07 августа 2019 г. |
Дело N А38-1617/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 07.08.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства государственного имущества Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.04.2019 по делу N А38-1617/2019,
принятое судьей Камаевой А.В.
по заявлению Министерства государственного имущества Республики Марий Эл о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 18.01.2019 N 02-13/255,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственного унитарного казенного предприятия Республики Марий Эл "Газета "Ямде лий".
В судебном заседании принял участие представитель Министерства государственного имущества Республики Марий Эл - Мякишева Т.Г. по доверенности от 10.01.2019 N 13 сроком действия до 31.12.2019.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Министерство государственного имущества Республики Марий Эл (далее - Министерство) 07.08.2018 обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Управление, антимонопольный орган) с заявлением о даче согласия на предоставление государственной преференции государственному унитарному казенному предприятию Республики Марий Эл "Газета "Ямде лий" (далее - Предприятие) путем передачи сроком на 5 лет в безвозмездное пользование имущества государственной собственности Республики Марий Эл, закрепленного на праве оперативного управления за государственным унитарным казенным предприятием Республики Марий Эл "Газета Кугарня", нежилые помещения - позиции 5, 6, 8, 9, 10, 11 первого этажа, общей площадью 50,9 кв.м, расположенные в административном здании на площади имени А.С. Пушкина, кадастровый номер 12:05:0506010:259 по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, наб. Амстердам, д. 1, для осуществления деятельности, связанной с изданием образовательной газеты "Ямде лий" ("Будь готов") на марийском языке, в целях сохранения культурных традиций и ценностей народов мари.
Управление 03.09.2018 сообщило Министерству, что передача Предприятию в безвозмездное пользование государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным казенным предприятием Республики Марий Эл "Газета Кугарня", исключит возможность иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, на предоставление указанных нежилых помещений и приведет к преимущественному положению конкретного хозяйствующего субъекта.
Министерство 21.12.2018 повторно обратилось в Управление с аналогичным заявлением о даче согласия на предоставление государственной преференции.
По результатам рассмотрения заявления Управлением принято решение от 18.01.2019 N 02-13/255 об отказе в предоставлении государственной преференции.
Министерство не согласилось с решением антимонопольного органа и обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным решения Управления от 18.01.2019 N 02-13/255.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Предприятие.
Решением от 26.04.2019 Арбитражный суд Республики Марий Эл в удовлетворении заявленного требования отказал.
Министерство обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Как утверждает заявитель жалобы, доказательств того, что рассматриваемая преференция приводит к устранению или недопущению конкуренции, не имеется.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление и Предприятие отзывы на апелляционную жалобу в суде не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления и Предприятия.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)).
Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях, указанных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
Решение о возможности предоставления хозяйствующим субъектам государственной или муниципальной преференции принимают указанные в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции органы власти. При этом данное право ограничено требованиями Закона о защите конкуренции о недопустимости устранения или недопущения конкуренции в результате предоставления государственной или муниципальной преференции.
В связи с этим государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа (часть 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции).
Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции установлен в статье 20 Закона о защите конкуренции, согласно которой федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.
Антимонопольный орган может отказать в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции (пункт 3 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, государственная преференция может быть предоставлена при соответствии ее целям, определенным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, и при условии, если ее предоставление не повлечет устранение или недопущение конкуренции. Преференция предоставляется конкретному хозяйствующему субъекту в исключительных целях.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, указанных в данной статье, в том числе, в целях развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей. Преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением проанализирован товарный рынок, на котором осуществляет деятельность Предприятие, и выявлено, что на территории Республики Марий Эл, в том числе на территории городского округа "Город Йошкар-Ола", деятельность по изданию газет, включая издание газет на марийском языке, осуществляют открытое акционерное общество "Газета "Марийская правда", общество с ограниченной ответственностью "Пресса", общество с ограниченной ответственностью "Газета "Марий Эл", общество с ограниченной ответственностью "Волжские вести", общество с ограниченной ответственностью "АВТО ДРАЙВ", общество с ограниченной ответственностью "Пронто", общество с ограниченной ответственностью "Марийская бумажная компания".
Следовательно, рынок услуг, связанных с изданием газет на территории Республики Марий Эл, включая издание газет на марийском языке, не является закрытым и ограниченным.
При этом общество с ограниченной ответственностью "Газета "Марий Эл" сообщило, что заинтересовано в издании республиканской газеты на марийском языке в случае получения бюджетной субсидии для возмещения затрат от издания газеты на марийском языке за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете.
Судом по материалам дела также установлено, что Предприятию выделены субсидии на издание газеты "Ямде лий" - 1 872 176 руб. 01 коп. (2016 год), 2 487 000 руб. (2017 год), 1 128 048 руб. 54 коп. (полугодие 2018 года). Годовой тираж составил 1300, 1300, 1150 экземпляров соответственно.
Проанализировав бухгалтерскую отчетность, представленную вместе с заявлением о даче согласия на предоставление государственной преференции, суд установил, что финансовое состояние Предприятия за последние 3 года не претерпело существенных изменений. Напротив, отчетность за 2017 год, а также полугодие и девять месяцев 2018 года свидетельствует о безубыточности деятельности Предприятия.
Следовательно, в рассматриваемом случае предоставление преференций Предприятию препятствует развитию конкуренции и ущемляет интересы отдельных хозяйствующих субъектов, желающих получить право пользования государственным имуществом. В данном случае ограничение конкуренции рассматривается в части возможного ограничения прав третьих лиц на пользование государственным имуществом.
Кроме того, Предприятие является государственным унитарным казенным предприятием.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) имущество унитарного предприятия формируется, в том числе за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции не является государственной или муниципальной преференцией закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В настоящем случае Министерство просило согласовать передачу нежилых помещений, которые закреплены на праве оперативного управления за другим государственным унитарным казенным предприятием Республики Марий Эл "Газета "Кугарня".
Таким образом, в случае необходимости имущество может быть передано Предприятию в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно посчитал, что решение Управления об отказе в предоставлении государственной преференции соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, не нарушает прав и законных интересов Министерства.
Министерство не представило достаточных и убедительных доказательств того, что оспариваемым решением нарушаются его права в экономической деятельности. Тем более, что Министерство может реализовать полномочия собственника государственного имущества без нарушения норм Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Министерству в удовлетворении требования о признании недействительным решения Управления от 18.01.2019 N 02-13/255.
Изложенным опровергаются доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Министерство от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.04.2019 по делу N А38-1617/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-1617/2019
Истец: Министерство государственного имущества РМЭ
Ответчик: УФАС по РМЭ
Третье лицо: ГУП РМЭ Газета Ямде лий
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6721/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6721/19
07.08.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5752/19
26.04.2019 Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-1617/19