г. Владимир |
|
08 августа 2019 г. |
Дело N А43-9899/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.08.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.05.2019 по делу N А43-9899/2019, принятое судьей Вершининой Е.И., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нагорный" (ИНН 5262321201, ОГРН 1155262009429) о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 20.12.2018 N 326-55152/18.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Нагорный" - Никитина М.С. по доверенности от 07.02.2019 N 2 сроком действия три года (л.д. 54).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области и публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания центра и Приволжья" ходатайствуют о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Обществу с ограниченной ответственностью "Нагорный" (далее - ООО "Нагорный", Общество) на праве собственности принадлежит трансформаторная подстанция N 4814, назначение - нежилое здание, кадастровый номер 52:18:0070248:469, площадью 51,1 кв.м (далее - ТП), расположенная в границах земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070248:44 по адресу: Нижегородская область, городской округ город Нижний Новгород, площадь Советская, дом 3 Б.
Общество 26.11.2018 обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - Министерство, заявитель) с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве собственности земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 78 кв.м, кадастровый номер 52:18:0070248:44, без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Письмом от 20.12.2018 исх. N 326-55152/18 Министерство отказало Обществу в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, ссылаясь на пункт 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса.
ООО "Нагорный" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Министерства.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.05.2019 заявленное требование удовлетворено.
При этом, руководствуясь статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Земельного кодекса, Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ Министерства не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества.
Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, сославшись на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Министерство считает ошибочным вывод суда об отсутствии предусмотренных подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 и пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.
По мнению заявителя, здание трансформаторной подстанции подпадает под общее понятие инженерных сооружений, которые не могут
размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Подробно позиция Министерства изложена в апелляционной жалобе.
Представитель Общества в судебном заседании возразил против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, считает решение суда законным и обоснованным, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав в судебном заседании представителя ООО "Нагорный", Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.14 Земельного кодекса установлен порядок предоставления в собственность, земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, который включает в себя, в том числе принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Статьей 39.15 Земельного кодекса установлен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Требования к форме и содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, к пакету подлежащих представлению документов изложены в пунктах 1, 2 статьи 39.15 Земельного кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В силу пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в том числе при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 -19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 19 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Нагорный" является собственником трансформаторной подстанции (кадастровый номер 52:18:0070248:469) площадью 51,1 кв.м, которая расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070248:44.
В соответствии с дополнительным соглашением от 18.10.2017 к договору аренды земельного участка N 18-2423 от 25.11.2010 Общество является соарендатором указанного земельного участка совместно с ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в целях использования его под трансформаторную подстанцию ТП N 4813 совместно с ТП N 4814.
Обществом получено согласие ПАО "МРСК Центра и Приволжья" на раздел земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070248:44 в целях приобретения в собственность части земельного участка, занятого принадлежащим им объектом недвижимости.
В рамках рассмотрении обращения ООО "Нагорный" Министерство обратилось в Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области (далее - Департамент).
Из заключения Департамента от 10.12.2018 следует, что сведения об изъятии испрашиваемого земельного участка из оборота или ограничения его в обороте, либо резервирования для государственных и муниципальных нужд, а также о наличии предусмотренных подпунктами 8, 9, 10, 14, 16, 17, 18, 20, 21, 24, 25 статьи 39.16 Земельного кодекса оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, отсутствуют.
Одновременно, Департамент указал, что с учетом наличия на испрашиваемом земельном участке ТП, на основании пункта 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса предоставление в собственность земельного участка с видом разрешенного использования "коммунальное обслуживание" невозможно.
Приказом от 10.12.2018 N 05-02-01-166/18С-ЗУ Департаментом утверждена схема расположения земельного участка площадью 78 кв.м (категория - земли населенных пунктов), расположенного в территориальной зоне многофункциональной общественной застройки местного значения - городских районов и планировочных частей (ТО-2), по адресу: площадь Советская, дом 3 Б, города Нижнего Новгорода, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070248:44, сохраняемого в измененных границах.
Письмом от 20.12.2018 Министерство отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса, ссылаясь на положения пункта 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса, а также части 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
В силу пункта 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 указанного Кодекса.
Согласно части 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года.
Суд первой инстанции, с учетом положений Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N384-ФЗ) обоснованно указал на разграничение объектов капитального строительства на "здание" и "сооружение", что соответственно влечет различные правовые последствия для собственников объектов.
При введении в действие пункта 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса законодатель ограничил распространение данной нормы исключительно на сооружения.
В связи с чем, установленное пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса право на приобретение в собственность земельного участка под зданием сохраняет свою силу.
При обращении ООО "Нагорный" в Министерство им были предоставлены сведения об объектах недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости ТП N 4814 на основании свидетельства о государственной регистрации права N52:18:0070248:469-52/125/2018-1 от 21.08.2018, договора купли-продажи от 12.09.2009, решения Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2018 по делу NА43-17635/2018.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2018 по делу N А43-17635/2018 установлено, что принадлежащая Обществу на праве собственности ТП N 4814 является зданием.
Сведения о принадлежащем Обществу объекте недвижимости - нежилом здании ТП N 4814, 21.08.2018 внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что в силу части 3 статьи 1, пункта 1 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" представляет собой юридический акт признания и подтверждения права собственности Общества в отношении указанного здания.
Таким образом, пункт 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса, а также часть 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ не распространяются на здание ТП принадлежащее Обществу.
Как уже отмечено выше, установленное пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса исключительное право ООО "Нагорный" на приобретение в собственность земельного участка под зданием ТП указанные нормы не ограничивают.
С учетом изложенного судом обоснованно отклонен довод Министерства и Департамента о том, что в силу пункта 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса и части 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ Обществу правомерно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии предусмотренных подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15, пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.
Общество, обращаясь в Министерство, подтвердило наличие у него исключительного права на получение испрашиваемого земельного участка в собственность, схема расположения образуемого земельного участка подготовлена и утверждена Департаментом.
Следовательно, оспариваемое решение Министерства не соответствует требованиям статьи 39.15, части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует последнему реализовать предоставленное ему законом исключительное право на приобретение земельного участка в собственность.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, пришел к правильному выводу о наличии совокупности оснований для признания недействительным оспариваемого отказа Министерства.
Доводы заявителя получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.05.2019 по делу N А43-9899/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-9899/2019
Истец: ООО "НАГОРНЫЙ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, ПАО "МРСК Центра и Приволжья", ООО Представитель "Нагорный" Никитина мария Сергеевна