г. Самара |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А49-3350/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 15 мая 2019 года по делу N А49-3350/2019 (судья Петрова Н.Н.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области (ОГРН 1095836002680, ИНН 5836013690), г. Пенза,
к обществу с ограниченной ответственностью "Тандем" (ИНН 5836681320, ОГРН 1175835003805), г. Пенза,
о взыскании штрафа в сумме 1 500 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее - общество) о взыскании штрафа в сумме 1 500 руб. 00 коп., наложенного на основании решений Управления о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N N 068S19180005198, 068S19180005199, 068S19180005200 от 16.08.2018.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 26.03.2019 заявление принято к производству суда и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 15 мая 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе учреждение просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Пензенской области от 15 мая 2019 года по делу N А49-3350/2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на наличие в действиях общества нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и на наличие оснований для взыскания спорной суммы штрафа.
В соответствии со ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, общество представило сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за март 2017 - 03.04.2017, октябрь 2017 - 07.11.2017, ноябрь 2017 - 01.12.2017. Срок представления указанных сведений за март, октябрь, ноябрь 2017 года истек 17.04.2017, 15.11.2017, 15.12.2017 соответственно.
При этом сведения еще на 1 застрахованное лицо за март, октябрь 2017 года общество представило 15.03.2018, за ноябрь 2017 года - 22.03.2018.
В связи с указанным обстоятельством должностным лицом органа Пенсионного фонда был составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N N 068S18180004773, 068S18180004775, 068S18180004776 от 10.07.2018. Данные акты направлены заявителю заказной почтой 11.07.2018.
16.08.2018 заместитель руководителя Управления в отсутствие представителя общества, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения материалов проверки, вынес решения о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N N 068S19180005198, 068S19180005199, 068S19180005200, в соответствии с которыми заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в общей сумме 1 500 руб. 00 коп.
Направленные в адрес страхователя требования об уплате финансовых санкций от 17.09.2018 N N 068S01180011337, 068S01180011338, 068S01180011339 со сроком исполнения до 09.10.2018 обществом не исполнены.
В связи с указанными обстоятельствами Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика финансовой санкции.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "Об обязательном индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, должны быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63 -ФЗ "Об электронной подписи". Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Страхователь при представлении сведений на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период. Форма представления сведений в форме электронного документа определяется Пенсионным фондом Российской Федерации.
При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (пункт 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (пункт 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) (пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Приказом Минтруда РФ от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция).
В силу пункта 36 Инструкции контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В исполнение положений пункта 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".
При этом установлены типы формы: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Как видно из материалов дела, заявитель зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации с присвоением N 068001-037684.
03.04.2017 страхователь представил в Управление сведения по форме СЗВ-М (тип формы "исхд") за март 2017 года на 0 застрахованных лиц. Срок представления сведений - 17.04.2017.
07.11.2017 страхователь представил в Управление сведения по форме СЗВ-М (тип формы "исхд") за октябрь 2017 года на 0 застрахованных лиц. Срок представления сведений - 15.11.2017.
01.12.2017 страхователь представил в Управление сведения по форме СЗВ-М (тип формы "исхд") за ноябрь 2017 года на 0 застрахованных лиц. Срок представления сведений - 15.12.2017.
15.03.2018 страхователь представил в Управление уточненные сведения по форме СЗВ-М (тип формы "доп") за март, октябрь 2017 года на 1 застрахованное лицо.
22.03.2018 страхователь представил в Управление уточненные сведения по форме СЗВ-М (тип формы "доп") за ноябрь 2017 года на 1 застрахованное лицо.
В данном случае страхователь реализовал свое право на представление в Управление уточненных (исправленных) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М до момента обнаружения ошибки Управлением.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении N 303-КГ18-99 от 02.07.2018, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что исходные сведения о застрахованных лицах персонифицированного учета за март, октябрь, ноябрь 2017 года были представлены обществом в Управление в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок, неполнота сведений откорректирована обществом самостоятельно путем направления дополнительных сведений на одно застрахованное лицо, в силу чего суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Доводы жалобы Управления не подтверждены имеющимися в деле доказательствами. Нарушение ООО "Тандем" законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обоснованность привлечения его, в рассматриваемом случае, к ответственности по ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 г., учреждением не подтверждены.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 15 мая 2019 года по делу N А49-3350/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-3350/2019
Истец: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Пензе Пензенской области
Ответчик: ООО "Тандем"