г. Хабаровск |
|
12 августа 2019 г. |
А73-931/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Иноземцева И.В., Усенко Ж.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области", ОГРН 1136500000922: не явились;
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ОГРН 1072723005079: Воронкова Е.Н., представитель по доверенности от 22.02.2019 N 40;
от Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации: не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 24.06.2019
по делу N А73-931/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Медведевой О.П.
по иску Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области"
к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 3 539 758,66 руб.
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Хабаровского края обратилась Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области" (далее - истец, НО "Фонд капитального ремонта", фонд) с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России, учреждение) о взыскании долга по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в сумме 3 247 488,86 руб., неустойки в сумме 292 269,80 руб.
Определениями от 04.03.2019, от 13.05.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное государственное казенное учреждение Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Решением от 24.06.2019 исковые требования удовлетворены.
ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России и Министерство обороны Российской Федерации обратились с апелляционными жалобами.
Ответчик в жалобе просит решение отменить, в удовлетворении требований к учреждению отказать. В обоснование жалобы указывает, что не основан на доказательствах вывод суда о том, что ответчику на праве оперативного управления принадлежат помещения в указанных в исковом заявлении домах; по мнению ответчика, в его полномочия не входит перечисление взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, поскольку ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России не является собственником помещений, бюджетная смета не предусматривает средства на оплату взносов в фонд капитального ремонта многоквартирных домов.
Министерство обороны Российской Федерации в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что истец не направлял в адрес учреждения квитанции об оплате; истец не представил доказательства того, что работы по капитальному ремонту на сумму 3 247 488,86 руб. согласованы решениями общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах; по мнению третьего лица, судом не проверен расчет пени в части применения процентной ставки, ссылается на Обзор судебной практики N 3 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации о19.10.21016, вопрос N 3, указывает, что на момент принятия решения процентная ставка составляла 7,75%.
НО "Фонд капитального ремонта" представлен отзыв на апелляционную жалобу ответчика с возражениями.
Федеральным государственным казенным учреждением Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации представлено ходатайство, в котором указано об отсутствии возражений на апелляционную жалобу ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России и заявлено о рассмотрении дела без участия представителя.
В судебном заседании представитель ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России поддержал доводы апелляционных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, извещались о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не прибыли. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителя ответчика, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
По материалам дела, а именно сведениям Единого государственного реестра недвижимости установлено, что ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ на праве оперативного управления принадлежат помещения, расположенные по следующим адресам:
- Анивский р-н, с.Троицкое, ул. Гвардейская,д.10, кв N 5, 16, ул. Гвардейская, д.12, кв. N 16, 18, 22, 24, 33, ул. Гвардейская, д.14, кв. N 10, 13, 16, 35, 5, 57, 62, 63, ул. Гвардейская, д.4, кв. N 6, ул. Гвардейская,д.6, кв. N 2, N 3, N 24, ул. Гвардейская,д.8, кв. N 1, 10, 13;
- г. Южно-Сахалинск, пр-т Мира, д.391, кв. N 3- 5, 8, 9-12, 14-16, 18, 22, 25, 27-29, 33, 38, 43,44,59-63, 66,67,69,71-76, 79,80; пр-т Мира д.391А, кв.N 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10-12, 14-18, 21, 22, 25, 27-31, 33, 36-38, 40, 42-44, 46, 48-55, 57- 63, 66, 67, 69, 71-76, 79, 80; пр-т Мира д.393 Б, кв. N 1,4, 5-8, 10-20, 23,24,26-33,35-39, 41-45, 48-55,57-59, 60-63, 65, 66, 68, 70-76,79,80-85,88-90; ул. Армейская,д.20, кв. N47;
-Корсаковский р-н, с. Дачное, ул. Мотострелковая,д.7, кв.N 1-10,13- 17,19,20,21,23-32; ул. Мотострелковая,д.7, корп.1, кв. N 1-3,5-9,12,15,17-24,27-34, 37, 38, 40, 46-48, 51, 52, 56, 57, 59, 63, 64, 66-71, 73, 74, 78,79,80,83,84,87,89; с.Дачное,д.155, кв. N 4,6,8-11, 14, 17, 18, 19, 21,23,26,27,28-31,33,35,37, 38, 40,46,48,50,53,55,56,60,62-65, 68, 69,71-76, 78, 79, 80; с.Дачное, д.156, кв. N 2-19, 21-26, 28, 29, 30, 32, 34, 38, 41, 42, 44, 45, 48, 50-52, 56, 57, 60, 61, 63, 64, 66, 68, 69, 70-76, 80; с.Дачное, д.157, кв.N 1-9,12,14,15,16,19,20-23,26-29,31,32,34,35,38,39,41-44,46,47,49,50-5 4,58,59,60;
- Корсаковский р-н, с. Соловьевка,д.273, кв.N 22; с. Соловьевка, д4, кв.N 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 15, 17, 19, 21, 24, 29, 30, 31, 35, 36, 39, 40, 41, 46, 47, 48; с. Соловьевка,д.5, кв. N3, 8, 10, 12, 18, 20, 21, 23, 24, 25, 30, 33, 34, 35, 38, 39, 40-43, 47, 49,54,55,56,57,60,62;
- Корсаковский р-н, с. Третья Падь, д.33, кв. N 1,4,6,7,9,10- 13, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 29, 30, 32, 34, 35, 38, 39, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 48, 50, 51, 54, 56, 58, 60, 61, 64, с. Третья Падь, д.34, кв. N1, 2, 3, 5, 7, 8, 11- 16, 18, 19, 20, 23, 26, 30, 34, 35, 36, 38, 42, 43, 45, 46, 50, 52, 53, 54, 55,56, 58, 60, 62, 63;
- Ноглинский р-н, пгт Ноглики, ул. Советская, д.2, пом.203.
В период с 01.07.2016 по 30.09.2018, с 01.04.2018 по 30.09.2018 ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России не платило взносы на капитальный ремонт общего имущества перечисленных выше домов.
Долг ответчика по взносам на капитальный ремонт составил 3 247 488,86 руб.
Истец обращался к ответчику с претензией, в которой требовал погасить названную задолженность.
Однако требование истца добровольно ответчиком не удовлетворено, в связи с чем НО "Фонд капитального ремонта" обратилось в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.
Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Региональный оператор не вправе создавать филиалы и открывать представительства, а также создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.2 настоящей статьи.
Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
Методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию регионального оператора и обеспечению его деятельности, контролю за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля, назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора, разработка рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ собственники помещения в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ).
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
В силу статьи 169 ЖК собственники помещений обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 3 статьи 169 ЖК РФ определено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 13.10.2015 N 304-ЭС-15-6285, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения, обязаны нести бремя содержания общего имущества, которое необходимо для обслуживания домов в целом. Указанная обязанность возникла у ответчика силу положений статей 36, 158 ЖК РФ и норм статей 249, 296 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Сахалинской области от 15.07.2013 N 76-ЗО "О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Собственники спорных помещений в срок, установленный пунктом 5 статьи 170 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 1 Закона Сахалинской области от 15.07.2013 N 76-ЗО "О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области", не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, в связи с чем, на основании постановлений муниципальных образований соответствующего городского округа в отношении перечисленных многоквартирных домов в качестве способа формирования фонда капитального ремонта определен способ перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора - НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области".
Пунктом 1 статьи 167 ЖК РФ определение минимального размера взносов на капитальный ремонт отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлениями правительства Сахалинской области установлены минимальные размеры взносов на капитальный ремонт:
- постановлением правительства Сахалинской области от 16.06.2015 N 216 с 01.01.2016 установлен тариф на 2016 год в размере 6,0 руб.;
- постановлением правительства Сахалинской области от 22.09.2016 N 474 с 01.01.2017 установлен тариф на 2017 год в размере 6,0 руб.;
- постановлением правительства Сахалинской области от 07.07.2017 N 324 с 01.01.2018 установлен тариф на 2018 год в размере 6,0 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 155 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
По расчету истца с применением названных тарифов задолженность ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России по взносам на капитальный ремонт за период с 01.07.2016 по 30.09.2018, с 01.04.2018 по 30.09.2018 составила 3 247 488,86 руб.
Расчет долга ответчиком не оспорен.
Поскольку учреждение не представило доказательства оплаты взносов на капитальный ремонт, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковое требование о взыскании с ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России долга в сумме 3 247 488,86 руб.
Доводы апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации о том, что истец не направлял счета, отклонен судом, поскольку размеры взносов на капитальный ремонт установлены нормативными актами, а срок внесения платы - пунктом 1 статьи 155 ЖК РФ.
Доводы ответчика о том, что в его полномочия не входит перечисление взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, поскольку ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России не является собственником помещений, бюджетная смета не предусматривает средства на оплату взносов в фонд капитального ремонта многоквартирных домов, отклонены судом апелляционной инстанции.
Доводы жалобы противоречат статьям 296, 249 ГК РФ. Включение в бюджетную смету соответствующих расходов зависит от воли ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России.
Доводы Министерства обороны Российской Федерации о том, что истцом не доказан факт утверждения собственниками помещений в домах работ по капитальному ремонту на сумму 3 247 488,86 руб., отклонен судом апелляционной инстанции, как противоречащий природе спорных взносов, которые вносятся собственниками на будущее время. Как верно указано судом первой инстанции очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 14.1 статьи 155 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Поскольку материалами дела подтверждается нарушение ответчиком установленной законом обязанности, истец вправе начислить законную неустойку.
Расчет неустойки в сумме 292 269,80 руб. составлен истцом по состоянию на 11.12.2018.
Расчет судом проверен, признан верным.
Довод жалобы Министерства обороны Российской Федерации о неверном применении в расчете ставки Центрального банка Российской Федерации, отклоняется апелляционным судом, поскольку в данном случае неустойка начислена не за нарушение срока оплаты коммунальных услуг, а за нарушение срока оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Приведенная в жалобе правовая позиция не относится к предмету спора.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Шестой арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб. Доводы жалоб основаны на неверном понимании заявителями норм права и обстоятельств дела. При принятии решения судом нормы материального или процессуального права не нарушены.
От уплаты государственной пошлины заявители жалоб освобождены в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.06.2019 по делу N А73-931/2019 оставить без изменений, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-931/2019
Истец: НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области", НО "Фонд капитального ремонта"
Ответчик: ФГКУ "Дальневосточное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4581/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5333/19
12.08.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4311/19
24.06.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-931/19