г. Самара |
|
09 августа 2019 г. |
Дело N А65-4936/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бросовой Н.В.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ваша Безопасность" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2019 по делу N А65-4936/2019 (судья Мусин Ю.С.) принятое в порядке упрощенного производства
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ваша Безопасность" (ОГРН 1091690053641, ИНН 1656052847)
к Муниципальному бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа N71 с углубленным изучением отдельных предметов" Ново-Савиновского района г.Казани (ОГРН 1021603145740; ИНН 1657027970)
о взыскании 78 380 руб. задолженности по договору оказания услуг N9ш от 01 января 2016 г., согласно актов выполненных работ по техническому обслуживанию от января 2017 г., от 08 февраля 2017 г., от марта 2017 г., от апреля 2017 г., от мая 2017 г. и от июня 2017 г.,
третьи лица: Муниципальное бюджетное учреждение "Департамент телекоммуникационных технологий города Казани" (ОГРН 1161690149367; ИНН 1655371583) и Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (ОГРН 1051622218559; ИНН 1655065554).
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ваша Безопасность" (далее - "истец") обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан к Муниципальному бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа N 71 с углубленным изучением отдельных предметов" Ново-Савиновского района г.Казани (далее - "ответчик") о взыскании 78 380 руб. задолженности.
Определением суда первой инстанции от 18.03.2019 г. о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 227, 228 АПК РФ. Также данным определением арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Муниципальное бюджетное учреждение "Департамент телекоммуникационных технологий города Казани" и Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - "третье лицо").
Решением в виде резолютивной части от 16.05.2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено Арбитражным судом Республики Татарстан 23 мая 2019 года.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Ваша Безопасность" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2019 по делу N А65-4936/2019 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований истца.
Доводы заявителя жалобы мотивированы неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушением или неправильным применением норм материального и процессуального права.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2019 о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции лицам участвующим в деле предложено в срок не позднее 31 июля 2019 года представить отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в исковых требованиях.
С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без осуществления протоколирования и без составления резолютивной части постановления.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главной 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Республики Татарстан, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В настоящем деле обстоятельств, свидетельствующих о необходимости проведения судебного заседания при рассмотрении апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции - не усматривается.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) был заключен договор оказания услуг N 9ш от 01.07.2016 г., согласно которому исполнитель обязуется предоставлять заказчику услуги по обслуживанию системы контроля управления допуском и видеонаблюдения дошкольного учреждения МББОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа N 71 с углубленным изучением отдельных предметов", расположенного по адресу: г.Казань, ул. Волгоградская, д.39А, а заказчик обязуется ежемесячно оплачивать предоставленные услуги.
Согласно п.2.1 договора исполнитель принимает на себя обязательства осуществлять настройку оборудования, чье количество и наименование указано в акте приема-передачи выполненных работ, обслуживать системы допуска, видеонаблюдения в помещении и на территории (если таковые установлены) дошкольного учреждения, указанного в п.1.1 договора, в течение всего срока действия договора. Услуга по занесению магнитного ключа в базу данных является платной, составляет 100 руб. за один ключ, оплачивается заказчиком либо прямым потребителем (пользователем) услуги путем передачи денежных средств через заказчика либо прямым перечислением денежных средств на расчетный счет исполнителя.
В силу п.4.2 договора стороны обязуются ежемесячно оформлять акт выполненных работ. В случае не подписания заказчиком направленного исполнителем акта выполненных работ и отсутствия письменных возражения в течение 7 рабочих дней с момента его получения заказчиком, такой акт считается подписанным и согласованным сторонами.
В соответствии с п.5.1 договора услуги исполнителя оплачиваются ежемесячно. Заказчик обязуется перечислять денежные средства за предоставляемые исполнителем услуги в размере 15800 руб. на расчетный счет исполнителя не позднее 10 рабочих дней с момента подписания акта выполненных работ. Общая сумма договора 94 800 руб.
Согласно п.5.1.1 договора источник финансирования оплаты услуг обслуживания, предусмотренной в п.5.1, муниципальный бюджет г.Казань.
Договор заключен и действует с момента подписания его сторонами по 31.12.2016 г. (п. 7.1 договора).
Согласно п.7.2 договора если ни одна из сторон не заявит о прекращении договора не позднее, чем за 7 дней до истечения срока его действия, договор считается продленным на следующий срок на тех же условиях.
Согласно исковому заявлению истец оказал ответчику услуги по обслуживанию системы контроля управления допуском и видеонаблюдения за период с января по май 2017 года, представил акты выполненных работ за указанный спорный период.
В связи с образовавшейся задолженностью истец в досудебном порядке направил ответчику требование N 128/380 от 16.07.2018 об оплате возникшей задолженности в течение 10 дней со дня получения требования, однако ответчик оставил ее без удовлетворения.
Указанные выше обстоятельства явились основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Как видно из материалов дела, ответчик является бюджетным учреждением.
Заключенный сторонами договор по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, а отношения сторон регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Положениями статьи 93 Закона о контрактной системе регламентированы случаи осуществления закупки у единственного поставщика, согласно которым закупка у единственного поставщика может осуществляться без использования конкретных способов определения поставщиков.
Согласно части 1 статьи 72 БК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статьей 168 ГК РФ установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В пункте 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25) приведен примерный перечень сделок, являющихся ничтожными в силу прямого указания закона.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 74 и 75 Постановления N 25, также ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
В Законе N 44-ФЗ содержится явно выраженный запрет на заключение сделок в обход таких конкурентных способов, без использования которых нарушаются права неопределенного круга третьих лиц - потенциальных участников торгов.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.05.2013 N 18045/12, в условиях отсутствия государственного контракта на выполнение подрядных работ, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Законом, фактическое выполнение спорных строительных работ не может влечь возникновения на стороне подрядчика неосновательного обогащения. Возможности согласования выполнения подобных работ без соблюдения требований Закона и удовлетворении требования о взыскании неосновательного обогащения, по сути, дезавуирует его применение и открывает возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона. Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
По смыслу приведенных разъяснений, нарушение требований Закона N 44-ФЗ предполагает недобросовестность обеих сторон сделки, в связи с чем исполнитель (подрядчик) не может рассчитывать на получение платы, так как извлечение преимущества из незаконного или недобросовестного поведения противоречит статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такая сделка совершается в обход явно выраженного запрета, установленного законом.
В силу статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 названной статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 названной статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
Если совершение сделки нарушает запрет, установленный пунктом 1 статьи 10 ГК РФ, в зависимости от обстоятельств дела такая сделка может быть признана судом недействительной (пункты 1 или 2 статьи 168 ГК РФ). К сделке, совершенной в обход закона с противоправной целью, подлежат применению нормы гражданского законодательства, в обход которых она была совершена. В частности, такая сделка может быть признана недействительной на основании положений статьи 10 и пунктов 1 или 2 статьи 168 ГК РФ. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункты 7 и 75 Постановления N 25). Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи с учетом обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по делу NА65-43211/2017, суд первой инстанции, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного 28.06.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что договор, на котором истец основывает свои требования в рамках настоящего дела, заключен сторонами в нарушение требований статьи 72 БК РФ, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статей 7, 8, 24 Закона N 44-ФЗ без соблюдения конкурентных процедур выбора исполнителя, при наличии сговора между Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани и истцом, что привело к нарушению прав и охраняемых законом интересов третьих лиц.
При таких обстоятельствах данный договор в силу положений статей 10, 168 ГК РФ является ничтожной сделкой, совершенной с грубым нарушением публичных интересов.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий для сторон ее заключивших (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что на оказание спорных услуг стороны заключили муниципальный контракт в соответствии с порядком, установленным Законом N 44-ФЗ.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 37/13 от 04.06.2013 высказана позиция о том, что выполнение работ без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, свидетельствует о том, что лицо, выполнявшее работы, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства.
При этом положения главы 60 ГК РФ в данном случае не применимы, так как в действиях истца суд усматривает злоупотребление своими гражданскими правами (статья 10 ГК РФ), что в совокупности с пунктом 4 статьи 1109 ГК РФ, позволяет суду отказать истцу в удовлетворении иска, поскольку выполнение работ без государственного(муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, свидетельствует о том, что лицо, выполнявшее работы, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2015 N 309-ЭС15-26.
Таким образом, фактическое оказание истцом спорных услуг в отсутствие муниципального контракта на их оказание не влечет возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения.
Поскольку требования истца основаны на ничтожной сделке и несуществующем обязательстве ответчика, заявленная к взысканию истцом стоимость спорных услуг не подлежит взысканию в его пользу ни как сумма задолженности по сделке, ни как неосновательное обогащение. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Повторно рассмотрев дело, арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, полно, всесторонне и объективно исследованы судом, но подлежат отклонению, поскольку не влияют на законность обжалуемого судебного акта, не опровергают выводов суда и не подтверждены надлежащими доказательствами, выражают несогласие с ними и основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку надлежаще установленных судом фактических обстоятельств дела.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы, в связи с неоплатой госпошлины при подаче апелляционной жалобы, надлежит взыскать в доход федерального бюджета.
В силу положений частей 1 и 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются нарушения норм процессуального права, которые в части 4 статьи 288 настоящего Кодекса указаны в качестве оснований для отмены решения, постановления.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2019 по делу N А65-4936/2019 в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ваша Безопасность" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ваша Безопасность" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Бросова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-4936/2019
Истец: ООО "Ваша Безопасность", г. Казань
Ответчик: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа "71 с углубленным изучением отдельных предметов" Ново-Савиновского района города Казани , г.Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, г.Казань, МБУ "ДЕПАРТАМЕНТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"