г. Ессентуки |
|
5 августа 2019 г. |
Дело N А61-5718/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.07.2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05.08.2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., при участии в судебном заседании от Управлению Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания - Джиоева В.В. (доверенность N 13-18 от 22.10.2018), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2018 по делу N А61-5718/2018 (судья Коптева М.Б.),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд РСО-Алания обратилось Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания (далее - ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания, РКБ, заявитель, Заказчик) с заявлением о признании недействительными решения и предписания по делу N А241-08/18 от 29.08.2018, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - УФАС по РСО-Алания, антимонопольный орган), о признании ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания нарушившей пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Определением суда от 16.10.2018 к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "СПЕКТРОМЕД" (далее - ООО "СПЕКТРОМЕД"), Управление Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление по закупкам РСО-Алания).
Решением от 10.12.2018 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда от 10.12.2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу РКБ просит оставить решение суда от 10.12.2018 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
В Единой информационной системе в сфере закупок Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд 20.08.2018 были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0310200000318002037 (далее - Аукцион) на поставку медицинского оборудования и Документация для проведения аукциона (далее -Аукционная документация).
20.08.2018 была утверждена документация о проведении указанного Аукциона ГБУЗ "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения РСО - Алания (Заказчик).
Согласно Аукционной документации были установлены следующие сроки: начало подачи заявок - 20.08.2018, окончание подачи заявок - 14.09.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в 1 077 300 рублей.
Согласно Техническому заданию, изложенному в Аукционной документации, к поставке предложен "Фетальный монитор для антенатального мониторинга жизнедеятельности плода/плодов" в количестве 2 штук.
Участник Аукциона ООО "СПЕКТРОМЕД" 22.08.2018 подал жалобу в УФАС по РСО-Алания, указав, что в Описательной части Технического задания закупщик указывает пункт "Расчет степени выраженности нарушений реактивности сердечнососудистой системы в соответствии с программным показателем состояния плода/плодов (4-х балльная шкала)", который четко указывает на прибор марки "Уникос", уникальностью данного прибора является применение методики оценки состояния плода разработанной профессором Демидовым В.Н. исключительно для автоматизированных кардитокографов марки "Уникос". Данный пункт является уникальным и не встречается ни у одного известного прибора. Этот факт ограничивает конкуренцию, что противоречит Закону о контрактной системе.
На жалобу ООО "СПЕКТРОМЕД", заказчик в своих возражениях и дополнениях к ним от 29.08.2018 N 1973 указал, что родильный дом РКБ является родовспомогательным учреждением III уровня республиканского значения. Метод автоматического анализа кардиотокографии (КТГ), описанный в технических характеристиках фетального монитора для антенатального мониторинга жизнедеятельности плода/плодов позволяет наиболее точно (из всех существующих методов) определить тяжесть состояния плода, что является архиважным в сложных случаях и позволяет оперативно принимать решения об экстренном родоразрешении без потери драгоценного времени. С 2017 года заказчик использует автоматический фетальный монитор "Уникос", при этом имея большой опыт используемого ранее фетального монитора с ручным анализом по Фишеру, вышеуказанный монитор расширил перинатальные возможности родильного дома РКБ и оптимизировал работу акушер-гинекологов.
Рассмотрев жалобу ООО "СПЕКТРОМЕД", при участии представителя Заказчика, 29.08.2018 УФАС по РСО-Алания, вынесло решение по делу N А241-08/18, в соответствии с которым жалоба признана обоснованной; в действиях Заказчика установлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Предписанием от 29.08.2018 по делу N А241-08/18 Заказчик и Управление РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд обязывались в течение трех дней со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при проведении Аукциона (пункт 1), для чего:
1. Отменить итоги проведения Аукциона и отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона.
2. Привести Документацию для проведения Аукциона, утвержденную 20.08.2018 Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе с учетом решения УФАС по РСО-Алания от 29.08.2018 путем внесения в нее соответствующих изменений, разместив ее в установленном порядке в Единой информационной системе в сфере закупок.
3. Продлить срок подачи заявок на участие в Аукционе, не менее чем на 7 дней со дня размещения в Единой информационной системе в сфере закупок изменений, внесенных в Аукционную документацию, возвратить участникам закупки поданные заявки с уведомлением о прекращении их действия и о возможности подачи новых заявок.
4. Оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП" предоставить возможность заказчику и Управлению РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд исполнить пункт 1 предписания.
Не согласившись с решением и предписанием УФАС по РСО-Алания, ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Положениями Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии со статьей 6 Закона N 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок, согласно статье 8 Закона N 44-ФЗ, направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Так же, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчики при осуществлении закупок, в соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ, используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); к числу конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относятся, в том числе, аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе определено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, при этом к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, а проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, что предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, что следует из содержания пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, системное толкование норм права Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Техническое задание Аукционной документации содержит технические характеристики товара, установленные заказчиком, в том числе по пункту 3.9 Технического задания, такое требование как закупаемое оборудование должно производить расчет степени выраженности нарушений реактивности сердечнососудистой системы, в соответствии с программным показателем состояния плода/плодов (4-х балльная шкала).
Из материалов дела следует, что функция расчета степени выраженности нарушений реактивности сердечнососудистой системы в соответствии с программным показателем состояния плода/плодов на 4-х балльной шкале является частью методики состояния плода, разработанной профессором В.Н.Демидовым, используемой исключительно в приборах компании ООО "РПТ Уникос", что в свою очередь делает их уникальными в своем роде.
Заказчик с 2017 года использует автоматический фетальный монитор "Уникос" и, учитывая эффективность использования данного монитора, повышение статистических показателей рождаемости за 2017 год в республике, снижение процента преждевременных родов, по сравнению с большим опытом используемого ранее фетального монитора с ручным анализом по Фишеру, также отсутствие возможности расшифровки КТГ в РКБ, наименьшую погрешность автоматической расшифровки КГТ по сравнению с иными существующими на рынке мониторами, заказчик включил данную позицию в технические характеристики.
Соответственно, требование к товару, установленные в извещении и Аукционной документации, обусловлены объективными потребностями Заказчика в приобретении медицинского оборудования с определенными техническими характеристиками, необходимым для оказания высокотехнологической медицинской помощи населению.
При этом техническое задание не содержит требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, места происхождения товара, наименование производителя, а также иные требования к товарам, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, требования Технического задания соответствуют не менее двух различных производителей фетальных мониторов, зарегистрированных для обращения в Российской Федерации (Приложение N 3).
Медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи, установлено в части 2 статьи 98 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика, за исключением требования об объективном характере описания объекта закупки.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару. При этом Законом N 44-ФЗ не предусмотрена обязанность заказчика каким-либо образом обосновывать свои потребности и причины, обусловившие ее, при установлении требований к приобретаемому медицинскому оборудованию.
Поскольку отсутствуют утвержденные стандарты на закупаемое высокотехнологическое оборудование (фетальные мониторы) заказчиком при описании объекта закупки были указаны такие требования к характеристикам товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций заказчика.
Следовательно, определяющим фактором при установлении соответствующих требований в аукционной документации являются потребности заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при оказании соответствующих услуг.
Указанный вывод подтверждается Письмом Минздрава РФ от 14.02.2018 N 418/25-5, а также Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, в котором отражено, что указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику, с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, при рассмотрении жалобы ООО "СПЕКТРОМЕД" УФАС по РСО-Алания, сделало неправомерные выводы в оспариваемом решении, так как Аукционная документация РКБ соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе.
Соответственно суд первой инстанции обоснованно указал, что доводы РКБ о нарушении УФАС по РСО-Алания оспариваемыми решением и предписанием прав и законных интересов больницы являются документально подтвержденными.
На основании изложенного, УФАС по РСО-Алания не представило доказательств того, что действиях Заказчика по включению в техническое задание дополнительных характеристик фетального монитора привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
Заявлен довод апелляционной жалобы, что заявитель не отрицает того факт, что функция расчета степени выраженности нарушений реактивности сердечнососудистой системы в соответствии с программным показателем состояния плода/плодов на 4-х балльной шкале является частью методики состояния плода, разработанной профессором В.Н.Демидовым, используемой исключительно в приборах компании ООО "РПТ Уникос", что в свою очередь делает их уникальными в своем роде. Данный довод подлежит отклонению, поскольку управление не доказало, что установленные характеристики соответствуют конкретному товару производителя, ограничившись устным согласием с данным фактом представителя заказчика.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности оспариваемого решения Управления.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции третьего лица, в связи с чем, отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2018 по делу N А61-5718/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-5718/2018
Истец: ГБУЗ Республиканская клиническая больница, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения " Республиканская клиническая больница МЗ РСО-Алания"
Ответчик: УФАС России по РСО-Алания
Третье лицо: ООО "Спектр", Управление Республики Северная Осетия-Алания по Проведению Закупок для Государственных Нужд, Управление федеральной антимонопольной службы России по РСО-Алания
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-334/19
23.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3841/19
14.03.2019 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-334/19
10.12.2018 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-5718/18