г. Москва |
|
07 августа 2019 г. |
Дело N А40-67125/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Д.Н.Садиковой,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Газпромтранс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 июня 2019 года
по делу N А40-67125/19, принятое судьей Куклиной Л.А.,
в порядке упрощенного производства
по иску АО "Первая грузовая компания"
к ООО "Газпромтранс"
о взыскании 206 800 рублей
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая Грузовая Компания" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (далее - Ответчик) 206 800 руб. штрафа на основании ст.ст. 99, 100 УЖТ, ст.ст. 12, 307, 309, 310, 330 ГК РФ.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 17.06.2019 исковые требования удовлетворены.
Ответчик не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, без вызова сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в январе 2018 года на станцию Усть-Пера в адрес грузополучателя ООО "Газпромтранс" по транспортным железнодорожным накладным N N ЭВ155250, ЭВ155145 прибыли под погрузку вагоны NN56282858, 54319819, находящиеся в собственности/аренде/оперировании Акционерного общества "Первая Грузовая Компания" (АО "ПГК"). В соответствии со ст.36 УЖТ РФ грузополучатель по прибытию груза на железнодорожную станцию назначения обязуется принять его и выгрузить с соблюдением срока в 36 часов с момента подачи вагона в соответствии со ст. 62 Устава. В соответствии со ст. 62 Устава грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели без разрешения владельцев не вправе использовать вагоны. За несоблюдение указанных требований виновная сторона несет ответственность в соответствии со ст. 99 Устава. В соответствии со ст. 99 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные ст. 100 и 101 Устава. Статьей 100 Устава железнодорожного транспорта за каждый час простоя каждого вагона предусмотрен штраф в размере 0,2 минимального размера оплаты труда (МРОТ). Согласно п. 4.1. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика. Нахождение вышеперечисленных вагонов под выгрузкой у ООО "Газпромтранс" составило согласно расчету истца 541 и 565 часов. В обоснование исковых требований истец указывает, что использование вагонов принадлежности АО "ПГК" осуществлялось ООО "Газпромтранс" свыше сроков, предусмотренных Уставом для выгрузки груза, и без разрешения владельца. ООО "Газпромтранс" как грузополучатель вагонов несет ответственность перед их владельцем за самовольное занятие вагонов и за их задержку под выгрузкой грузов на путях необщего пользования в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта. Согласно расчету истца штраф в соответствии со ст.ст.99,100 УЖТ РФ составил 206 800 руб. С целью досудебного урегулирования спора в адрес ответчика была направлена претензия NАО-ИД/ФИрк/Д-559/19 от 01.02.2019 г, оставленная ответчиком без удовлетворения.
Суд первой инстанции, установив указанные фактические обстоятельства дела, отклонив доводы ответчика, принял правомерное решение об удовлетворении иска в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по нижеследующим основаниям.
Пунктом 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденной Президиумом Верховного суда 20.12.2017 установлено, что владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, вправе взыскать штраф, предусмотренный частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта, за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой, так как права компаний, являющихся оператором подвижного состава, при использовании принадлежащих им вагонов не должны отличаться от прав перевозчика.
Вопреки доводу ответчика отсутствие договорных отношений не является основанием для освобождения ответчика от уплаты истцу штрафа и обязательным условием для его начисления.
Истец как грузополучатель несет ответственность за самовольное занятие вагонов и за их задержку под выгрузкой грузов перед их законным владельцем, а сверхнормативная продолжительность нахождения вагона на станции выгрузки свидетельствует о фактическом их использовании. В настоящем деле требование истца заявлено на основании двух жднакладных ЭВ155250, ЭВ155145, согласно которым грузополучателем указан ответчик- ООО "Газпромтранс", а плательщик грузоотправитель ООО "ДэКар", по иным жд/накладным, на которые ссылается ответчик, требование не заявлено. Оснований, предусмотренных ст. 51 АПК РФ, для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "ДэКар" у суда первой инстанции не имелось, судом не устанавливалось наличие или отсутствие его вины в допущенном ответчиком сверхнормативном простое вагонов и решение по настоящему делу не может повлиять на его права и обязанности по отношению к какой либо из сторон настоящего спора.
Ответственность за действия грузополучателя - Ответчика, выразившиеся в задержке вагонов под выгрузкой грузов в местах необщего пользования и использовании вагонов для хранения груза без разрешения собственника, несет только сам Ответчик. Кроме того, согласно п. 3 ст. 791 ГК РФ погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми. Учитывая вышеизложенное, ответственность за нарушение сроков, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта, лежит на грузополучателе - Ответчике.
Доводы ответчика, основанные на ином толковании фактических обстоятельств дела, не могут явиться основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 июня 2019 года по делу N А40-67125/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.Н. Садикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67125/2019
Истец: АО ПГК Иркутский филиал
Ответчик: ООО "ГАЗПРОМТРАНС"