город Омск |
|
09 августа 2019 г. |
Дело N А70-1750/2019 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рыжикова О.Ю.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8141/2019) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2019 по делу N А70-1750/2019 (судья Сидорова О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению индивидуального предпринимателя Томиловой Елены Валентиновны (ОГРНИП 315723200017779, ИНН 720409525016) к Межрайонной ИФНС России N 10 по Тюменской области об оспаривании постановления от 20.12.2018 N 21 о назначении административного наказании,
установил:
Индивидуальный предприниматель Томилова Елена Валентиновна (далее - ИП Томилова Е.В., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 10 по Тюменской области (далее - Инспекция, ответчик) об оспаривании постановления от 2012.2018 N 21 о назначении административного наказания ( с учетом уточнения требований).
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 18.03.2019 вышеуказанное заявление принято к производству в упрощенном порядке.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2018 по делу N А70- 1750/2019, заявленные требования удовлетворены.
При этом арбитражный суд пришел к выводу о не соблюдении административным органом процедуры привлечения ИП Томиловой Е.В. к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что заявитель была надлежащим образом извещена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ и разъяснениями пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон и без проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
С 01.10.2018 по 31.10.2018 на основании поручения Межрайонной ИФНС России N 10 по Тюменской области от 11.10.2018 N 10/18/1 в отношении Предпринимателя была проведена проверка соблюдения законодательства о платежных агентов. Проверка проводилась в помещении, расположенном по адресу: Тюменская область, с. Омутинское, ул. Первомайская, д. 80А, магазин "Продукты" (платежный терминал 10092957).
В ходе проверки установлен факт неисполнения Предпринимателем, являющимся платежным агентом, обязанности по сдаче в кредитные организации полученных от плательщика при приеме платежей наличных денежных средств для начисления в полном объеме на свои специальные счета в сумме 100 руб.
По данному факту 31.10.2018 был составлен акт N 2.7-53/10 05.12.2018 должностным лицом Инспекции в отношении Предпринимателя был составлен протокол об административном правонарушении N 21 по признакам ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Постановлением от 20.12.2018 N 21 Предприниматель был привлечен к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно чч. 3-6 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В силу изложенных выше требований административный орган обязан принимать меры по извещению лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения административного дела для обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ. Указанные положения КоАП РФ носят императивный характер, направлены на защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, только при наличии доказательств надлежащего извещения лица о месте и времени совершения указанного процессуального действия.
Суд правомерно не согласился с доводами Предпринимателя о неизвещении о времени и месте рассмотрения административного дела, поскольку извещение подтверждается представленной в материалы дела телефонограммой от 14.12.2018, переданной сотруднику технической поддержки Предпринимателя.
В отношении составления протокола об административном правонарушении следует отметить следующее.
31.10.2018 письмом N 2.7-50/008516 Инспекцией в адрес Предпринимателя направлено уведомление о дате и времени составления протокола (назначено на 09.11.2018) с приложением акта и материалов проверки.
В связи с неполучением Предпринимателем уведомления, Инспекция 19.11.2018 письмом N 2.2-13/009279 назначила новую дату составления протокола об административном правонарушении, а именно 05.12.2018 в 11 час. 00 мин.
Указанное письмо было направлено в адрес Предпринимателя почтовой связью (почтовый идентификатор N 62707028018740).
Согласно информации официального сайта Почты России уведомление от 19.11.2018 Предпринимателем не получено.
В соответствии с п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (в ред. приказа Минкомсвязи России от 13.02.2018 N 61) письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются.
Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения.
Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен в соответствии с договором об оказании услуг почтовой связи. Адресатом (его уполномоченным представителем) может быть продлен срок хранения почтовых отправлений (за исключением почтовых отправлений разряда "судебное") и почтовых переводов в случае, если такая возможность предусмотрена в соответствии с договором об оказании услуг почтовой связи.
По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений.
Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем.
По истечении установленного срока хранения или при отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.
Согласно данным сайта Почты России 20.11.2018 имела место неудачная попытка вручения.
Таким образом, в силу положений абз. 2 п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи 30- дневный срок хранения почтовой корреспонденции истекал 20.12.2018.
В течение указанного периода адресат имеет право явиться в орган почтовой связи за получение почтового отправления, которое должно ожидать адресата в месте вручения в течение указанного выше срока.
По данным сайта Почты России 20.12.2018 срок хранения почтовой корреспонденции истек 20.12.2018, почтовое отправление было выслано отправителю.
При изложенных выше обстоятельствах по состоянию на дату составления протокола об административном правонарушении (05.12.2018) Инспекция не располагала сведениями об извещении Предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
При извещении письмом от 19.11.2018 N 2.2-13/009279 о составлении протокола об административном правонарушении 05.12.2018 Инспекцией не были учтены сроки и порядок вручения корреспонденции, в том числе сроки хранения почтовой корреспонденции в органе почтовой связи после прибытия корреспонденции к месту назначения.
Суд обоснованно отметил, что действующая редакция п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, предусматривающая 7-дневный срок хранения для корреспонденции разряда " административное", действует только с 31.03.2019.
Таким образом, представленное доказательства извещения Предпринимателя о составлении протокола (почтовая связь) не могли быть принияты судом.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из материалов дела следует, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенного на 05.12.2018, Предприниматель была извещена посредством направления Инспекцией ФНС России по г. Тюмени N 1 по ТКС 27.11.2018 уведомления о составлении протокола 05.12.2018, что подтверждается представленной в материалы дела подтверждением даты отправки.
При этом доказательств получения и прочтения Предпринимателем электронной почты Инспекция не представила.
Таким образом, на дату составления протокола об административном правонарушении (05.12.2018) уполномоченное должностное лицо Инспекции не обладало доказательствами надлежащего уведомления Предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Иных доказательств извещения Предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении материалы административного дела не содержат.
Суд апелляционной иснантции поддерживает вывод о том, что Предприниматель не была извещена надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а ответчик не принял своевременных и достаточных мер для надлежащего извещения Предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Протокол по делу об административном правонарушении составлен без участия Предпринимателя, при отсутствии доказательств его надлежащего извещения.
Выявленные нарушения является существенными нарушениями норм процессуального права и носит неустранимый характер.
Согласно п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение (постановление ВАС РФ от 03.02.2004 г. N 12133/03).
Поскольку указанные выше нарушения порядка привлечения к административной ответственности является самостоятельным и достаточным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и подлежащим отмене, суд не дает оценку доводам заявителя, касающимся события и существа выявленного нарушения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2019 по делу N А70-1750/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1750/2019
Истец: ИП Томилова Елена Валентиновна, Матвеева Оксана Олеговна
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ