г. Москва |
|
09 августа 2019 г. |
Дело N А40-306891/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Д.В. Пирожкова, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем A.M. Кулиш,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 апреля 2019 года
по делу N А40-306891/18, принятое судьей Ереминой И. И.,
по иску ПАО "Дорогобуж"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Игнатов А.С. по доверенности от 01.12.2018
от ответчика: Немцева А.А. по доверенности от 07.12.2018
УСТАНОВИЛ
Публичное акционерное общество "Дорогобуж" (далее истец) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее ответчик) о взыскании пени, с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, в сумме 407 306 руб. 01 коп.
Решением суда от 22 апреля 2019 года исковые требования удовлетворены частично в сумме 285 000 руб. в связи с применением судом ст.333 ГК РФ.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение изменить и принять новый судебный акт об отказе в иске в сумме 268 940,90 руб.
Ответчик просит решение суда оставить в силе, согласен с выводами, изложенными в его мотивировочной части.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение суда от 22 апреля 2019 года в обжалуемой части подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, в период с 16.01.2018 по 06.02.2018 "Российские железные дороги", являясь перевозчиком, нарушило нормативный срок доставки грузов, которые ОАО "Российские железные дороги (далее - ОАО "РЖД", Ответчик), в соответствии со статьями 33, 97 Устава, п. 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС РФ N 245 от 07.08.2015), обязано было доставить к определенному сроку.
Принятое на себя обязательство по доставке вагонов к определенному сроку, Ответчик надлежащим образом не исполнил, вагоны прибыли в адрес грузополучателей с нарушением срока. Факт нарушения сроков доставки вагонов подтверждается выписками из АРМ "Этран".
Исходя из п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Порожний грузовой вагон считается доставленным в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки порожний грузовой вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя в соответствии с настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно ст. 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч. 1 ст. 29 Устава обстоятельств.
Согласно уточненного расчета истца размер пени составляет 407 306 руб. 01 коп.
В соответствии с требованиями Устава, Истец направил в адрес ответчика претензию, которая была оставлена без ответа.
До настоящего момента, претензионные требования Истца, Ответчиком не удовлетворены, что и послужило основанием для предъявления настоящего искового заявления в Арбитражный суд г. Москвы.
Установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции признал уточненные требования в сумме 407 306,01 руб. обоснованными и взыскал с ответчика с учетом применения ст.333 ГК РФ 285 000 руб.
Довод ответчика о продлении срока доставки по вагонам указанным в строках контррасчета Ответчика за N N 3-5, 13, 34, 36, 50, на общую сумму 6 223,17 руб. не прнинимается судом апелляционной инстанции, поскольку отсутствуют доказательства, что прохождение станций Мосузла не является отклонением от маршрута.
Между тем, решение суда подлежит изменению в силу следующего.
Из материалов дела усматривается, что следовавшие по дорожным ведомостям N N ЭП (строка контррасчета 9) - том 3 л.д. 2-3, ЭП261247 (строка контррасчета 10) - том 3 л.д. 16-17, ЭП304604 (строка контррасчета 11) - том 3 л.д. 30-31, ЭП590526 (строка контррасчета 15) - том 3 л.д. 47-48, ЭП593801 (строка контррасчета 16) - том 3 л.д. 63-64, ЭП635564 (строка контррасчета 18) - том 3 л.д. 82-83, ЭП664335 (строка контррасчета 19) - том 3 л.д. 93-94, ЭП664338 (строка контррасчета 20) - том 3 л.д. 107-108, ЭП665792 (строка контррасчета 22) - том 3 л.д. 121-122, ЭП665812 (строка контррасчета 24) - том 3 л.д. 136-137, ЭП668843 (строка контррасчета 25) - том 3 л.д. 149-150, ЭП676062 (строка контррасчета 26) - том 3 л.д. 159-160, ЭП698153 (строка контррасчета 28) - том 2 л.д. 4- 5, ЭП698154 (строка контррасчета 29) - том 2 л.д. 20-21, ЭП754009 (строка контррасчета 30) - том 2 л.д. 35-36, ЭП754029 (строка контррасчета 31) - том 2 л.д. 49-50, ЭП831711 (строка контррасчета 32) - том 2 л.д. 60-61, ЭП831712 (строка контррасчета 33) - том 2 л.д. 75-76, ЭП853350 (строка контррасчета 34) - том 2 л.д. 91-92, ЭП896819 (строка контррасчета 36) - том 5 л.д. 37-38, ЭП930152 (строка контррасчета 37) - том 5 л.д. 52-53, ЭП934549 (строка контррасчета 53) - том 5 л.д. 65-66, ЭП934556 (строка контррасчета 39) - том 5 л.д. 78-79, ЭП936976 (строка контррасчета 40) - том 5 л.д. 92-93, ЭП937228 (строка контррасчета 41) - том 5 л.д. 105-106, ЭП941215 (строка контррасчета 42) - том 5 л.д. 119-120, ЭП947400 (строка контррасчета 43) - том 4 л.д. 12-13, ЭП985803 (строка контррасчета 46) - том 4 л.д. 23-24, ЭП880952 (строка контррасчета 35) - том 4 л.д. 64-65, ЭП225941 (строка контррасчета 3) - том 4 л.д. 86-87, ЭП225942 (строка контррасчета 4) - том 4 л.д. 100-101, ЭП225944 (строка контррасчета 5) - том 4 л.д. 114-115, ЭП261212 (строка контррасчета 6) - том 4 л.д. 133-134, ЭП261220 (строка контррасчета 7) - том 4 л.д. 144-145, ЭП261230 (строка контррасчета 8) - том 4 л.д. 158-159, вагоны были отцеплены в пути следования, о чем в указанных дорожных ведомостях Перевозчиком проставлена соответствующая отметка.
Из составленных Перевозчиком актов общей формы о начале задержки вагонов следует, что вагоны были отцеплены в связи с выявленными техническими неисправностями - по дорожной ведомости N N ЭП261232 - акт общей формы на начало задержки N 832 (тонкий гребень) - том 3 л.д. 12, ЭП261247 - N 831 (тонкий гребень) - том 3 л.д. 26, ЭП304604 - N 1935 (выщербина обода колеса) - том 3 л.д. 41, ЭП590526 - N 1314 (тонкий гребень) - том 3 л.д. 57, ЭП593801 - N 1415 (тонкий гребень) - том 3 л.д. 74, ЭП635564 - N 1862 (тонкий гребень) - том 3 л.д. 88, ЭП664335 - N 1760 (тонкий гребень) - том 3 л.д. 102, ЭП664338 - N 1761 (неисправность тормозного цилиндра) - том 3 л.д. 116, ЭП665792 - N 2922 (выщербина обода колеса) - том 3 л.д. 130, ЭП665812 - N 1/1700 (неравномерный прокат по кругу катабния выше нормы) - том 3 л.д. 143, ЭП668843 - N 1939 (неисправность воздухораспределителя) - том 3 л.д. 155, ЭП676062 - N 1756 (тонкий гребень) - том 3 л.д. 169, ЭП698153 - N 2220 (тонкий гребень) - том 2 л.д. 15, ЭП698154 - N 2219 (тонкий гребень) - том 2 л.д. 30, ЭП754009 - N 1944 (выщербина обода колеса) - том 2 л.д.45, ЭП754029 - N 2087 (тонкий гребень) - том 2 л.д. 55, ЭП831711 - N 1936 (неисправность воздухораспределителя) - том 2 л.д. 70, ЭП831712 - N 1937 (выщербина обода колеса) - том 2 л.д. 86, ЭП853350 - N 2184 (излом пружин) - том 2 л.д. 102, ЭП896819 - N 2460 (неисправность воздухораспределителя) - том 5 л.д. 48, ЭП930152 - N 3052 (выщербина обода колеса) - том 5 л.д. 62, ЭП934549 - N 2544 (тонкий гребень) - том 5 л.д. 74, ЭП934556 - N 2398 (тонкий гребень) - том 5 л.д. 87, ЭП936976 - N 2309 (выщербина обода колеса) - том 5 л.д. 102, ЭП937228 - N 2221 (тонкий гребень) - том 5 л.д. 116, ЭП941215 - N 2719 (тонкий гребень) - том 5 л.д. 140, ЭП947400 - N 2251 (выщербина обода колеса) - том 4 л.д. 19, ЭП985803 - N 2818 (выщербина обода колеса) - том 4 л.д. 30, ЭП880952 - N 4/450 (выщербина обода колеса) - том 4 л.д. 70, ЭП225941 - N 1474 (выщербина обода колеса) - том 4 л.д. 96, ЭП225942 - N 1593 (тонкий гребень) - том 4 л.д. 111, ЭП225944 - N 1473 (тонкий гребень) - том 4 л.д. 123, ЭП261212 - N 838 (тонкий гребень) - том 4 л.д. 140, Э261220 - N 835 (тонкий гребень) - том 4 л.д. 154, ЭП261230 - N 878 (тонкий гребень) - том 4 л. д. 168.
Названные неисправности, согласно Классификатору К ЖА 2005 05 носят эксплуатационный характер, т.е. такие неисправности, которые возникли при естественном износе деталей, то есть, по причинам, не зависящим от перевозчика.
Правилами исчисления сроков доставки, установлено, что сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами, увеличиваются, в том числе на все время задержки в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с оформлением и устранением обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от Перевозчика причинам (п. 6.3 Правил).
Таким образом, не правомерно заявленная истцомом сумма начисления по эксплуатационным неисправностям составляет 262 717,73 руб.
Учитывая, что в части применения судом первой инстанции статьи 333 ГК РФ на сумму 122 306,01 руб., решение суда первой инстанции не обжалуется, оснований для пересмотра решения суда в части ст.333 ГК РФ не имеется.
В этой связи с ответчика в пользу истца следует взыскать 22 282,27 руб. пени (407 306,01 руб. - (262 717,73 руб. + 122 306,01 руб.).
Госпошлина, приходящаяся на уменьшение иска, подлежит возврату истцу из бюджета в сумме 63 руб. (ст.ст. 333.22, 333.40 НК РФ), в остальном расходы сторон по оплате госпошлины распределяются пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований без учета применения ст.333 ГК РФ, в результате чего с ответчика в пользу истца следует взыскать 2 022 руб. (ст.110 АПК РФ).
При изготовлении настоящего постановления в полном объеме исправлена арифметическая ошибка в расчетах, допущенная при оглашении резолютивной части постановления, о чем вынесено определение в форме отдельного судебного акта (ст.179 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 апреля 2019 года по делу N А40-306891/18 в обжалуемой части изменить.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ПАО "Дорогобуж" 22 282 руб. 27 коп. - пени, 2 022 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины, в остальной части иска отказать.
Возвратить ПАО "Дорогобуж" 63 руб. - госпошлины излишне уплаченной по платежному поручению N 903 от 04.12.2018 из федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-306891/2018
Истец: ПАО "ДОРОГОБУЖ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19367/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19367/19
09.08.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35941/19
22.04.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-306891/18