г. Санкт-Петербург |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А21-1354/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): Югай И.Ю. по доверенности от 19.12.2018
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19498/2019) ООО "Автостеп" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.2019 по делу N А21-1354/2019 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по иску Калининградской областной таможни
к ООО "Автостеп"
о взыскании
установил:
Калининградская областная таможня (далее - Таможня, истец) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автостеп" (далее - Общество, ответчик) о взыскании 1 192 500 руб. утилизационного сбора, пени.
Решением арбитражного суда первой инстанции ль 29.05.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ответчик указывает, что таможенным органом не проводилась проверка документов и сведений в порядке, установленном статьями 324, 326 ТК ЕАЭС и Приказом ФТС от 25.08.2009 N 1560. Кроме того, в отношении ввезенного товара утилизационный сбор не подлежит уплате, поскольку товар представляет собой б/у автомобиль, предназначенный для разборки на части, узлы и агрегаты, что не предполагает его эксплуатацию по прямому назначению, товар после ввоза не эксплуатировался.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, Таможня представила отзыв, в котором просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель таможни против удовлетворения жалобы возражал. Общество, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество на Калининградском акцизном таможенном посту по декларации на товары N 10012210/030518/0002195 (далее - ДТ) ввезло на территорию Российской Федерации товар: автомобиль грузовой - фургон рефрижераторный, б/у, дизельный, марка "IVECO", модель EUROCARGO 120Е25, VIN:ZCFA1EJ0302533395, полная масса: 11990 кг., код товара - 8704229904 ТН ВЭД ЕАЭС (транспортное средство).
В графе 31 декларации на товары указано: "автомобиль для разборки на запчасти, узлы и агрегаты. Транспортное средство не предназначено для использования на дорогах общего пользования".
Названный товар выпущен 03.05.2018 года таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой свободной таможенной зоны, без уплаты утилизационного сбора.
По результатам проверки документов и сведений, представленных при таможенном декларировании товара, Таможней выявлен факт неуплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного товара, определен размер подлежащего уплате утилизационного сбора - 1 192 500 руб.
В связи с этим в адрес Общества направлено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора от 23.07.2018, которое получено адресатом 06.08.2018.
Отсутствие уплаты утилизационного сбора и пени Обществом явилось основанием для обращения таможенного органа в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации транспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
Согласно статье 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1291) утвержден Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Указанным Постановлением N 1291 установлены порядок взимания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации.
Транспортные средства полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн включены в пункт 8 раздела II - транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий. В соответствии с Перечнем базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении вышеуказанного транспортного средства равна 150 000 рублей (примечание 7 к Перечню), коэффициент расчета суммы утилизационного сбора - 7,95.
Перечнем определено, что размер утилизационного сбора равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Следовательно, размер утилизационного сбора в рассматриваемом случае правильно определен таможней в размере 1 192 500 рублей. (150 000 руб. х 7,95).
Названным выше постановлением Правительства РФ утверждены также и Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, согласно п. 3 которых взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абз. 2 п. 3 ст. 24.1 Закона N 89, осуществляет Федеральная таможенная служба.
В отношении ввезенного Обществом в Российскую Федерацию транспортного средства взимание утилизационного сбора осуществляет Калининградская областная таможня.
Пунктом 11(2) Правил установлена обязанность плательщика по предоставлению в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования), документов, подтверждающих правильность исчисления суммы утилизационного сбора, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил.
Пунктом 11 Правил к таким документам отнесены:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", приведенный в приложении N 1 к Правилам;
б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении N 2 к Правилам, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Пунктом 15(1) Правил установлено, что в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
Названный порядок уведомления Таможней соблюден.
Следовательно, поскольку Общество в добровольном порядке не уплатило утилизационный сбор, суд правомерно заключил об обоснованности заявленных таможенным органом требований.
При этом, то обстоятельство, что в названном выше пункте Правил установление факта неоплаты или неполной оплаты утилизационного сбора обусловлено уплатой утилизационного сбора и (или) проставлением соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта транспортного средства, не означает, что утилизационный сбор не подлежит уплате, в случае, если при ввозе транспортного средства он не был уплачен лицом, осуществившим ввоз транспортного средства, или не был оформлен паспорт транспортного средства, поскольку уплата утилизационного сбора при ввозе транспортного средства в Российскую Федерацию не поставлена в зависимость от выпуска транспортного средства в обращение.
Как указал Верховный суд Российской Федерации в определении от 23.08.2018 по делу N 307-КГ18-11866, неполучение в паспорта самоходной машины, предназначавшейся на разборки и продажи на запчасти, нахождение транспортного средства в непригодном для эксплуатации и восстановления состоянии не освобождают от обязанности по уплате утилизационного сбора.
На основании вышеизложенного следует вывод о правомерности предъявления таможенным органом требования к взысканию с Общества утилизационного сбора.
Расчет заявленных Таможней к взысканию пени за неуплату утилизационного сбора в размере 19 020,38 руб. по состоянию на 23.07.2018 ответчиком не оспорен, судами проверен, признан правильным. Названные выше Правила предусматривают право Таможни в судебном порядке взыскать неуплаченный утилизационный сбор и пени по день исполнения обязанности по его уплате в судебном порядке (п. 15(1)). В этой связи судом правомерно удовлетворено также требование таможенного органа о взыскании пени по день фактического исполнения Обществом обязанности по уплате утилизационного сбора.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.2019 по делу N А21-1354/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1354/2019
Истец: Калининградская областная таможня
Ответчик: ООО "Автостеп"