8 августа 2019 г. |
дело N А40-261822/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Тетюка В.И., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гавриковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Истца и Ответчика на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2019 г. (резолютивная часть от 13.03.2019 г.)
по делу N А40-261822/18, принятое судьей Титовой Е.В.,
по иску Госкорпорации "Роскосмос" (ОГРН 1157700012502)
к АО "ЦНИИСМ" (ОГРН 1025005330646)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Макарова Л.Г. по доверенности от 29.12.2018,
от ответчика: Палкина А.Н. по доверенности от 15.02.2017 г.
УСТАНОВИЛ:
Госкорпорации "Роскосмос" (Заказчик) предъявило АО "ЦНИИСМ" (Исполнитель) иск о взыскании 1732019,60 руб. пени за нарушение сроков исполнения обязательств по этапам N 1 и N 2 государственного контракта от 19.06.2015 N 779-К238/15/135 (шифр: ОКР "Барьер").
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 13.03.2019 г., изготовленным в полном объеме 04.04.2019 г. исковые требования удовлетворены частично.
Суд взыскал с АО "ЦНИИСМ" в пользу Госкорпорации "Роскосмос" неустойку в размере 577 339 руб. 87 коп. с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением, Истец и Ответчик подали апелляционные жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы своей жалобы поддержал, возражал по доводам жалобы Ответчика; Ответчик требования и доводы своей жалобы поддержал, возражал по доводам жалобы Истца.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим отмене.
Установлено, что между Федеральным космическим агентством (правопреемник Госкорпорация "Роскосмос") (Заказчик) и открытым акционерным обществом "Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения" (акционерное общество "Центральный научно- исследовательский институт специального машиностроения" с 18.05.2016) (Головной исполнитель) был заключен государственный от 19.06.2015 N 779-К238/15/135 (шифр: ОКР "Барьер"), по условиям которого Головной исполнитель обязуется выполнить в соответствии с условиями государственного контракта опытно-конструкторскую работу и своевременно сдать Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить опытно-конструкторскую работу на тему: "Разработка технологии изготовления внутренней теплозащиты из эрозионностойких эластичных теплозащитных материалов для крупногабаритных композитных корпусов твердотопливных ракетных двигателей" (далее ОКР) (пункт 1.1государственного контракта).
В соответствии с пунктом 3.4 государственного контракта оплата ОКР (этапа ОКР) производится в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты утверждения Заказчиком акта приемки ОКР (акта приемки этапа ОКР) путем перечисления денежных средств с лицевого счета Заказчика на расчетный счет Головного исполнителя с учетом ранее выплаченного аванса.
Истцом обязательства по оплате этапов N 1 и 2 государственного контракта выполнены своевременно и в полном объеме.
Согласно пункту 2.1 государственного контракта в редакции дополнительного соглашения к государственному контракту от 26.10.2016 N 2 ОКР выполняется Головным исполнителем в полном соответствии с требованиями технического задания и дополнения N 1 к техническому заданию на ОКР (приложение N 1 к государственному контракту).
В соответствии с пунктом 2.2 государственного контракта содержание этапов ОКР и сроки выполнения установлены в ведомости исполнения (приложение N 2 к государственному контракту).
Согласно ведомости исполнения к государственному контракту, в том числе в редакции дополнительного соглашения к государственному контракту от 26.10.2016 N 2, срок выполнения работ по этапу N 1 - начало 19.06.2015 - окончание 25.11.2015, цена этапа N 1 - 65 932 000,00 руб.; по этапу N 2 - начало 26.11.2015 - окончание 30.04.2017, цена этапа N 2 - 71 142 000,00 руб.
Пунктом 4.3. государственного контракта установлено, что датой исполнения обязательств Головного исполнителя по этапам государственного контракта является дата утверждения Заказчиком акта приемки этапа ОКР.
Истец указал на то, что в установленный срок обязательства по государственному контракту Головным исполнителем не выполнены: акт приемки этапа ОКР по этапу N 1 утвержден Заказчиком 03.12.2015; акт приемки этапа ОКР по этапу N 2 утвержден Заказчиком 24.05.2017.
В соответствии с пунктом 8.5 государственного контракта в случае просрочки исполнения Головным исполнителем обязательств, предусмотренных государственным контрактом, Заказчик направляет Головному исполнителю требование об уплате неустойки (пени). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Головным исполнителем обязательства, предусмотренного государственным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены государственного контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных государственным контрактом и фактически исполненных Головным исполнителем.
Таким образом, как указывает истец, срок просрочки исполнения обязательств по этапу N 1 составляет 8 дней (с 26.11.2015 по 03.12.2015), по этапу N 2 - 24 дня (с 01.05.2017 по 24.05.2017).
В связи с тем, что Ответчиком нарушены сроки исполнения обязательств, Истец в адрес Ответчика направил требование исх. от 29.12.2017 N АН-13256 об уплате пени за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту, однако требование истца было оставлено ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Как было указано выше, 19.06.2015 г. между истцом и ответчиком был заключен государственный контракт N 779-К238/15/135 на выполнение ОКР (шифр: ОКР "Барьер").
В пунктах 2.1. и 2.2. раздела II.Условия государственного контракта определено, что: "2.1. ОКР выполняется Головным исполнителем в полном соответствии с требованиями технического гадания (ТЗ) на ОКР (приложение N 1 к государственному контракту). 2.2. Содержание этапов ОКР и сроки выполнения установлены в ведомости исполнения (приложение N 2 к государственному контракту).
В части первой пункта 4.1. раздела IV. Сроки исполнения государственного контракта вышеуказанного Госконтракта указано, что Срок выполнения работ по государственному контракту устанавливается: начало 19 июня 2015 г.; окончание - 25 ноября 2018 г., а в части второй настоящего пункта установлено, что этапы ОКР выполняются в сроки, указанные в ведомости исполнения.
Согласно ведомости исполнения к Госконтракту в редакции дополнительного соглашения к Госконтракту от 26.10.2016 г. N 2 указано, что срок выполнения работ по этапу N 1: начало 19.06.2015 г. - окончание 25.11.2015 г.; по этапу N 2 начало - 26.11.2015 г. - окончание 30.04.2017 г. При этом АО "ЦНИИСМ" - Ответчик представил отчетные документы, предусмотренные Ведомостью исполнения к государственному контракту от 19.06.2015 г. N 779-К238/15/135 (шифр: ОКР "Барьер"), ранее сроков указанных в ней.
Истец получил от Ответчика отчетные документы, предусмотренные Ведомостью исполнения, по 1-му Этапу 12.11.2015 г. (исх. АО "ЦНИИСМ" 3047-307/ЦП), т.е. на 13 дней ранее предусмотренного Ведомостью исполнения срока 25.11.2015 г. Отчетные документы по 2-му Этапу представлены 13.04.2017 г. (исх. АО "ЦНИИСМ" 1104-438/ПЭО), т.е. на 17 дней ранее предусмотренного Ведомостью исполнения срока 30.04.2017 г.
Таким образом, отчетные документы по ОКР этапа N 1 Ответчиком представлены на 13 дней ранее установленного срока (12.11.2015 г. вместо 25.11.2015 г.), по ОКР этапа N 2 на 17 дней ранее установленного срока (13.04.2017 г. вместо 30.04.2017 г.).
Кроме того, в Госконтракте, в пункте 5.4. раздел V. Порядок сдачи и приемки выполненных работ установлено, что: "Не позднее срока выполнения работ по этапу, а также не позднее срока выполнения работ, указанного в пункте 4.1., Головной исполнитель представляет Заказчику с сопроводительным письмом для осуществления приемки выполненных работ: Акт приемки этапа ОКР: перечень созданного (приобретенного) имущества по окончании этапа ОКР. К актам прилагаются отчетные документы, подтверждающие выполнение работ по государственному контракту, в том числе выполненных исполнителями; документы, определенные ведомостью исполнения для соответствующего этапа ОКР".
В абзацах первом и втором пункта 8.2. раздела VIII. Ответственность сторон Госконтракта определено, что: "8.2.Головной исполнитель несет ответственность за качество и сроки выполняемых работ....".
Вместе с тем, штрафные санкции в отношении Головного исполнителя (АО "ЦНИИСМ") в случае просрочки исполнения установлены пунктом 8.5 и при этом определено, что: "В случае просрочки исполнения Головным исполнителем обязательств, предусмотренных государственным контрактом, Заказчик направляет Головному исполнителю требования об уплате неустойки тени). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Головным исполнителем обязательства, предусмотренного государственным контрактом, начиная со дня после истечения установленного государственным контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063, в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени, ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены государственного контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных государственным контрактом и фактически исполненных Головным исполнителем".
В части первой пункта 4.1. раздела IV. Сроки исполнения государственного контракта вышеуказанного Госконтракта, срок окончания выполнения работ установлен 25 ноября 2018 года. При этом, как было уже указано ранее, в части второй пункта 4.1. раздела IV. Сроки исполнения государственного контракта вышеуказанного Госконтракта установлено, что этапы ОКР выполняются в сроки, указанные в ведомости исполнения.
Следовательно, исходя из буквального гол толкования условий государственного контракта, а также исходя из требований вышеуказанных норм Гражданскою кодекса Российской Федерации Ответчиком в соответствии с пунктами 4.1, 5.4, 6.З., 8.2. Контракта не нарушены условия Контракта как в части объема выполнения работ предусмотренных техническим заданием, так и сроков выполнения работ и представления отчетных документов по этапам ОКР, указанных в ведомости исполнения Контракта.
При этом, в условиях Госконтракта от 19.06.2015 г. N 779-К238/15/135 (шифр: ОКР "Барьер") отсутствуют положения обязывающие Ответчика досрочно, до наступления срока окончания рабой указанных в ведомости исполнения представлять Истцу отчетную документацию для ее утверждения.
Таким образом, Ответчик выполнил свои обязательства по Контракту в указанные сроки и никоим образом не мог повлиять на исполнение обязательств Истцом по срокам утверждения указанных актов. При этом Истец не предъявлял в течение 2015 - 2018 годов претензии по качеству исполнения обязательств Ответчиком по контракту.
При утверждении Актов приемки этапов ОКРN 1 и N 2 по Контракту, как утверждает Истец, вина Ответчика в утверждении соответствующих Актов приемки ОКР в более поздний, нежели предусмотренный Контрактом срок, отсутствует, т.к. в разделе 5 "Порядок сдачи и приемки выполненных работ" в п.5.4. указано, что, не позднее срока выполнения работ по этапу (указанного в Ведомости исполнения, а также не позднее срока выполнения работ, указанного в п.4.1., (которым установлено начало работ 19.06.2015 г., а окончание 25.11.2018 г.) Головной исполнитель представляет Заказчику сопроводительным письмом для осуществления приемки выполненных работ: Акт приемки этапа ОКР, перечень созданного (приобретенного имущества по окончании этапа ОКР, акт инвентаризации созданного (приобретенного) имущества по окончании ОКР и другие документы, относящиеся к выполнению работ по государственному Контракту".
Кроме того, пунктом 6.3. Контракта установлено, что Головной исполнитель обязан: выполнить ОКР (этап ОКР) в соответствии с утвержденным Заказчиком ТЗ и предъявить Заказчику результат, в том числе разработанные согласно государственному контракту отчеты, научно-техническую, рабочую, конструкторскую и иную документацию, а также изготовленные макеты, стенды, экспериментальные и опытные образцы в предусмотренный государственным контрактом срок.
Представленные АО "ЦНИИСМ" материалы по этапам 1 и 2 ОКР были приняты Истом без замечаний и указания на просрочку исполнения обязательств, о чем свидетельствуют совместно утвержденные АО "ЦНИИСМ" и Истцом Акты приемки N 1 и N 2 этапов ОКР: "работа по каждому этапу ОКР выполнена в полном объеме и соответствует ТЗ" (пункт 1 Актов приемки ОКР), Этап ОКР считать законченным и принятым. Обнаруженные недостатки: нет" (пункт 2 Актов приемки ОКР).
Также АО "ЦНИИСМ" были приняты меры к досрочному представлению материалов по другим этапам ОКР N 3 и N 4. Вместо 25.11.2017 г. материалы 3 папа ОКР представлены 31.10.2017 г. Акт N 3 приемки этапа ОКР был утвержден Госкорпорацией "Роскосмос" 27.11.2017 г. Вместо 25.11.2018 г., материалы 4 этапа ОКР представлены 19.10.2018 г. Акт N 4 приемки этапа ОКР был утвержден Госкорпорацией "Роскосмос" 15.11.2018 г., а Акт N 5 приемки всей ОКР утвержден Госкорпорацией "Роскосмос" 19.11.2018 г.
То есть налицо предпринятые АО "ЦНИИСМ" все меры для надлежащего досрочного исполнения Госконтракта. Исходя из вышеизложенного, вины АО "ЦНИИСМ" в выполнении Госконтракта и представлении материалов этапов ОКР в установленные ведомостью исполнения сроки, а не ранее вышеуказанных сроков, нет, так как и Госкорпорация "Роскосмос" (Заказчик) и АО "ЦНИИСМ" (Головной исполнитель) руководствовались буквальным толкованием Госконтракта в части представления отчетных материалов Головным исполнителем исключительно в сроки указанные в ведомости исполнения, то есть в соответствии со сроками, указанными в пункте 4.1. раздела IV: Сроки выполнения работ по государственному контракту устанавливаются: начало - 19 июня 2015 г.; окончание - 25 ноября 2018 г.
Все этапы ОКР выполнены в сроки, указанные в ведомости исполнения.
Таким образом, АО "ЦНИИСМ" проявило необходимые заботливость и осмотрительность, какие от него требовались по характеру обязательства и условиям оборота, и приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как установлено судом, из акта N 1 сдачи-приемки этапа 1 ОКР следует, что акт был представлен заказчику сопроводительным письмом исх. N 3047-307/ЦП от 09.11.2015 (вх. оп 12.11.2015 г.), т.е. до окончания установленного государственным контрактом срока выполнения этапа 1 ОКР. Кроме того, из акта следует, что он подписан представителем заказчика 19.11.2015 г., а утвержден лишь 03.12.2015 г.
Как установлено судом, из акта N 2 сдачи-приемки этапа 2 ОКР следует, что акт представлен заказчику сопроводительным письмом исх. N 1104-438/ПЭО от 13.04.2017 г., то есть до окончания установленного государственным контрактом срока выполнения этапа 2 ОКР. Кроме того, из акта следует, что он подписан представителем заказчика 27.04.2017 г., а утвержден лишь 24.05.2017.
Несвоевременное подписание истом актов сдачи-приемки этапов ОКР не может повлечь неблагоприятные последствия для ответчика в виде взыскания штрафных санкций.
В соответствии с п. 5.6. Госконтракта, заказчик в течение 35 (тридцати пяти) календарных дней с момента получения отчетных документов принимает выполненные работы или предъявляет Головному исполнителю обоснованные замечания и претензии по результатам выполнения ОКР (этапа ОКР) в случае обнаружения факта отступления Головным исполнителем от условий государственного контракта. В данном случае оформляется мотивированный отказ с перечнем недостатков и сроками их устранения.
Заказчик же полагает, что поскольку п. 5.6. Госконтракта заказчику на приемку работы отведено 35 дней с момента получения отчетных документов, то Головной исполнитель должен передать заказчику результат работ (отчетные документы) по этапу за 35 дней до истечения срока окончания выполнения работ по этапу, указанному в Ведомости исполнения Госконтракта.
Данный довод заказчика противоречит буквально сформулированным условиям Госконтракта.
Как указано выше, сроки, в которые Головной исполнитель представляет заказчику результат работ для осуществления приемки, определены в п. 5.4. Госконтракта, и в данном пункте недвусмысленно указано, что Головной исполнитель должен передать заказчику результат работ (отчетные документы) по этапу не позднее срока окончания выполнения работ по этапу.
Ни в п. 5.4., ни в иных пунктах Госконтракта ничего не говорится о том, что срок окончания выполнения работ по этапу, подлежит сокращению на срок, отведенный заказчику на принятие результата работы.
Целью, с которой в Госконтракт включено условие об определенном сроке, в течение которого заказчик должен принять результат работы, является защита Головного исполнителя, которому оплата причитается после принятия заказчиком результата работы по этапу (подписания Акта сдачи-приемки этапа).
Поэтому в Госконтракт включено условие, ограничивающее период, в течение которого заказчик должен осуществлять принятие результата работы.
П. 5.6. Госконтракта не содержит неясностей в толковании указания на то, что Головной исполнитель должен передать заказчику результат работ (отчетные документы) по этапу не позднее срока окончания выполнения работ по этапу, указанного в Ведомости исполнения Госконтракта, а Ведомостью исполнения указан конкретный срок окончания выполнения работ по этапам.
В настоящем деле в условиях Госконтракта не только отсутствуют положения обязывающие Головного исполнителя досрочно, до наступления срока окончания работ, указанных в Ведомости исполнения, представлять заказчику отчетную документацию для ее утверждения, но прямо наличествуют положения, указывающие Головному исполнителю на необходимость представлять заказчику отчетную документацию для ее утверждения именно в срок окончания работ, указанный в Ведомости исполнения.
Таким образом, Головной исполнитель выполнил свои обязательства надлежащим образом, в связи с чем оснований для применения к нему неустойки за просрочку в работе не имеется.
В связи с этим оснований для удовлетворения иска у суда не имелось.
Поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда 04.04.2019 г. подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2019 г. (резолютивная часть от 13.03.2019 г.) по делу N А40-261822/18 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-261822/2018
Истец: ГК ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС"
Ответчик: АО "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19467/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19467/19
08.08.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28088/19
27.03.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-261822/18