г. Ессентуки |
|
9 августа 2019 г. |
Дело N А18-315/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен 09.08.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей Марченко О.В. и Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Денисовым В.О., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Продукты Ингушетии" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.04.2019 по делу N А18-315/2019, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Продукты Ингушетии", г. Малгобек (ИНН: 0601027430, ОГРН: 1170608000364) к Государственному бюджетному образовательному учреждению "Назрановская школа-интернат N 1", г. Назрань (ИНН: 0602000368, ОГРН: 1020600988000) о взыскании задолженности и расходов по оплате услуг представителя, с участием третьего лица: Министерства финансов по Республике Ингушетия, при участии в судебном заседании: от ООО "Продукты Ингушетии": Даурбекова А.С. (директор), в отсутствие других лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Продукты Ингушетии" (далее - ООО "Продукты Ингушетии", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением к Государственному бюджетному образовательному учреждению "Назрановская школа-интернат N 1" (далее - ГБОУ "Назрановская школа-интернат N 1", учреждение, ответчик) о взыскании задолженности в размере 11 326 665 рублей и расходов по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке стать 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.04.2019 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что заключение договоров в обход конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не порождает у поставщика права требовать оплаты.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение от 24.04.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В апелляционной жалобе заявитель указал, что возможность осуществления закупки без проведения конкурсных процедур прямо предусмотрена нормами действующего законодательства при условии соблюдения требований определенных в пункте 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Заявитель также указал, что заключение договоров поставки на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ преследовало цель своевременного снабжения государственного учреждения продуктами питания. При таких обстоятельствах действия сторон по заключению договоров поставки на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ являются обоснованными и разумными.
Лица, участвующие в деле отзывы на жалобу суду не представили.
Определением суда от 08.07.2019 рассмотрение дела откладывалось в порядке части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена 11.07.2019 на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель истца просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 и 272 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба ООО "Продукты Ингушетии" удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что в период с января по сентябрь 20018 между обществом и учреждением заключено 36 договоров с номерами 1 - 36 (далее - спорные договоры), по условиям которых общество (поставщик) приняло на себя обязательства по поставке учреждению (покупателю) продуктов питания на общую сумму 11 326 665 руб.
Истец свои обязательства по поставке продуктов выполнил надлежащим образом, что подтверждено товарными накладными, представленными в материалы дела.
09.01.2019 истец направил ответчику претензию, в которой просил оплатить задолженность (том 1 л.д. 11 - 13). Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Отношения сторон основаны на договорах поставки и регулируются параграфом 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Законом N 44-ФЗ.
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, спорные договоры поставки заключены для обеспечения государственных нужд, в связи с чем должны соответствовать требованиям, предусмотренным Законом N 44-ФЗ.
Согласно Закону N 44-ФЗ правоотношения сторон, связанные с поставкой товаров для государственных нужд, должны быть урегулированы только посредством заключения контракта в порядке, предусмотренном данным законом.
В силу части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотрены статьей 93 Федерального закона N 44-ФЗ. В частности, подпунктом 5 пункта 1 статьи 93 предусмотрено осуществление закупки товара, работы или услуг государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.
Приведенная норма не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих 400 000 рублей, в том числе по одному и тому же товару у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день). Вместе с тем по своему содержанию пункт 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ предусматривает для заказчика возможность заключения закупок "малого объема" в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки.
В письме от 29.03.2017 N Д28и-1353 Минэкономразвития России разъяснило, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона N 44-ФЗ носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.
Искусственное "дробление" единой закупки на множество закупок до четырехсот тысяч рублей каждая в целях избежания публичных процедур не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур.
Как установлено судом, по договорам, являющимся основанием настоящего спора, сторонами являются одни и те же лица, предметом договоров выступает поставка продуктов питания. Условия договоров являются идентичными. Договоры N N 01 - 05 на сумму 1 633 392 руб. заключены сторонами в один день - 09.01.2018; договоры NN 06 - 25 на сумму 1 891 296 руб. - 31.03.2018; договоры NN 25 - 30 на сумму 1 719 360 руб. - 30.04.2018; договоры NN 30 - 36 на сумму 1 881 516 руб. - 01.09.2018.
Оценив условия спорных договоров, в частности их предметы и стоимость, суд установил, что сумма по договорам, заключаемым сторонами в один день, превышает предельно допустимый размер, при размещении которого его стороны вправе заключить гражданско-правовой договор без проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ.
С учетом изложенного коллегия судей согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что фактически данные договоры образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, с целью уйти от соблюдения процедур, предусмотренных указанным законом.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Злоупотребление правом имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки норме, предоставляющей ему соответствующее право, не соотносит поведение с интересами общества и государства, не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2015 N 32-КГ14-17). Под злоупотреблением правом понимается ситуация, когда реализация управомоченным лицом принадлежащего ему права сопряжена с нарушением установленных в статье 10 ГК РФ пределов осуществления гражданских прав. При этом лицо совершает действия с незаконной целью или незаконными средствами, нарушая права и законные интересы других лиц и причиняя им вред или создавая для этого условия (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2015 N 4-КГ15-54).
Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 18045/12 по делу N А40-37822/12-55-344. Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
Системное толкование норм указанного закона свидетельствует о том, что государственные и муниципальные контракты преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение публичных нужд за счет использования бюджетных средств; данный закон защищает публичные интересы и интересы иных лиц, которые вправе принимать участие в заключении государственных контрактов на основании конкурентных процедур.
Согласно положениям пункта 1 статьи 168 ГК РФ по общему правилу сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой. В то же время сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима, или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168). Посягающей на публичные интересы является в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (пункт 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Статья 167 ГК РФ устанавливает, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
Как правильно указано судом первой инстанции, в настоящем случае спорные договоры поставки являются ничтожными сделками, поскольку они заключены в нарушение закона и посягают на публичные интересы.
При этом обе стороны договоров не могут считаться действовавшими добросовестно, поскольку являясь участниками рыночных отношений, должны были знать и соблюдать установленные государством правила ведения предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований ООО "Продукты Ингушетии" судом первой инстанции правомерно отказано.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы и подлежат взысканию в доход федерального бюджета, поскольку при подаче жалобы обществу предоставлялась отсрочка в ее уплате.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.04.2019 по делу N А18-315/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Продукты Ингушетии" (ИНН 0602000368, ОГРН 1020600988000) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-315/2019
Истец: ООО "Продукты Ингушетии"
Ответчик: ГБОУ "Назрановская школа-интернат N1"
Третье лицо: Министерство финансов Республики Ингушетия