, С.Г. Веряскиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожокарём А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченный ответственностью "Царицынский комбинат" (400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 181, оф. 205, ИНН 3443134256, ОГРН 1173443004965)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июня 2019 года по делу N А12-10967/2019 (судья Л.В. Кострова)
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (344037, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. 20-я линия, д. 43, ИНН 6163072891, ОГРН 1056163009957)
о привлечении общества с ограниченный ответственностью "Царицынский комбинат" (400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 181, оф. 205, ИНН 3443134256, ОГРН 1173443004965) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от Общества - представитель Кобцева И.В. по доверенности от 25.03.2019
от административного органа - представитель Габитова С.Ш. по доверенности от 14.01.2019,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее административный орган, Управление, Россельхознадзор) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченный ответственностью "Царицынский комбинат" (ИНН 3443134256, ОГРН 1173443004965) (далее ООО "Царицынский комбинат", Общество) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.06.2019 заявленные требования удовлетворены, ООО "Царицынский комбинат" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
ООО "Царицынский комбинат", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.06.2019, производство по делу об административном правонарушении прекратить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при отборе и исследовании продукции ГОСТ 31694-2012 применен неверно, поскольку не предназначен для исследования колбасной продукции. Непроведение повторного отбора проб свидетельствует об отсутствии доказательств совершения правонарушения по ч.1 ст. 14.13 КоАП РФ. У Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и республике Калмыкия отсутствуют полномочия для проведения отбора проб готовой мясной продукции на предмет выявления антибиотиков. Процедура проведения проверки и отбора проб осуществлена с существенными нарушениями. При проведении проверки не соблюдены требования Закона N 294-ФЗ.
В судебное заседание явились, представители ООО "Царицынский комбинат" и Россельхознадзора.
Информация о времени и месте судебного разбирательства размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждается отчетом о публикации.
Представитель ООО "Царицынский комбинат" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит обжалуемое решение суда отменить.
Представитель административного органа, считает обжалуемое решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене, по основаниям, изложенным в представленном отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционная коллегия не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения, поданной по делу апелляционной жалобы в силу следующего.
Предметом заявленных требований является привлечение ООО "Царицынской комбинат" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, 27.11.2018 г. в 14 ч. 10 мин. по адресу г. Волгоград ул. Историческая, д. 181, в рамках государственного задания N 081 -00022-18-03 от 29.10.2018, на основании распоряжения о проведении внеплановой проверки N ВС-00298 от 07.11.2018 г., при согласовании с прокуратурой Волгоградской области от 08.11.18г., государственным инспектором отдела ветеринарного контроля и надзора Пономаревым А.В. в присутствии начальника службы качества Толмачевой В.В., отобрана проба колбасы варено-копченой "Сервелат", мясной продукт категории "А" упаковано под вакуумом, выработано по ГОСТ Р 55455-2013 "Колбасы варено-копченые. Технические условия" (декларация соответствия ЕАЭС NRU D-RU.AE37.В.00251/18). Составлен акт отбора проб N 1058596, проба упакована в сейф-пакет N 16148396, контрольная проба сейф-пакет 16148395 хранится у владельца продукции. Согласно маркировке продукт изготовлен и упакован 20.11.2018, изготовитель ООО "Царицынский комбинат". На партию продукции объемом 20,09 кг оформлен производственный ветеринарный сертификат N 1093108939.
При проведении исследований в ФГБУ "Ростовский референтный центр Росселъхознадзора", согласно экспертизе N 09834 от 10.12.2018 г., СИРАНО событие N 34902-2018 от 10.12.2018 г. 12 ч. 35 мин., в образце выявлен антибиотик тетрациклиновой группы: установленное значение 0,0487 мг/кг, норматив - не допускается (<0,01) - Приложение 3 к ТР ТС 021/2011.
Административным органом установлено, что обществом с ограниченной ответственностью "Царицынский комбинат" для изготовления пищевого продукта колбаса варено-копченая "Сервелат" использовано сырье животного происхождения, полученное от продуктивных животных, которые подвергались воздействию лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных. Обществом выпущен в обращение на рынок пищевой продукт, не соответствующий требованиям технических регламентов ТР ТС 021/2011, ТР ТС 034/2013, представляющий потенциальную угрозу для жизни и здоровья потребителей.
По факту выявленных нарушений 26.03.2019 в отношении ООО "Царицынский комбинат", в присутствии представителя Кобцевой И.В. по специальной доверенности от 04.12.2018, составлен протокол N 02/0-02-194/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Царицынский комбинат" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что событие и состав административного правонарушения, вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с примечанием к данной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье, статьях 14.46.2 и 14.47 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объектом правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции.
Статья 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определяет технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 (далее - ТР ТС 034/2013) устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, храпения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются продукты убоя и мясная продукция (мясные и мясосодержащие колбасные изделия), а также процессы производства, хранения, перевозки, реализации, утилизации продуктов убоя и мясной продукции (подпункт "а, б" пункта 2 ТР ТС 034/2013).
Принятый ТР ТС 034/2013 устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Данный технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продуктов убоя и мясной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на продукты убоя и мясную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Согласно пунктам 9, 12, 13 ТР ТС 034/2013 - продукты убоя и мясная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется. Не допускается обращение на рынке государств-членов продуктов убоя и мясной продукции, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется. Продукты убоя и мясная продукция, находящиеся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должны быть безопасны.
Пункту 59 ТР ТС 034/2013 закреплено, что продукты убоя, используемые при производстве мясной продукции, должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента и технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
Кроме того, статья 5 ТР ТС 021/2011 устанавливает правила обращения на рынке - пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно части 1 и части 3 статье 13 ТР ТС 021/2011 продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым.
Непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения должно быть получено от продуктивных животных, которые не подвергались воздействию натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных.
Из материалов дела следует, что ООО "Царицынский комбинат" осуществляет производство колбасных изделий (код ОКВЭД 10.13.2).
При проведении исследований в ФГБУ "Ростовский референтный центр Росселъхознадзора", согласно экспертизе N 09834 от 10.12.2018 г., СИРАНО событие N 34902-2018 от 10.12.2018 г. 12 ч. 35 мин., в образце выявлен антибиотик тетрациклиновой группы: установленное значение 0,0487 мг/кг, норматив - не допускается (<0,01) - Приложение 3 к ТР ТС 021/2011.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ООО " Царицынский комбинат" ссылается на ненадлежащие исследование взятых 27.11.2018 образцов проб. При исследовании колбасы (готового продукта) не подлежал применению ГОСТ 31694-2012, который применим только в отношении не переработанной продукции.
Указанные доводы апелляционной коллегией не принимаются в силу следующего.
Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" принято понятие, что пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу.
Технический регламент Таможенного союза. О безопасности мяса и мясной продукции, принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 (далее - TP ТС 034/2013) устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются: продукты убоя и мясная продукция (в том числе мясные и мясосодержащие колбасные изделия), а также процессы производства, хранения, перевозки, реализации, утилизации продуктов убоя и мясной продукции (п.п "а, б" п.2 TP ТС 034/2013).
Из материалов дела следует, что исследования проводились административным органом по ГОСТ 31694-2012. Продукты пищевые, продовольственное сырье. Метод определения остаточного содержания антибиотиков тетрациклиновой группы с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектором. Данный стандарт устанавливает метод идентификации и количественного определения остаточного содержания антибиотиков тетрациклиновой группы в молоке, молочной продукции, яйцах, яичном порошке, меде, органах и тканях животных в продуктах переработки мясного сырья, мяса птицы, субпродуктах, в том числе птичьих, рыбе, нерыбных объектах и продукции из них с использованием высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием в диапазоне измерений от 1,0 до 1000,0 мкг/кг.
Согласно п. 6.1.1 ГОСТ 31694-2012 отбор проб проводят в соответствии с методическими указаниями по отбору проб пищевой продукции с целью лабораторного контроля качества и безопасности, утвержденными на территории государства, принявшего стандарт.
Кроме того, отбор проб производился согласно ГОСТ 9792-73 "Колбасные изделия и продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц. Правила приемки и методы отбора проб", который распространяется на фаршированные, варено-копченые, полукопченые, вареные, сырокопченые, сырые, ливерные и кровяные колбасы, мясные хлеба, сосиски, сардельки, продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц (вареные, варено-копченые, копчено- запеченные, запеченные, жареные и сырокопченые), бекон соленый в полутушах, а также зельцы, студни, холодец и паштеты и устанавливает правила приемки н методы отбора проб для определения основных показателей.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), а также Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, где непосредственно в п. 77 и п. 426 вышеуказанных Перечней включен ГОСТ 9792-73 в соответствии с которым и был выполнен отбор пробы колбасы варено-копченая "Сервелат".
Кроме того, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.05.2014 N 81 утвержден Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) и осуществления оценки соответствия продукции, где в пункте 114 обозначен ГОСТ 9792-73.
Проба направлена в Испытательный центр ФГБУ "Ростовский референтный центр Россельхознадзора", который аккредитован в национальном органе аккредитации Росаккредитация - аттестат аккредитации NRA.RU.21ПЛ76 от 20.05.2016.
Таким образом, исследования мясной продукции Общества проведены лабораторией в полном соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза и иных нормативных актов в установленной сфере деятельности.
Основания предполагать, что результаты испытаний являются не достоверными и не устанавливают наличие в мясной продукции общества лекарственного средства для ветеринарного применения (антибиотики тетраниклнновой группы), у суда апелляционной инстанции отсутствуют. Доказательств подтверждающих такую недостоверность не представлено.
К доводам ООО "Царицынский комбинат" об осуществлении должного контроля качества продукции и сырья, проверке каждой партии сырья, наличию ветеринарных свидетельств, суд апелляционной инстанции относится критически, поскольку представленные поставщиками сырья ветеринарные свидетельства (ветеринарно-сопроводительные документы) на продукцию животноводства подтверждают лишь безопасность мяса - сырья в эпизоотическом отношении, в том числе о проведенной иммунизации по заболеваниям ящур, сибирская язва, об исследованиях животных на бруцеллез, туберкулез, а также экспертизы на финноз, трихинеллез, цистеркоз.
Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 (Зарегистрирован Минюстом России 30.12.2016, регистрационный N 45094) утверждены "Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях" (далее - Ветеринарные правила).
Ветеринарными правилами в п. 1 установлено, что правила разработаны в целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольной продукции и животных, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее - подконтрольные товары), подтверждения эпизоотического благополучия территорий, мест производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных, и обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров при их производстве, перемещении и переходе права собственности на них и устанавливают формы и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД), за исключением форм и порядков оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Под эпизоотическим состоянием понимается ветеринарно-санитарная обстановка на определенной территории в конкретно указанное время, характеризующееся наличием болезней животных, их распространением и уровнем заболеваемости (п. 2.1.9 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союз, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317).
Доводы ООО "Царицынский комбинат" о том, что по протоколам испытаний N 1-3488/19 от 22.04.2019, которые представлены обществом суду, об отсутствии выявления каких либо отклонений по показателям безопасности, в том числе по антибиотикам в продукции комбината, являются несостоятельными, поскольку на исследование были предоставлены иные образцы несоотносимые с датой отбора первоначальных проб 27.11.2018.
Нарушение требований технических регламентов Таможенного союза недопустимо и составляет определенную угрозу, поскольку разработаны регламенты в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей мяса и мясной продукции относительно их назначения и безопасности.
Факт выявления лекарственных средств для ветеринарного применения в мясной продукции для ветеринарного применения в мясной продукции, в связи с приемом сырья, содержащего антибиотики тетрациклиновой группы, и изготовлением мясной продукции, свидетельствуют о недостаточных мерах, принятых обществом при производстве для выпуска в обращение безопасной мясной продукции и нарушении изготовителем требований технических регламентов.
Представленная обществом суду программа производственного контроля также свидетельствует о том, что обществом достаточных и необходимых мер для проверки безопасности мясного сырья при производстве продукции предпринято не было.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что прием сырья и изготовление мясной продукции (колбаса варено-копченая "Сервелат"), содержащей остатки лекарственных средств для ветеринарного применения (антибиотики тетрациклиновой группы), свидетельствуют о нарушении ООО "Царицынский комбинат" требований технических регламентов, и, следовательно, о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Доводы общества об отсутствии у Россельхоза надзора полномочий для осуществления контроля качества готовой продукции, являются несостоятельными в виду следующего.
Пунктом "б" Постановления Правительства РФ от 14.12.2009 N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля" установлено, что нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организация такого контроля осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с их полномочиями по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении следующих объектов ветеринарного надзора: продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь *и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках; деятельность юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение продукции животного происхождения, указанной в абзаце втором настоящего подпункта.
Из материалов дела усматривается и ответчиком не оспаривается, что ООО "Царицынский комбинат" осуществляет деятельность по переработке продукции животного происхождения.
Пункт 1 Приказа МСХ РФ от 17.10.2016 N 744 "Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Россельхознадзором мероприятий по государственному контролю (надзору) и порядка его ведения" утвержден Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении ветеринарного надзора, (Приложение N 1), в котором включены Решение Комиссии "Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011 в части статьей 5, 6 главы I, главы 3, 4, 6; а также Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" ТР ТС 034/2013 в части главы I, II, IV - XI, XIV.
Кроме того, п. п. "а" п. 4 Положения о государственном ветеринарном надзоре утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 предусмотрено, что Федеральный государственный надзор осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фигосанитарному надзору и ее территориальные органы: в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, предметом которой являются предназначенные для вывоза, ввезенные и перемещаемые транзитом через таможенную территорию Таможенного союза товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" (далее - Решение Таможенного союза, подконтрольные товары); в отношении подконтрольных товаров при осуществлении ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления; в отношении подконтрольных товаров при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Согласно Единому перечню товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" под кодом 1601 00 включены "Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе".
Таким образом, федеральный государственный надзор осуществляет федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и территориальные органы в отношении подконтрольных товаров (товаров под кодом "1601 00") при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Согласно п. 8.1.3 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 04.10.2012 N 527 (Зарегистрировано в Минюсте России 08.02.2013 N 26921) определено, что: Управление на территории, установленной в соответствии со схемой размещения, осуществляет государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пределах своей компетенции.
Согласно подпункту "б"" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 987 "О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов", федеральный государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется органами Россельхознадзора в отношении пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов сырых, яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства).
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" пунктами 3, 4, 6 определено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения" в соответствии с Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" определено, что Министерству сельского хозяйства Российской Федерации необходимо обеспечить организацию и ведение мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов (далее именуется - мониторинг).
При этом под мониторингом понимается система наблюдения, анализа, оценки качества и безопасности пищевых продуктов (п. 2 Положения о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 883).
Из изложенного следует, что за Россельхознадзором закреплены полномочия по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Доводы общества об отсутствии у Управления полномочий для проведения отбора проб готовой мясной продукции на предмет выявления антибиотиков суд находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Пункт 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94 "О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)" устанавливает общие принципы обеспечения безопасности животных и продукции животного происхождения, которые включены в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 (далее - Единый перечень товаров), ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза с территорий третьих стран, перемещаются с территории одного государства - члена Таможенного союза (далее - государство- член) на территорию другого государства-члена, при их изготовлении (производстве), переработке, транспортировке и (или) хранении, а также организации аудита официальных систем надзора третьих стран и совместных проверок (инспекций) организаций и лиц, участвующих в Изготовлении (производстве), переработке, транспортировке и (или) хранении Подконтрольных товаров (продукции), и принятия гарантий.
В единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317, включены:
колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе.
Таким образом, проверенная продукция входит в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317, в связи с чем, довод общества об отсутствии у управления полномочий на проведение отбора проб подлежат отклонению.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2017 N 308-АД17-4613 по делу N А53-16306/2016.
ООО "Царицынский продукт" в апелляционной жалобе заявлен довод о нарушениях Управлением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Приказа Россельхознадзора от 31.10.2018 N 1235 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного ветеринарного надзора".
Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения о проведении внеплановой проверки N ВС-00298 от 07.11.2018 г., при согласовании с прокуратурой Волгоградской области от 08.11.18г., Управлением Россельхознадзора проведена внеплановая проверка ООО "Царицынский комбинат" в период с 15.11.18г. по 12.12.18г.
Распоряжение о проведении проверки вручено директору Общества 15.11.18г., что подтверждается его подписью на распоряжении.
По результатам проверки составлен акт проверки от 06.12.18г., с которым ознакомлен директор Общества, что подтверждается его подписью на акте проверки.
Таким образом, законный представитель Общества был надлежащим образом извещен о проведении проверки.
Проверка согласована с прокуратурой Волгоградской области, о чем свидетельствует решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 08.11.16г.
Согласно ч.2 ст. 13 Закона N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказания услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Основанием к возбуждению дела об административном правонарушении стал результат исследования пробы по протоколу испытаний N 09834 от 10.12.18г., согласно которому в продукции обнаружены антибиотики тетрациклиновой группы.
Отбор проб проводился не в рамках процедуры, предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Проба была отобрана 27.11.18г. в рамках внеплановой выездной проверки.
Каких-либо грубых нарушений порядка проведения мероприятий по контролю со стороны административного органа из материалов дела не усматривается.
Данные, полученные в ходе указанных мероприятий, являются достаточными для возбуждения на основании положений статьи 28.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении.
Таким образом, порядок привлечения ООО "Царицынский комбинат" к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.
При определении меры наказания судом первой инстанции учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершенному деянию.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются судом апелляционной инстанции по вышеуказанным основаниям.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.06.2019 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июня 2019 года по делу N А12-10967/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-10967/2019
Истец: СТАРШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСПЕКТОР ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО РОСТОВСКОЙ, ВОЛГОГРАДСКОЙ И АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТЯМ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ ПУДАК АНАТОЛИЙ ВИКТОРОВИЧ
Ответчик: ООО "ЦАРИЦЫНСКИЙ КОМБИНАТ"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО РОСТОВСКОЙ, ВОЛГОГРАДСКОЙ И АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТЯМ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ