г. Москва |
|
07 августа 2019 г. |
Дело N А41-3214/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Семушкиной В.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Гумашвили М.А.,
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: Садиков С.Л., представитель по доверенности от 04.06.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Комби" на решение Арбитражного суда Московской области от 08.05.2019 по делу N А41-3214/19, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению ООО "Комби" к Комитету по управлению имуществом города Лыткарино об обязании заключить договор аренды без проведения торгов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КОМБИ" обратилось в арбитражный суд к Комитету по управлению имуществом города Лыткарино с исковым заявлением со следующими требованиями (с учетом уточнений):
1) Признать действия Комитета по управлению имуществом города Лыткарино в части отказа от 13.12.2018 за N 2206 заключить договор аренды земельного участка на условиях, изложенных в ранее заключенном сторонами договоре аренды земельного участка с кадастровым номером 50:53:010102:64, площадью 116,0 кв.м, (в том числе под павильон 53 кв.м.), расположенный по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Песчаная от 27.11.2008, без проведения конкурса незаконными;
2) Обязать Комитет по управлению имуществом города Лыткарино заключить новый договор аренды земельного участка площадью 116,0 кв.м., расположенного по адресу; Московская область, г. Лыткарино, ул. Песчаная, без проведения конкурса, на тех же условиях, на которых был заключен договор аренды земельного участка от 27.11.2008.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.05.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Посчитав отказ в иске неправомерным, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его оттенить и удовлетворить заявленные требования.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Комитета по управлению имуществом возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 27.11.2008 между Комитетом по управлению имуществом г. Лыткарино и ОАО "КОМБИ" был заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с которым ОАО "КОМБИ" был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:53:010102:64 площадью 116,0 кв.м. (в том числе под павильоном 53 кв.м.), расположенный по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Песчаная, предназначенный под установку остановочного пункта, совмещенного с торговым павильоном, на срок с 27.11.2008 по 26.11.2011.
ООО "КОМБИ" в адрес Комитета по управлению имуществом города Лыткарино направлено заявление о заключении нового договора аренды земельного участка площадью 116,0 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Песчаная, без проведения конкурса, на тех же условиях, на которых был заключен договор аренды земельного участка от 27.11.2008.
ООО "КОМБИ" получило отказ от Комитета по управлению имуществом города Лыткарино в заключении нового договора аренды.
Считая отказ Комитета незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции об отказе в иске.
Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Статьей 39.14 Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов города Лыткарино Московской области от 19.11.2008 N 651/61 "О согласовании предоставления в аренду земельных участков" постановлено: согласовать предоставление в аренду ОАО "КОМБИ" земельного участка, относящегося к категории - земли населенных пунктов, площадью 116,0 кв.м, с кадастровым номером 50:53:010102:64 под установку остановочного пункта, совмещенного с торговым павильоном по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Песчаная, сроком на 3 года.
Согласно Распоряжению Главы города Лыткарино Московской области от 27.11.2008 N 789-р "О предоставлении ОАО "КОМБИ" в аренду земельного участка, расположенного в городском округе Лыткарино Московской области", в связи с отказом индивидуального предпринимателя Новохацкого В.М. прекратить аренду земельного участка, относящегося к категории - земли населенных пунктов, площадью 0,005 га, занимаемого остановкой общественного автотранспорта с торговым павильоном-магазином по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Песчаная, Комитету по управлению имуществом г. Лыткарино было предложено расторгнуть с индивидуальным предпринимателем Новохацким В.М. договор аренды земельного участка от 31.12.1999 и предоставить в аренду ОАО "КОМБИ" земельный участок, относящийся к категории - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 50:53:010102:64 площадью 116,0 кв.м, (в том числе под павильоном 53 кв.м.), под установку остановочного пункта, совмещенного с торговым павильоном, по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Песчаная и заключить с ОАО "КОМБИ" договор аренды указанного земельного участка.
27 ноября.2008 года между Комитетом по управлению имуществом г. Лыткарино и ОАО "КОМБИ" был заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с которым ОАО "КОМБИ" был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:53:010102:64 площадью 116,0 кв.м, (в том числе под павильоном 53 кв.м.), расположенный по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Песчаная, предназначенный под установку остановочного пункта, совмещенного с торговым павильоном, на срок с 27.11.2008 по 26.11.2011.
ООО "КОМБИ" в адрес Комитета по управлению имуществом города Лыткарино направлено заявление о заключении нового договора аренды земельного участка площадью 116,0 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Песчаная, без проведения конкурса, на тех же условиях, на которых был заключен договор аренды земельного участка от 27.11.2008.
ООО "КОМБИ" получило отказ от Комитета по управлению имуществом в заключении нового договора аренды земельного участка площадью 116,0 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Песчаная, без проведения конкурса на тех же условиях, на которых был заключен договор аренды земельного участка от 27.11.2008.
Как указывает заявитель, в соответствии с пунктом 3.1.3 договора аренды земельного участка от 27.11.2008 арендатор по окончании срока договора при прочих равных условиях имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
В соответствии пунктом 4 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Московской области от 13.03.2018 по делу N А41-1664/18 установлено, что с 27.07.2016 Комитет по управлению имуществом отказался от договора аренды.
Судом установлено, что в силу закона (ст. 610 ГК РФ) указанный выше договор аренды считается прекращенным с 27.07.2016.
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, ООО "Комби" не является лицом, которое вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов.
При указанных обстоятельствах, оценив в совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание обстоятельства, установленные при разрешении арбитражным судом дела N А41-1664/18, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований о возложении на Комитет по управлению имуществом города Лыткарино обязанности заключить новый договор аренды земельного участка площадью 116,0 кв.м., расположенного по адресу; Московская область, г. Лыткарино, ул. Песчаная, без проведения конкурса, на тех же условиях, на которых был заключен договор аренды земельного участка от 27.11.2008.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, сводящиеся к несогласию с выводами суда первой инстанции, рассмотрены арбитражным апелляционным судом и отклонены, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-1664/18 установлено, что с 27.07.2016 Комитет по управлению имуществом отказался от ранее действующего договора аренды от 27.11.2008.
Т.е, судом установлено, что в силу закона (ст. 610 ГК РФ) указанный выше договор аренды считается прекращенным с 27.07.2016.
Таким образом ссылка истца на положения ст. 621 ГК РФ, которыми установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, является необоснованной.
Кроме того, решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-17986/18 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:53:0010102:64 (г. Лыткарино, ул. Песчаная) расположена самовольная постройка - павильон-магазин площадью 64,3 кв.м, являющаяся капитальным строением.
Законодатель установил, что лишь в том случае, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (ст. 445 ГК РФ).
Согласно ст. 39.6 "Земельного кодекса Российской Федерации" граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 Кодекса) при наличии в совокупности следующих условий:
- заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
- исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
- ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
- на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.2 основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Указанные выше положения закона содержат исчерпывающий перечень условий и обстоятельств, при наличии которых, в данном рассматриваемом случае, ответчик обязан заключить договор аренды без проведения торгов.
Истец ссылается на положения Федерального закона "О защите конкуренции".
Однако часть 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции прямо предусматривает, что указанный в части 1 статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 39.36 ЗК РФ конкретизировано, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 381-ФЗ установлено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 данного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок организации торговой деятельности на территории городского округа Лыткарино, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулируется Решением Совета депутатов г. Лыткарино Московской области от 20 июля 2017 года N 233/24 "Об организации нестандартной торговой деятельности на территории городского округа Лыткарино Московской области".
Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа Лыткарино Московской области осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, разработка и утверждение которой осуществляется в соответствии с настоящим "Положением.
В силу пункта 1.3 Положения размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа Лыткарино Московской области осуществляется по результатам проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Лыткарино Московской области, который проводится после утверждения схемы в установленном порядке. Порядок организации и проведения аукциона регламентируются отдельным Положением.
В соответствии с пунктом 1.4 "Положения основанием для размещения нестационарного торгового объекта на территории городского округа Лыткарино Московской области является схема и договор на размещение нестационарного торгового объекта или иной договор, заключенный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой.
На основании пункта 4.1 Положения право на размещение нестационарного специализированного торгового объекта прекращается в случаях, предусмотренных договором, а также в случае прекращения хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке своей деятельности.
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа Лыткарино Московской области осуществляется по результатам проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.05.2019 по делу N А41-3214/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
В.Н. Семушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-3214/2019
Истец: ООО "КОМБИ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ Г.ЛЫТКАРИНО