г. Киров |
|
07 августа 2019 г. |
Дело N А28-15655/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дебора"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 15.05.2019 по делу N А28-15655/2018, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дебора" (ОГРН 1034316564094; ИНН 4345033276)
к Министерству лесного хозяйства Кировской области (ОГРН 1074345003963; ИНН 4345164254)
о признании незаконным решения об отказе в заключении нового договора аренды лесного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дебора" (далее - заявитель, Общество, ООО "Дебора") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Министерству лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 19.09.2018 N 5774-58-04-14, об отказе в заключении договора аренды лесного участка и об обязании заключить договор аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 15.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Дебора" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, суд первой инстанции необоснованно не применил закон, подлежащий применению, а именно статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в редакции от 01.03.2017, ошибочно полагая, что реализация Обществом права на заключение договора аренды на новый срок была возможна в 2014 году. ООО "Дебора" указывает, что суд первой инстанции в обжалуемом решении сделал незаконный вывод о том, что поскольку подписание договора аренды от 05.11.2008 N 13-13 было связано с переоформлением ранее возникших арендных правоотношений, то установленный в договоре от 05.11.2008 срок аренды не мог превышать срока действия, установленного в договоре от 29.09.2004 (до 30.09.2014). Заявитель обращает внимание на то, что обжалуемое решение не содержит выводов о недействительности (ничтожности) договора аренды от 05.11.2008, последний признавался сторонами действующим и законным, в том числе в части срока действия, исполнялся надлежащим образом до окончания срока действия 02.12.2018. ООО "Дебора" считает, что с учетом обстоятельств настоящего дела, подтверждающих срок действия первоначально заключенного на торгах договора аренды более 10 лет, вывод суда об отсутствии у заявителя права требовать заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов на основании статьи 74 ЛК РФ не обоснован.
Министерство представило мотивированный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергло доводы Общества, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.06.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25.06.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.09.2004 ФГУ Куменский лесхоз (арендодатель) и ООО "Дебора" (арендатор) на основании распоряжения Правительства Кировской области от 30.06.2004 N 186 и протокола о результатах лесного конкурса от 30.08.2004 заключили договор N 13 на аренду участка лесного фонда (далее - договор аренды от 29.09.2004) общей площадью 667 га, кадастровый номер 43:00:000000:0032:011, кварталы N 6-8, 11-12, 17-19 Верхобыстрицкого лесничества (л.д. 39-47).
Срок действия договора определен сторонами с момента государственной регистрации по 30.09.2014 (раздел 3 договора).
Лесной участок передан арендатору на основании передаточного акта (л.д.48). На договоре аренды от 29.09.2004 имеется отметка о государственной регистрации сделки от 30.11.2004, регистрационный номер 43-01/03-404/2004-422; свидетельство о государственной регистрации серия 43АБ N 402363.
В целях приведения договора аренды участков лесного фонда от 29.09.2004 N 13 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 05.11.2008 между Департаментом лесного хозяйства Кировской области (переименованным в Министерство лесного хозяйства Кировской области) (арендодателем) и ООО "Дебора" (арендатором) на основании распоряжения Департамента лесного хозяйства Кировской области от 06.05.2008 N 91 "О приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договоров аренды участков лесного фонда" и протокола о результатах лесного конкурса от 30.08.2004 заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, N 13-13 (далее - договор аренды от 05.11.2008), по условиям которого арендатору во временное пользование передан лесной участок площадью 667 га, местоположение: Кировская область, Куменский район, Куменское лесничество, Верхобыстрицкое участковое лесничество, кварталы 6-8, 11,12,17-19; условный номер лесного участка: 43-43-01/271/2008-420, учетная запись в государственном лесном реестре N13.15-2008-04.
Договор лесного участка зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 02.12.2008 за номером 43-43-01/601/2008-443.
Лесной участок передан арендатору на основании акта приема-передачи от 05.11.2008.
В соответствии с пунктом 20 договора аренды от 05.11.2008 он заключен на срок десять лет с даты его государственной регистрации.
03.09.2018 арендатор обратился в Министерство с заявлением о заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов.
Письмом от 19.09.2018 Министерство отказало в заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов по мотивам неоднократного нарушения условий договора аренды от 05.11.2008 (невыполнения лесохозяйственных мероприятий, несвоевременной оплаты арендной платы), а также со ссылкой на пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
Полагая, что решение об отказе в заключении договора, выраженное в письме от 19.09.2018, не соответствует закону и нарушает права заявителя, ООО "Дебора" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).
Как было указано выше, основанием для обращения ООО "Дебора" в арбитражный суд послужило принятие Министерством решения об отказе в предоставлении лесного участка по договору аренды на новый срок без проведения торгов.
В силу пунктов 1, 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 ЛК РФ.
Частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев заключения договоров аренды лесного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, а именно в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Положениями части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень случаев заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
- лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов (пункт 1);
- лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет (пункт 2).
В части 2 статьи 74 ЛК РФ названы условия, при совокупности которых арендаторы имеют право на заключение договора аренды лесного участка на новый срок:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Таким образом, арендатор лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе претендовать на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов при наличии совокупности условий, предусмотренных статьей 74 ЛК РФ.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Как было указано выше, 03.09.2018 ООО "Дебора" на основании статьи 74 ЛК РФ направило в адрес Министерства заявление о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов сроком на 10 лет. В качестве основания подачи заявления Общество указало договор аренды от 05.11.2008 N 13-13.
19.09.2018 по результатам рассмотрения указанного заявления Министерство со ссылкой на пункт 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ в заключении договора аренды на новый срок без торгов заявителю отказало.
В период до 01.10.2015 статья 72 ЛК РФ предусматривала, что арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок (часть 5).
В силу части 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 ЛК РФ.
В рассматриваемом случае первоначальный договор аренды от 29.09.2004 Министерство заключило с Обществом, распространив срок его действия на период с момента государственной регистрации договора (30.11.2004) по 30.09.2014.
В последующем данный договор был приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации на основании частей 1, 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ, названные выше стороны подписали договор от 05.11.2008 N 13-13.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, устанавливал особый порядок переоформления ранее заключенных договоров на новые договоры без проведения аукциона по правилам статьи 74 ЛК РФ.
В период действия Приказа N 258 и после признания его утратившим силу (приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2011 N 927) действующее законодательство не предусматривало возможность изменения условий договора аренды лесного участка по соглашению сторон, в том числе не предполагало изменения срока действия ранее заключенного договора.
Подписание договора от 05.11.2008 N 13-13 было связано с переоформлением ранее возникших арендных правоотношений на основании договора аренды от 29.09.2004 N 13, в этой связи установленный в переоформленном договоре срок аренды не мог превышать срока действия, установленного в договоре от 29.09.2004.
Следовательно, в силу требований части 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ, после истечения срока договора, приведенного в соответствие с ЛК РФ, у заявителя отсутствует право на заключение договора аренды на новый срок, минуя процедуру торгов.
Судом первой инстанции справедливо отмечено, что сфера действия нормы части 5 статьи 72 ЛК РФ ограничена условиями пункта 5 части 4 Закона N 201-ФЗ. Указанная норма подлежала применению лишь к тем договорам аренды, которые изначально до их переоформления были заключены на срок более десяти лет.
Учитывая изложенное, ссылка Общества на действующую редакцию статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (с 01.03.2017), согласно которой арендатор имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов, правомерно признана судом первой инстанции несостоятельной.
Указанная норма не применима к правоотношениям сторон, возникшим на основании договора заключенного по результатам лесного конкурса, впоследствии приведенного в соответствие с требованиями ЛК РФ.
Доводы заявителя о том, что договор аренды был заключен на срок более 10 лет, подлежит отклонению как противоречащий материалам дела. Как было указано выше, договор от 05.11.2008 был заключен в целях приведения в соответствие с ЛК РФ, в этой связи условие о сроке действия такого договора не могло быть изменено относительно первоначально заключенного договора от 29.09.2004.
Принимая во внимание придание законодателем переоформленным договорам той же юридической силы, что и договорам, заключенным после вступления в силу ЛК РФ, период фактического пользования лесным участком, вопреки доводам Общества, не имеет правового значения для определения срока действия договора, исчисляемого с момента его государственной регистрации и не может порождать для заявителя преимущественных прав по отношению к третьим лицам.
Установив приведенные выше обстоятельства и основываясь на положениях названных норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по истечении срока действия договора аренды лесного участка от 05.11.2008 N 13-13 заключение сторонами нового договора аренды было возможно только по результатам проведения торгов, в связи с чем отказ Министерства от заключения с заявителем договора аренды является правомерным.
Данный вывод подтверждается разъяснениями пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды", согласно которому в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации) договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 15.05.2019 по делу N А28-15655/2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, а также пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1 500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на заявителя.
При подаче апелляционной жалобы заявитель по платежному поручению от 07.06.2019 N 13 уплатил государственную пошлину в размере 3 000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 15.05.2019 по делу N А28-15655/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дебора" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дебора" (ОГРН 1034316564094; ИНН 4345033276) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 07.06.2019 N 13.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-15655/2018
Истец: ООО "Дебора"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Кировской области