г. Вологда |
|
07 августа 2019 г. |
Дело N А05-2859/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 августа 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,
при участии от заявителя Измайлова А.В. по доверенности от 14.06.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Луч Кулой" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 мая 2019 года по делу N А05-2859/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Луч Кулой" (ОГРН 1162901054777, ИНН 2907016944; адрес: 165100, Архангельская область, район Вельский, рабочий поселок Кулой, улица Мира, дом 10, помещение 30; далее - общество, ООО "Луч Кулой") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Кулойское" (ОГРН 1052907034696, ИНН 2907011015; адрес: 165100, Архангельская область, район Вельский, рабочий поселок Кулой, улица Комсомольская, дом 58; далее - администрация) о признании незаконным и отмене предписания от 28.12.2018 N 1.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21 мая 2019 года по делу N А05-2859/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Луч Кулой" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Администрация в отзыве на жалобу просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной на основании распоряжения от 21.12.2018 N 116 внеплановой выездной проверки деятельности общества с целью рассмотрения коллективной жалобы жителей многоквартирного дома N 27 по ул. Ленина в пос. Кулой Архангельской области (далее - МКД) администрацией составлен акт от 28.12.2018 N 1, а также в связи с выявленными нарушениями обществу выдано предписание от 28.12.2018 N 1 о приведении в срок до 08.01.2019 системы отопления жилых помещений N 2, 4, 5, 8 в МКД в рабочее состояние согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правил N 354) и о сообщении в срок до 09.01.2019 об исполнении предписания с приложением копий подтверждающих документов.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ установлена обязанность органа государственного контроля выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.
При этом предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Согласно пункту 16.1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесены методическое обеспечение и определение порядка осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В материалах дела усматривается, что на период проверки и на дату выдачи предписания ООО "Луч Кулой" управление МКД осуществляло на основании договора по управлению многоквартирными домами от 20.06.2016 N 110516/0142190/01.
Сопроводительным письмом от 21.12.2018 N 2986 у общества истребованы выписка из журнала письменных обращений граждан, отчет о суточных параметрах теплоснабжения МКД, при этом общество предупреждено о проведении органом муниципального контроля замеров температур внутри жилых помещений указанного многоквартирного дома и составлении акта по итогам проведенной проверки.
Во исполнение данного запроса обществом 26.12.2018 администрации представлена выписка из журнала обращений граждан за истребуемый период, из содержания которого следует, что в период с 06 по 21 декабря 2018 года по телефону аварийно-диспетчерской службы ООО "Луч Кулой" жители МКД неоднократно обращались по поводу холодных батарей и низкой температуры в жилых помещениях, а именно: 06.12.2018, 16.12.2018 (2 обращения), 18.12.2018, 19.12.2018, 20.12.2018 (2 обращения), 21.12.2018, 22.12.2018 (2 обращения), 23.12.2018, 24.12.2018.
Администрацией 25.12.2018 в жилых помещениях N 2, 4, 5 и нежилом помещении N 8 в вышеуказанном доме в рамках муниципального контроля произведен замер температуры воздуха и установлен факт предоставления коммунальной услуги по теплоснабжению ненадлежащего качества, а именно коммунальная услуга по отоплению в квартирах 2, 5, 4 и 8 МКД согласно актам замера температуры воздуха от 25.12.2018 составила: в кв.2: +11,8 С, в кв.4: +13,8 С, +14,8 С, в кв.5: +15,4, +16,3 С; в кв.8: +13,1 С, что является нарушением требований пункта 15 приложения 1 Правил N 354.
На основании части 2 статьи 192 ЖК РФ под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 данного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 этого Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Таким образом, организация, обслуживающая жилой дом и получающая от жителей плату за содержание дома, оплату коммунальных услуг, обязана соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания жилищного фонда.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые обязательны для исполнения собственниками помещений и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
При этом в названных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В соответствии с разделом 2 Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Согласно пункту 5.1.1 этих Правил системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Организация по обслуживанию жилищного фонда обязана, в том числе своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования (пункт 5.1.2 Правил N 170).
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу подпункта "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 к Правилам N 354.
Согласно пункту 15 приложения N 1 Правил N 354 обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31 C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах +22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Общество последовательно указывает на то, что предписание является неисполнимым, поскольку в 2013 году собственник МКД, а именно администрация МО "Кулойское", провела реконструкцию системы теплоснабжения, законсервировав действующую котельную и установив электрический котел ЭПО-30, при этом отсутствует проектная документация, необходимые согласования с надзорными ведомствами, техническая документация по вводу его в эксплуатацию. Причиной пониженных температур в доме может быть его аварийное состояние. Полагает, что исполнения предписания требуется проведение капитального ремонта системы теплоснабжения, что не относится к обязанностям управляющей организации.
Вместе с тем, как правильно отметил суд первой инстанции, МКД в качестве источника отопления использует встроенную автономную котельную, которая расположена в указанном доме, предназначена для обеспечения тепловой энергией исключительно этого дома, является неотъемлемой частью автономной системы отопления дома и входит в состав общего имущества МКД.
Согласно технической документации на многоквартирный дом в пункте 9 раздела II "Благоустройство полезной площади. Отопление" органом бюро технической инвентаризации внесены изменения, в качестве источника отопления вписан "Электрический котел".
Указанная система отопления существовала на момент заключения договора управления с заявителем.
В соответствии с условиями договора управления многоквартирными домами от 20.06.2016 общество приняло на себя обязательства по выполнению работ и оказанию услуг по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; по предоставлению коммунальных услуг собственникам в многоквартирных домах и иным, пользующимся помещениями, лицам.
В связи с этим обязанность по содержанию системы отопления лежит на управляющей организации.
Однако материалами дела подтверждается, что обществом нарушены требования пункта 15 приложения 1 Правил N 354 по предоставлению коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества.
Довод общества о том, что замеры произведены ненадлежащим прибором учета также не может быть принят, поскольку в материалах дела усматривается, что замеры производились цифровым термометром ТК 5.06 заводской номер 1885070, дата выпуска 25.01.2018, дата поверки 05.02.2018. На момент проведения замеров срок поверки прибора измерения не истек. В паспорте прибора имеется дата поверки поверителя Михайловой Н.С. и печать о поверке. Также имеются сведения о том, что названные приборы зарегистрированы в Государственном реестре средств измерений N 41002-14 и допущены к применению в Российской Федерации (экспертное заключение Центра гигиены и эпидемиологии N 692, регистрационный N 2663 от 10.06.2014). Согласно свидетельству Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.10.2016 утвержден тип данного устройства (средства измерений) - Термометры контактные цифровые типа ТК-5.
Указанные термометры не подлежат обязательной сертификации, поскольку не входят в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, поскольку глава 4381 "Образцовые средства измерений и поверочные устройства", включающая в себя "Средства измерений физико-химических величин" исключена постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2013 N 182.
Ссылка на заключение предпринимателя Бусина А.М. о действительном техническом состоянии строительных конструкций МКД, согласно которому целесообразно выполнить капительный ремонт конструкций здания согласно представленным рекомендациям, также обоснованно не принята судом.
Из оспариваемого предписания не следует, что в нем не указано на необходимость проведения именно работ капитального характера.
Выбор способа устранения выявленного нарушения предоставлен обществу, фактически им должны быть проведены необходимые ремонтные работы, направленные на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан. Предписанные администрацией меры по приведению системы отопления жилых помещений МКД в рабочее состояние согласно Правилам N 354 направлены на обеспечение комфортного проживания, вплоть до расселения, от выполнения которых управляющая компания не вправе уклоняться.
Кроме того, согласно приложению N 7 Правил N 170 установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления, включая домовые котельные, относится к текущему ремонту.
Общество, добровольно принимая на себя обязанность по управлению указанным домом, приняло на себя и все связанные с этим риски. При этом доказательств принятия заявителем действенных мер, направленных на обеспечение предоставления коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества, в материалах дела не имеется.
Ссылка заявителя на неисполнимость предписания от 29.12.2018 также правомерно отклонена судом, поскольку оно по своему содержанию соответствует характеру выявленного нарушения, направлено на устранение нарушения и является реально исполнимым. Требование привести систему отопления жилых помещений в рабочее состояние в соответствии с Правилами N 354 исключает возможность двоякого толкования, является четким и ясным, доступным для понимания всеми лицами.
Следует также отметить, что постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Вельского судебного района Архангельской области от 27.03.2019 по делу N 5-185/2019 в связи с неисполнением спорного предписания от 28.12.2018 N 1 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 11 000 руб.
Тот факт, что приказом руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области от 18.07.2019 N 01-50/424 "О внесении изменений в реестр лицензий Архангельской области" в отношении общества исключены из названного реестра сведения о рассматриваемом МКД, не опровергает вывод о правомерности предписания на дату его вынесения.
В связи с изложенным у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы общества к производству ему определением от 04.07.2019 была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, то с общества подлежит взысканию в федеральный бюджет 1 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 мая 2019 года по делу N А05-2859/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Луч Кулой" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Луч Кулой" (ОГРН 1162901054777, ИНН 2907016944; адрес: 165100, Архангельская область, район Вельский, рабочий поселок Кулой, улица Мира, дом 10, помещение 30) в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2859/2019
Истец: ООО "Луч Кулой"
Ответчик: администрация муниципального образования "Кулойское"