г. Хабаровск |
|
07 августа 2019 г. |
А73-3540/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мильчиной И.А., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания": представителя Дружининой Д.А. по доверенности от 01.01.2019 N 90 (сроком по 31.12.2021); представителя Воловой А.П. по доверенности от 01.07.2019 N 308-2 (сроком по 31.12.2019);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: представителя Сидельниковой Э.В. по доверенности от 21.11.2016 N 3/13418 (сроком на 3 года);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания"
на решение от 27.05.2019
по делу N А73-3540/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.,
по заявлению акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания"
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18.12.2018 N 32 о наложении штрафа по делу N 3-04/43 об административном правонарушении.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (далее - АО "ДРСК", общество, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган, административный орган) от 18.12.2018 г. N 32, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 100000 руб.
Решением суда от 27.05.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ДРСК" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее: решение суда является незаконным и необоснованным в связи с тем, что при его вынесении арбитражным судом неверно применены и истолкованы нормы материального права, в частности Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила), не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также антимонопольным органом не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд посчитал установленными; судом неверно определено, что редакция пункта 6 Технических условий, определяющего точки присоединения за границами земельного участка, на котором расположены (должны были располагаться) энергопринимающие устройства ООО "Полесье" не основана на положениях Правил N 861, так как Технические условия (неотъемлемая часть договора) не содержат условия, определяющего строительство (возможность строительства) АО "ДРСК" ТП -10/0,4 кВ на земельном участке заявителя; включение в технические условия требований о соответствии измерительного комплекса уровню напряжения в точке технологического присоединения, температурному диапазону, и предотвращению несанкционированного доступа, не противоречит действующему законодательству и является обязательным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений; суд неверно соглашается с доводом Хабаровского УФАС России о том, что АО "ДРСК" вправе самостоятельно включать в технические условия какие-либо требования, определенные Федеральным законом от 06.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" исключительно в качестве "рекомендаций" в то время, как Правила не содержат такого понятия как "рекомендации в технические условия"; суд неверно соглашается с антимонопольным органом в том, что АО "ДРСК" необоснованно возлагает пунктом 9.1.2. Технических условий на заявителя обязанности по проектированию и строительству ЛЭП 0,4 кВ в границах земельного участка заявителя от разных секций РУ 0,4 кВ новой ТП - 10/0,4 кВ, до строящихся объектов; сетевой организацией выполнены обязательства по договору в части выполнения мероприятий, необходимых для подключения объектов к точке присоединения в срок до 22.06.2018; по состоянию на 18.06.2018 электроустановка заявителя оказалась не готова к технологическому присоединению, о чем был составлен акт о выполнении технических условий N 5432/ХЭС; технические условия к договору 5432/ХЭС от 22.11.2017 не содержат каких-либо необоснованных требований, противоречащих законодательству Российской Федерации; при рассмотрении дела антимонопольным органом не были изучены все значимые для данного дела обстоятельства, устанавливающие наличие либо отсутствие вины, не была дана полная и всесторонняя оценка всех в совокупности материалов; в действиях АО "ДРСК" отсутствуют признаки состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, ввиду отсутствия вины и объективной стороны правонарушения, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ исключает привлечение к административной ответственности.
В представленном суд отзыве на апелляционную жалобу, антимонопольный орган возражает против доводов жалобы, и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители АО "ДРСК" поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласили жалобу, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель антимонопольного органа отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в Хабаровское УФАС России 07.08.2018 поступило заявление представителя ООО "Полесье" на действия АО "ДРСК" по включению в Технические условия N ТПр5216/17 от 22.11.2017, являющиеся приложением к Договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 22.11.2017 N 5432/ХЭС, условий, не основанных на положениях Правил технологического присоединения.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Полесье" и приложенных к нему документов и сведений, а также анализа положений Правил N 861 (далее - Правила технологического присоединения), Хабаровским УФАС России установлен факт нарушения АО "ДРСК" порядка технологического присоединения к электрическим сетям, что выразилось в совершении обществом действий по возложению на ООО "Полесье" обязанностей, определенных пунктами 6, 9.1.2, 9.5, 9.5.1, 9.5.3, 9.5.4, 9.5.5, 9.5.6 Технических условий, не основанных на положениях Правил N 861.
14.12.2018 заместителем руководителя Хабаровского УФАС России Костромеевым Н.Б. в отношении АО "ДРСК", в присутствие представителя общества Дружининой Д.А., действующей по доверенности от 11.12.2018 N 358, составлен протокол по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
18.12.2018 вышеуказанным должностным лицом по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении N 3-04/43 вынесено постановление N 32, которым АО "ДРСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением антимонопольного органа, АО "ДРСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 1.1 статьи 23.2 Федерального закона от 06.03.2003 N 35- ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) установлено, что деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон N 147-ФЗ) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В силу статьи 4 Федерального закона N 147-ФЗ АО "ДРСК", как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает: процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам; правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора; состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики; ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, в силу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 6 Правил, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Процедура технологического присоединения установлена Пунктом 7 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 16 Правил договор должен содержать, в том числе, следующие существенные условия: а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению; б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
На основании пункта 16.1 Правил технологического присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
В силу пункта 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению включают в себя: а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором; б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
По пункту 19 Правил N 861 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
Согласно пункту 25(1) Правил, в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил (индивидуальные предприниматели, юридические лица, физические лица), должны быть указаны: а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя; а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства; б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств; в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности; г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Судом по материалам дела установлено, что между ООО "Полесье" и АО "ДРСК" 22.11.2017 заключен договор N 5432/ХЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта заявителя - 3-х этажный 39-ти квартирный дом по ул. Пригородная в с. Тополево, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства, с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 150 кВт; категория надежности: 2 категория - 150 кВт; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ.
Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора.
В соответствии с п. 3 договора, точки присоединения указаны в технических условиях для присоединения к электрическим сетям и располагаются на расстоянии не далее 25 метров от границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
Технические условия являются неотъемлемой частью настоящего договора и приведены в приложении (п. 4 договора).
Пунктом 6 Технических условий N ТПр5216/17 от 22.11.2017 (далее - Технические условия) определены точки присоединения электроустановок заявителя к электрическим сетям АО "ДРСК": разные секции РУ-0,4 кВ новой ТП-10/0,4 кВ.
При этом, согласно пункту 8.3 Технических условий, к мероприятиям, необходимым для электроснабжения объекта, выполняемых АО "ДРСК", отнесено строительство в районе расположения объекта двухтрансформаторной ТП 10/0,4 кВ, с трансформаторами необходимой мощности. Место установки определить в проекте.
Вместе с тем, подпунктом а) пункта 25(1) Правил N 861 установлено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
Учитывая, что Технические условия не содержат условия, определяющего строительство (возможность строительства) АО "ДРСК" ТП-10/0,4 кВ на земельном участке заявителя, редакция пункта 6 Технических условий, определяющего точки присоединения за границами земельного участка, на котором расположены (должны быть расположены) энергопринимающие устройства ООО "Полесье", не основана на положениях Правил N 861.
Является обоснованным вывод антимонопольного органа о неправомерном включении в Технические условия пунктов 9.5.3 и 9.5.6, в силу следующего.
Пункт 25.1 Правил содержит указание о включении в технические условия требований к приборам учета. В соответствии с пунктом 26 Правил требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной) в соответствии с пунктами 25 и 25(1) настоящих Правил, должны соответствовать требованиям, установленным Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии - для субъектов розничных рынков.
На основании пункта 137 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
При этом, в силу пункта 145 Основных положений, обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно. Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих, в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Таким образом, Основными положениями уже установлены требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии, в том числе к классу точности, обеспечению эксплуатации прибора учета, сохранности и целостности прибора учета.
Соответственно, АО "ДРСК", как сетевая организация, не вправе самостоятельно определять и устанавливать требования к средствам измерений- приборам учета электрической энергии, включаемые в технические условия, уже определенные Основными положениями.
Вместе с тем, пунктами 9.5.3 и 9.5.6 Технических условий установлены специальные требования, обязывающие заявителя осуществить установку измерительного комплекса, позволяющего его эксплуатацию в температурном диапазоне от -40 до +55 С (п. 9.5.3), а также обеспечивать защиту комплекса от несанкционированного доступа (п. 9.5.6).
В этой связи, обоснован довод Хабаровского УФАС России о том, что АО "ДРСК" вправе самостоятельно включать в технические условия какие-либо требования, определенные Федеральным законом от 06.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", исключительно в качестве рекомендаций.
Пунктом 144 Основных положений определено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Таким образом, положения пункта 144 Основных положений позволяют установить прибор учета электрической энергии в месте, отличном от границы балансовой принадлежности сторон, в том числе в границах земельного участка заявителя.
В соответствии с пунктом 9.5 Технических условий заявителю - ООО "Полесье" - необходимо осуществить организацию коммерческого учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности в соответствии с гл. 1.5 ПУЭ и гл. 10 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", то есть АО "ДРСК" в пункте 9.5 указало место, в котором заявитель - ООО "Полесье" должен установить прибор учета электрической энергии, а именно на границе балансовой принадлежности.
В обоснование своей позиции относительно соответствия редакции пункта 9.5 Технических условий положениям Правил N 861, заявитель, ссылаясь на п. 144 Основных положений N 442, пояснил, что в рассматриваемом случае техническая возможность установки прибора учета на границе балансовой принадлежности между АО "ДРСК" и ООО "Полесье" имеется, при этом от ООО "Полесье" в адрес филиала АО "ДРСК" "ХЭС" информация об отсутствии технической возможности не поступала. Запроса о согласовании иного места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, предусмотренного требованием п. 148 Основных положений N 422, от ООО "Полесье" не поступало.
Между тем, приведенный в пункте 25.1 Правил технологического присоединения перечень требований к приборам учета является закрытым, следовательно, сетевая организация не вправе дополнять его иными, не упомянутыми в пункте 25.1 требованиями. При этом названная норма не содержит указаний на требования, предъявляемые сетевой организацией к месту установки прибора учета электрической энергии (мощности).
Место установки прибора учета определяется заявителем самостоятельно (без согласования с сетевой организацией), исходя из требований, установленных законодательством о техническом регулировании. При этом ООО "Полесье", как владелец прибора учета и энергопринимающего устройства, должно обеспечить условия эксплуатации прибора учета согласно Правилам устройства электроустановок. Однако, обеспечение указанных условий эксплуатации именно на границе балансовой принадлежности может повлечь для ООО "Полесье" дополнительные затраты и риски.
Таким образом, редакция пункта 9.5 Технических условий, согласно которой заявителю необходимо осуществить организацию коммерческого учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности, не соответствует пунктам 19 и 25.1 Правил N 861.
Согласно пункту 16.3 Правил N 861, обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Пунктом 9.1.2 Технических условий установлено, что заявителю необходимо осуществить проектирование и строительство ЛЭП 0,4 кВ в границах земельного участка заявителя от разных секций РУ 0,4 кВ новой ТП-10/0,4 кВ, до строящихся объектов.
Вместе с тем, поскольку на момент издания Технических условий строительство новой ТП-10/0,4 кВ сетевой организацией не осуществлено, ООО "Полесье" было лишено возможности каким-либо образом выполнить мероприятия по исполнению пункта 9.1.2 Технических условий.
Таким образом, правомерен с вывод антимонопольного органа о том, что возложение сетевой организацией пунктом 9.1.2 Технических условий на ООО "Полесье" обязанности по проектированию и строительству ЛЭП 0,4 кВ в границах земельного участка заявителя от разных секций РУ 0,4 кВ новой ТП-10/0,4 кВ, до строящихся объектов, не основано на положениях Правил N 861.
Действия АО "ДРСК" по возложению на ООО "Полесье" обязанностей, определенных пунктами 6, 9.1.2, 9.5, 9.5.1, 9.5.3, 9.5.4, 9.5.5, 9.5.6 Технических условий, в редакции, не основанной на положениях Правил N 861, нарушающих установленный Правилами порядок технологического присоединения к электрическим сетям, образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Обстоятельства рассматриваемого административного правонарушения подтверждаются материалами дела. Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, обществом не представлено.
В соответствие с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, свидетельствующих о принятии обществом своевременных мер по соблюдению требований законодательства, либо наличии объективной невозможности по принятию таких мер, не выявлено.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Апелляционным судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие о принятии обществом своевременных мер по соблюдению требований законодательства, либо наличии объективной невозможности по принятию таких мер.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции считает вину общества в совершении вмененного административного правонарушения доказанной.
Отягчающих, смягчающих либо исключающих привлечение к ответственности обстоятельств административным органом и судом не установлено.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности, апелляционным судом не установлены. Обществом данные обстоятельства не обозначены, какие-либо доказательства не представлены. Из доказательств, имеющихся в материалах дела, основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не усматриваются.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренные в статье 4.1.1 КоАП РФ, судом не установлены, соответствующие доказательства обществом не представлены.
Размер административного штрафа определен антимонопольным органом в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела.
Исключительных обстоятельств, являющихся основанием для назначения обществу наказания в виде административного штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального, судом также не установлено.
Арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное административное наказание, за совершенное правонарушение соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности административной ответственности, принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую оценку, правовых оснований не согласиться с которой у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по части 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27 мая 2019 года по делу N А73-3540/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3540/2019
Истец: АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания", АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" филиал "Хабаровские электрические сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимономольной службы по Хабаровскому краю