город Ростов-на-Дону |
|
06 августа 2019 г. |
дело N А53-232/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от истца - Чубенко А.В. по доверенности от 04.06.2019,
от ответчика - Шрейдера А.А. лично, Лучинкина Г.П. по доверенности от 07.02.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2019 по делу N А53-232/2019 (судья Хворых Л.В.),
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шрейдеру Алексею Андреевичу
о взыскании части гранта в размере 449 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шрейдеру Алексею Андреевичу (далее - ответчик, предприниматель, ИП Шрейдер А.А.) о взыскании части гранта в размере 449 500,00 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация Кагальницкого района Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе министерство просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что Шрейдером А.А. в соответствии с пунктом 2.3 соглашения приняты обязательства, в том числе по исполнению в полном объеме мероприятий по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства, определенных бизнес-планом, при соблюдении ветеринарных, санитарно-защитных, градостроительных норм и правил фитосанитарных (карантинных) мероприятий, правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения Ростовской области (подпункт 2.3.10). В соответствии с разделом 7 Бизнес-плана (стр. 20) организационный и календарный планы реализации проекта по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства по разведению крупного рогатого скота мясного направления включает в себя: приобретение производственного помещения, приобретение молодняка КРС, строительство выгульных площадок. Производственная деятельность по мясному животноводству в КФХ Шрейдера А.А. не ведется, поголовье сельскохозяйственных животных отсутствует. Фактически ответчиком исполнен один пункт из мероприятий, определенных Бизнес-планом, - приобретено производственное помещение. Следовательно, ответчиком в нарушение положений статьи 162 БК РФ не обеспечена результативность использования бюджетных ассигнований, предусмотренных на вышеуказанные цели, поскольку крестьянское (фермерское) хозяйство не функционирует, производственная деятельность по разведению крупного рогатого скота мясного направления не ведется. Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований -в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Предоставление грантовой поддержки в рамках постановления Правительства Ростовской области от 01.06.2012 N 480 осуществлялось с целью развития крестьянского (фермерского) хозяйства Шрейдера А.А. Предоставив средства гранта, министерство вправе было ожидать дальнейшего развития хозяйства ответчика и внесения вклада в развитие экономики региона. Однако цели предоставления гранта Шрейдером А.А. достигнуты не были: поголовье сельскохозяйственных животных не приобретено, деятельность по мясному животноводству не ведется, крестьянское (фермерское) хозяйство не развивается.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Шрейдер А.А. и его представитель не согласились с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в мае 2016 года индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шрейдер Алексей Андреевич обратился в министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области с заявлением на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 1 483 350 рублей.
В целях получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства Шрейдер А.А. в составе заявки на получение гранта в числе прочих необходимых документов представил в министерство бизнес-план по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства по разведению крупного рогатого скота мясного направления от 20.05.2016.
По результатам рассмотрения представленных документов и проведения конкурсного отбора конкурсной комиссией министерства было принято решение о предоставлении Шрейдеру А.А. средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в общей сумме 1 483 350,00 рублей.
25.05.2016 между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Шрейдером Алексеем Андреевичем (получатель) и администрацией Кагальницкого района (администрация района) в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 01.06.2012 N 480 "О Правилах предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на их бытовое обустройство" (далее - Постановление N 480) заключено соглашение о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство N 131.
Министерство перечислило Шрейдеру А.А. на его расчетный счет, открытый в РРФ ОАО "Россельхозбанк", денежные средства в размере 1 483 350 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 27.05.2016 N 106926 на сумму 124 601,40 рублей и от 30.05.2016 N 494164 на сумму 1 358 748,60 рублей.
В ходе проводимого министерством мониторинга освоения грантополучателями средств государственной поддержки установлено, что за период освоения (с 30.05.2016 по 30.11.2017) Шрейдером А.А. средства гранта использованы на 30,30%, что соответствует сумме 449 500 рублей.
Министерство в адрес Шрейдера А.А. направило претензию от 16.01.2018 N 34.5/41, в которой потребовало возвратить неиспользованные средства гранта в сумме 1 033 850 рублей в течение 20 рабочих дней с даты получения претензии.
Указанная претензия от 16.01.2018 N 34.5/41 получена ответчиком 25.01.2018, что подтверждается уведомлением о вручении заказной корреспонденции.
Кроме того, министерством направлено письмо в РРФ АО "Россельхозбанк" от 16.01.2018 N 34.5/40 об обеспечении возврата средств гранта ответчика в сумме 1 033 850 рублей в областной и федеральный бюджеты.
Дополнительно министерством 23.01.2018 в адрес ответчика и РРФ АО "Россельхозбанк" направлены письма с уточненными реквизитами для обеспечения возврата средств гранта (исх. NN 34.5/100 и 34.5/103).
Указанное письмо от 23.01.2018 N 34.5/100 получено ответчиком 31.01.2018, что подтверждается уведомлением о вручении заказной корреспонденции.
Денежные средства в общей сумме 1 033 850,00 рублей перечислены ответчиком министерству на его расчетный счет, что подтверждается платежными поручениями от 30.01.2018 N 21383, N 31458.
Администрацией Кагальницкого района 30.07.2018 осуществлен выезд в крестьянское (фермерское) хозяйство ответчика. По результатам проверки установлено, что производственная деятельность по мясному животноводству не ведется, отсутствует поголовье сельскохозяйственных животных, имущество, приобретенное с использованием средств гранта, не застраховано. Данные факты отражены в акте мониторинга сохранности имущества, приобретенного с использованием средств гранта ИП главой КФХ Шрейдер Алексей Андреевич от 30.07.2018, составленным в присутствии ответчика.
Указывая на то, что обязательства, принятые ответчиком согласно пункту 2.3 соглашения, не выполнены в полном объеме, средства гранта в размере 449 500 рублей ответчиком в установленный срок не были реализованы, ссылаясь на нарушение предпринимателем условий соглашения, Министерство в адрес Шрейдера А.А. направило претензию от 09.08.2018 N 34.5/1241, в которой потребовало возвратить средства гранта в сумме 449 500 рублей в течение 20 рабочих дней с даты получения претензии.
Оставление претензии без ответа и удовлетворении послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Поскольку соглашение о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство N 131 от 25.05.2015 предполагает расходование бюджетных средств на предоставление гранта, отношения сторон подлежат регулированию нормами бюджетного законодательства.
В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 2 указанной статьи установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий (п. 5 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
В силу статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).
Согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 утверждены "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на поддержку начинающих фермеров" (далее - Правила N 166, действовавшие на момент заключения соглашения).
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил N 166 грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - это средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Программой.
Гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяются в целях создания и развития на территориях сельских поселений и межселенных территориях субъекта Российской Федерации крестьянского (фермерского) хозяйства, включая:
приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям электро-, водо-, газо- и теплоснабжения, дорожной инфраструктуре;
приобретение сельскохозяйственных животных;
приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
приобретение удобрений и ядохимикатов.
В случае использования начинающими фермерами полученного гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства на цели, не предусмотренные настоящими Правилами, средства, составляющие сумму гранта, подлежат возврату в соответствующий бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац 3 пункта 4 Правил N 166).
Из материалов дела следует, что ИП Шрейдер А.А. получил бюджетные средства в сумме 1 483 350,00 рублей, за счет средств гранта - 449 500,00 рублей и собственных средств в размере 50 500,00 рублей предпринимателем у СПК "Прогресс" было приобретено помещение по адресу: Ростовская область, Кагальницкий район, пос. Малиновка, ул. Докучаева, 2б, площадью 939,9 кв. м.
Денежные средства в общей сумме 1 033 850,00 рублей перечислены ответчиком министерству на его расчетный счет, что подтверждается платежными поручениями от 30.01.2018 N 21383, N 31458.
Согласно пункту 2.3.10 соглашения получатель обязан:
Исполнить в полном объеме мероприятия по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства, определенные бизнес-планом, при соблюдении ветеринарных, санитарно-защитных, градостроительных норм и правил фитосанитарных (карантинных) мероприятий, правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения Ростовской области (пункт 2.3.10 соглашения).
Все активы, приобретенные за счет гранта, зарегистрировать в установленном законодательстве порядке на территории Ростовской области и использовать только в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 2.3.11 соглашения).
Страховать в течение 5-ти лет приобретаемое имущество:
- сельскохозяйственную технику и оборудование, автотранспорт - в течение 2-х месяцев с даты их приобретения;
сельскохозяйственных животных - не позднее 2-х месяцев с даты их приобретения (воспроизводства) (пункт 2.3.12 соглашения).
Создать в соответствии с действующим законодательством в течение 18 месяцев с даты поступления средств гранта и единовременной помощи 3 постоянных рабочих места согласно бизнес-плану со среднемесячной заработной платой работников не ниже 1,2 величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Ростовской области (пункт 2.3.13 соглашения).
Министерство указывает на то, что предпринимателем не ведется производственная деятельность по мясному животноводству, отсутствует поголовье сельскохозяйственных животных, имущество, приобретенное с использованием средств гранта, не застраховано.
Вместе с тем, как следует из акта мониторинга от 17.01.2019, составленного по результатам проверки, имущество, приобретенное с использованием средств гранта, оприходовано, имеется в наличии, инвентарные номера соответствуют данным инвентарной книги. Имущество застраховано (хотя условия соглашения (пункт 2.3.12) не содержат условий о страховании недвижимости), что подтверждается полисом N ES0397085 (срок страхования 15.02.2017 по 14.02.2018), полисом N ES0680518 (срок страхования с 21.08.2018 по 20.08.2019).
В рамках дела N А53-10152/2018 судом установлено, что в ноябре 2016 года ИП КФХ Шрейдер А.А. создал в КФХ три рабочих места с окладом в 12 500 рублей, что подтверждается штатным расписанием от 13.11.2016, и подал заявку в Центр занятости Кагальницкого района Ростовской области.
Из письма N 154 от 04.06.2018 ГКУ РО "Центр занятости населения Кагальницкого района" следует, что от ИП КФХ Шрейдер А.А. имелись три вакансии "животновод" и "сторож". Дата поступления вакансии "сторож" - 04.09.2017, даты подтверждения вакансий - 27.09.2017, 29.09.2017. Вакансия снята - 02.10.2017. Дата поступления вакансии "животновод" - 27.09.2017, даты подтверждения вакансий - 05.10.2017, 15.11.2017. Вакансия снята - 15.01.2018.
Поскольку в силу объективных причин такие работники не были найдены, ответчиком самостоятельно были заключены трудовые договоры от 10.10.2017 со следующими работниками: Шрейдер Н.И., должность - сторож, с Шрейдер В.А., должность - скотник, с Шрейдер С.В., должность - разнорабочий. Вышеуказанные лица в 2017 году производили работы по охране здания и прилегающей территории, ремонту здания, заготовке и складированию кормов (сена и соломы). Заработная плата работников в соответствии с пунктами 8.1 договоров составляла 12 500 рублей.
05.03.2018 ответчиком заключены трудовые договоры с Шрейдер Н.И., должность - сторож, с Шрейдер В.А., должность - скотник, с Шрейдер С.В., должность - разнорабочий. Заработная плата работников в соответствии с пунктами 8.1. договоров составила 12 500 рублей.
Кроме того, невозможность осуществления деятельности по мясному животноводству, приобретение поголовья сельскохозяйственных животных, вызвана невозможностью предпринимателем использовать земельный участок, на котором расположено приобретенное им недвижимое имущество.
Принимая во внимание вышеизложенное суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что министерство не представило доказательств того, что средства гранда использованы предпринимателем с нарушением условий соглашения N 131 от 25.05.2016, обоснованности взыскания суммы субсидии, израсходованной на цели, соответствующей целям субсидирования, связанным с развитием малого предпринимательства, в связи с чем отказал в удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2019 по делу N А53-232/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-232/2019
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
Ответчик: Шрейдер Алексей Андреевич