г. Красноярск |
|
22 января 2024 г. |
Дело N А74-6430/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" января 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.
судей: Барыкина М.Ю., Иванцовой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.
при участии с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания): от антимонопольного органа (Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия): Ярковой Ю.Т., представителя по доверенности от 25.12.2023 N КЛ/11257/23, паспорт, диплом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "10" ноября 2023 года по делу N А74-6430/2023,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - общество, ПАО "Россети Сибирь") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 17.08.2023 о назначении административного наказания по делу N 019/04/9.21-551/2023 об административном правонарушении (исх. от 18.08.2023 N ОЛ/6574/23), о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 17.08.2023 (исх. от 18.08.2023 N ОЛ/6575/23).
Определением арбитражного суда от 06.09.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ливенцева Наталья Николаевна.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 10.11.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе. От антимонопольного органа в материалы дела поступил отзыв.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.
От антимонопольного органа в материалы дела поступи отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
При рассмотрении дела арбитражным судом установлено следующее.
02.06.2022 между обществом и Федорченко В.Ф. заключен договор N 20.1900.2836.22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в соответствии с пунктом 24 типовых условий которого он считается заключенным со дня оплаты заявителем счета.
Кассовым чеком от 02.06.2022 Федорченко В.Ф. внесена плата за технологическое присоединение по договору N 20.1900.2836.22 в сумме 550 руб.
На основании уведомления об уступке права (требование) от 23.03.2023 Федорченко В.Ф. обратился в общество с просьбой осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям по договору от 02.06.2022 N 20.1900.2836.22 в пользу Ливенцевой Н.Н. К уведомлению был приложен договор от 23.03.2023 уступки права (требование) по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 02.06.2022 N 20.1900.2836.22.
Письмом от 03.05.2023 N 1.7/19/692 общество сообщило Федорченко В.Ф. и Ливенцевой Н.Н. о замене с 23.03.2023 стороны по договору с передачей соответствующих прав и обязанностей Ливенцевой Н.Н.
По условиям типового договора N 20.1900.2836.22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям общество приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики) с учётом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 15 кВт; категория надёжности третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,40 кВ (пункт 1 договора).
Пунктом 6 договора установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, который составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
В соответствии с пунктом 3 договора технологическое присоединение необходимо для электроснабжения "жилой дом", расположенный в Республике Хакасия.
29.05.2023 (регистрационный N 4720/23) в антимонопольный орган поступила жалоба Ливенцевой Н.Н. о нарушении обществом сроков технологического присоединения к электрическим сетям объекта потребителя с приложением документов (договор N 20.1900.2836.22, технические условия, уведомление об оплате заказа, письмо о согласовании на передачу и прием обязательство по договору ТП от 03.05.2023 N 1.7/196/692).
Определением руководителя управления от 31.05.2023 возбуждено дело N 019/04/9.21-551/2023 об административном правонарушении, назначено проведение административного расследования, установлена дата, время и место составления протокола об административном правонарушении (28.06.2023). Определение получено обществом 08.06.2023 (почтовое отправление N 65591184165373).
07.06.2023 в антимонопольный орган поступил ответ общества на определение о возбуждении дела (исх. от 06.06.2023 N 1.7/29/1090-пд) с приложением документов (договор N 20.1900.2836.22, технические условия к договору, кассовый чек от 02.06.2022, сведения с портала электросетевых услуг, уведомление об уступке права (требование) по договору, договор уступки права (требование) от 23.03.2023, письмо от 03.05.2023 N 1.7/19/692, рабочая документация, приказы, распоряжение, служебные записки).
27.06.2023 третье лицо обратилось в управление с ходатайством о рассмотрении дела без участия Ливенцевой Н.Н.
28.06.2023 заместителем руководителя управления в отсутствие представителя общества и Ливенцевой Н.Н. составлен протокол N 019/04/9.21-551/2023 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 28.06.2023 назначена дата, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 17.08.2023 в 13-50.
Протокол и определение получены обществом 04.07.2023 (почтовое отправление N 65591184168909).
Постановлением заместителя руководителя управления от 17.08.2023 (исх. от 18.08.2023 N ОЛ/6574/23) по делу N 019/04/9.21-551/2023 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Представлением об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 17.08.2023 (исх. от 18.08.2023 N ОЛ/6575/23), обществу указано осуществить действия, направленные на выполнение своих обязательств, предусмотренных договором от 02.06.2022 N 20.1900.2836.22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Постановление и представление получены обществом 24.08.2023 (почтовое отправление N 65591186107302).
Письмом от 21.09.2023 N 1.7/29/2171-пд общество в ответ на представление от 17.08.2023 направило приказ с приложением.
Не согласившись с вынесенными постановлением, представлением, общество в установленный частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) срок обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Не согласившись с вынесенными постановлением, представлением, общество в установленный частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) срок обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, срока привлечения к административной ответственности, а также наличие у административного органа полномочий на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности судом первой инстанции установлены.
Доводам общества о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции. Применительно к положениям пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" заявленные обществом доводы были отклонены судом первой инстанции как необоснованные.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерным выводам об отсутствии существенных нарушений со стороны административного органа при производстве по делу об административном правонарушении, в том числе, установленных статьями 24.4, 28.2, 28.7, 29.7, 29.10 требований, в связи с чем, соответствующие доводы заявителя жалобы подлежат отклонению.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В силу части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 указанного Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Норма части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ введена Федеральным законом от 14.07.2022 N290-ФЗ, вступила в силу 25.07.2022 и действовала на дату возбуждения дела об административном правонарушении.
В данном случае дело об административном правонарушении возбуждено в связи с поступлением обращения гражданина, содержащего достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, данная информация обоснованно признана административным органом достаточной для вывода о наличии события административного правонарушения и свидетельствует о наличии основания для возбуждения дела об административном правонарушении.
На основании вышеизложенного, подлежит отклонению довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возбуждения дела.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на не заключенность договора, в связи с отсутствием внесения оплаты.
Указанный довод также оценен и отклонен судом апелляционной инстанции.
Согласно абз. 3 п. 103 Правил технологического присоединения, наличие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12 (1), 13 (2) - 13 (5) и 14 настоящих Правил, подтверждается документом об оплате (полностью или в установленных настоящими Правилами случаях частично) заявителем сетевой организации выставленного ею и размещенного в личном кабинете заявителя счета на оплату технологического присоединения по договору, предусмотренному пунктом 105 настоящих Правил.
В силу абзаца 3 пункта 103 Правил наличие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12 (1), 13 (2) - 13 (5) и 14 настоящих Правил, подтверждается документом об оплате (полностью или в установленных настоящими Правилами случаях частично) заявителем сетевой организации выставленного ею и размещенного в личном кабинете заявителя счета на оплату технологического присоединения по договору, предусмотренному пунктом 105 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 19 Типовых условий договора договор об осуществлении технологического присоединения электроустановок заявителя к электрическим сетям сетевой организации считается заключенным со дня оплаты заявителем счета, выставленного в личном кабинете заявителя.
Кассовым чеком от 02.06.2022 Федорченко В.Ф. внесена плата за технологическое присоединение по договору N 20.1900.2836.22 в сумме 550 руб.
С учетом изложенного, доводы жалобы в указанной части не нашли своего подтверждения.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе, к электрическим сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи Кодекса, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (абзац 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 6 Правил технологического присоединения).
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению относится к существенным условиям договора.
Поскольку разделом Х Правил N 861 не урегулированы специальные сроки осуществления технологического присоединения заявителей, указанных в пункте 12.1 Правил, подлежат применению общие сроки, установленные пунктом 16 Правил N 861.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 Правил N 861, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения, до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Таким образом, предусмотренный пунктом 16 Правил N 861 срок является предельным и начинает течь с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
Нормами действующего законодательства не предусмотрено оснований для продления указанного срока, либо оснований, освобождающих сетевую организацию от обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на технологическое присоединение объекта потребителя.
Как установлено управлением и следует из материалов дела, 02.06.2022 между обществом (сетевая организация) и Федорченко В.Ф. заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 20.1900.2836.22 для электроснабжения объекта потребителя, который будет располагаться по указанному в договоре адресу. Об уступке права (требование) по рассматриваемому договору Ливенцевой Н.Н. общество извещено уведомлением об уступке права (требование) от 23.03.2023. Письмом от 03.05.2023 N 1.7/19/692 общество подтвердило замену с 23.03.2023 стороны по договору с передачей соответствующих прав и обязанностей Ливенцевой Н.Н.
Судами установлено, что общество в установленный договором от 02.06.2022 N 20.1900.2836.22 срок в 6 месяцев, то есть с 02.06.2022 по 02.12.2023, не выполнило мероприятия, согласно техническим условиям, являющихся неотъемлемым приложением к договору.
Оспаривая постановление управления, общество указывает на недоказанность события административного правонарушения в связи с тем, что нарушение срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств третьего лица, не может быть признано объективной стороной, поскольку Правила N 861 не устанавливают такие сроки (пункт 16 определяет содержание договора), а технологическое присоединение является совокупностью организационных и технических действий.
Данный довод заявителя был оценен и обосновано отклонен судом первой инстанции, поскольку в силу пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может в рассматриваемом случае превышать 6 месяцев, отнесен к существенным условиям договора на технологическое присоединение к электрическим сетям.
Доказательства, свидетельствующие о соблюдении указанного срока, в материалы дела не представлены, о наличии таких доказательств не заявлено.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства, и установив, что обществом нарушен порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям объекта потребителя в части нарушения срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава вменяемого административного правонарушения.
Установив повторность нарушения обществом установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям, суд первой инстанции указал на правильность квалификации административным органом совершенного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Действующее законодательство возлагает именно на сетевую организацию обязанность по соблюдению правил технологического присоединения к электрическим сетям.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные чрезвычайными и объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств в деле не имеется.
Ссылка общества на договоры поставки оборудования и на письма поставщиков о переносе сроков поставки оборудования и о расторжении данных договоров обосновано была признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку общество имело возможность приобрести необходимое оборудование у иных поставщиков. Кроме того, обществом не доказано, что представленные в антимонопольный орган при рассмотрении дела об административном правонарушении договоры поставки оборудования заключались именно во исполнение договора, заключённого с Федорченко В.Ф. (Ливенцевой Н.Н.).
Принимая во внимание, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и вина лица в его совершении подтверждаются материалами дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии состава вмененного административного правонарушения.
Основания для применения положений, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции, как и судом первой инстанции не установлены, соответствующие доказательства заявителем не представлены.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьёй или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Антимонопольный орган, назначая административное наказание по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, пришёл к выводу о тяжёлом имущественном положении общества, подтверждённом документами об убыточной деятельности общества, в том числе его филиала на территории Республики Хакасия (отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2022 года, показатели раздельного учета доходов и расходов за 12 месяцев 2022 года), и применил положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, назначив административный штраф размере 300 000 руб.
В этой связи доводы заявителя о том, что административным органом не учтено его тяжёлое финансовое положение, являются несостоятельными.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что избранная судом первой инстанции мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе общество также отразило, что административный орган в оспариваемом постановлении не указал информацию о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частями 1.3 - 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ.
В силу части 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 Кодекса.
В рассматриваемом случае правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), следовательно, положение части 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ также неприменимо.
Кроме того, отсутствие в постановлении информации о возможности уплаты административного штрафа в размере 50% в порядке части 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ, не повлияло на возможность административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, с учетом разъяснений Пленума ВАС РФ, отраженных в пункте 10 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не носит существенного характера, влекущего признание данного акта незаконным.
Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотренные статьей 29.13 КоАП представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
Статья 29.13 КоАП РФ предусматривает, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
В рассматриваемом случае одновременно с постановлением о привлечении к административной ответственности, административный орган выдал обществу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Оспариваемое представление констатирует отраженное в постановлении привлечение к административной ответственности за нарушение норм действующего законодательства, а также указывает на выявленные причины, способствовавшие совершению административного правонарушения, и обязывает ПАО "Россети Сибирь" принять меры по их устранению и информировать о них административный орган в течение месяца со дня получения представления.
Формулировки оспариваемого представления доступны для понимания конкретных действий, которые следует совершить обществу в целях устранения нарушений законодательства и прав потребителя. Месячный срок его рассмотрения и исполнения является разумным, а само представление исполнимым.
С заявлением о продлении срока исполнения оспариваемого представления общество в управление не обращалось.
В тексте оспариваемого представления указано, что общество не осуществило всех необходимых действий для исполнения в установленный срок своих обязанностей по договору, что привело к нарушению прав потребителя и способствовало совершению административного правонарушения, а также на пренебрежительное отношение к исполнению требований, установленных Законом N 35-ФЗ и Правилами N 861.
На момент вынесения оспариваемого представления общество не представило информацию в антимонопольный орган об устранении выявленных нарушений Правил N 861. При таких обстоятельствах в связи с установлением причин и условий совершения административного правонарушения обществу правомерно направлено антимонопольным органом представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно - осуществить действия, направленные на выполнение обществом в лице филиала "Хакасэнерго" своих обязательств, предусмотренных договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
С учетом изложенного, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое представление соответствует указанным нормам права и не привело к нарушению прав общества, а равно не создает препятствий для осуществления обществом предпринимательской или иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого представления.
В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований в указанной части судом первой инстанции также отказано обосновано.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "10" ноября 2023 года по делу N А74-6430/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-6430/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Третье лицо: Ливенцева Наталья Николаевна, ПАО Филиал "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго"